Так уж сложилось на постсоветском пространстве, что приход зимы воспринимается властями здешних государств, как стихийное бедствие. К зиме, обычно, начинают готовиться летом, проверяя системы теплоснабжения и запасаясь необходимым количеством топлива для нормального прохождения отопительного сезона.
Не является исключением из этого правила и Украина. Правда, уже второй год подряд, подготовка к отопительному сезону проходит в авральном режиме, а его успешность остаётся под вопросом вплоть до первых весенних дней.
В конце прошлого месяца власти Украины «неожиданно»» обнаружили нехватку запасов угля для выработки электроэнергии. 31 июля премьер-министр страны Арсений Яценюк назвал ситуацию катастрофической. Его заявление было недалеко от истины, ведь на тот момент запасы угля на некоторых украинских электростанциях были столь малы, что могли быть израсходованы за два дня (кое-где так и произошло).
Прежде, чем описывать сложившуюся ситуацию, уместно напомнить её предысторию.
Как уже упоминалось выше, прошлый отопительный сезон также был для Украины проблемным. Риск тогда был настолько велик, что некоторые политические эксперты даже увязывали возможную смену правящего режима с наступлением холодов.
Причиной подобных предположений служил высокий уровень энергетической зависимости Украины от России. Истории с бесконечными спорами двух государств по поводу условий контрактов на поставку газа далеко не новы. Однако, после смены власти на Украине в начале 2014-го года, политический компонент становился в этих спорах всё более важным фактором.
Откровенно антироссийская политика действующих украинских властей делала практически невозможным достижение взаимовыгодных договорённостей по газу. При этом позиции Украины на переговорах ослаблялись ещё и за счёт строительства Россией газопроводов в обход её территории. Так, знаменитый Северный поток непрерывно увеличивает мощность прокачки голубого топлива, а планы по строительству Турецкого потока обретают всё большую реальность.
Летом 2014-го напряжённая политическая обстановка и недоговороспособность украинского правительства привели к остановке Газпромом поставок топлива Киеву. Именно эта ситуация послужила основанием для сомнений в успешности отопительного сезона 2014-2015 годов. В итоге, договорённости о поставках газа, всё же, были достигнуты в конце осени, что позволило Украине успешно пережить зимний период.
Но газовая проблема не является единственным «бичом» украинского топливно-энергетического комплекса.
С момента начала активных боевых действий на Востоке страны, вопрос снабжения её ТЭС углём стал не менее актуальным. Большинство шахт, добывающих высококачественный уголь антрацит, оказались на неподконтрольной украинскому правительству территории.
После провала летнего наступления ВСУ, стало очевидно, что возобновить контроль над стратегически важным ресурсом не удастся. Между тем, запасы угля на электростанциях расходовались довольно быстро. Осенью 2014-го это породило ситуацию, подобную нынешней. Из-за нехватки топлива тогда остановилась Трипольская ТЭС.
Реакцию украинских властей на прошлогодний энергетический кризис трудно назвать адекватной. Вместо того, чтобы принять самое логичное, в сложившейся ситуации, решение и договориться о закупках угля с властями самопровозглашённых ДНР и ЛНР, украинское правительство стало искать поставщиков в дальнем зарубежье. Данное решение было мотивировано нежеланием «финансировать сепаратистов».
Результатом подобной политики стала попытка закупки угля у Южно-Африканской Республики. Несмотря на всю абсурдность идеи, украинские политики вовсю взялись за её реализацию. Однако на пути к «энергетической независимости» встал ряд непреодолимых препятствий.
Во-первых, уголь из ЮАР был гораздо дороже донецкого и луганского, а необходимость его транспортировки по морю повышала цену ещё больше. Во-вторых, учитывая необходимые объёмы закупок, предполагаемый метод Доставки и ограниченные возможности украинских портов, идея с покупкой южноафриканского угля становилась крайне трудноосуществимой.
Кроме того, ввиду высокой цены на сырьё из ЮАР, в стране разгорелся коррупционный скандал. Министра топлива и угольной промышленности Владимира Демчишина тогда обвинили в организации преступных схем с целью присвоения средств, предназначенных для закупки угля. Впрочем, ощутимых последствий это за собой не повлекло и министр остаётся при своей должности до сего дня.
Результатом прошлогоднего угольного кризиса стало внедрение по всей стране графика веерных отключений электроэнергии. Данная практика не обошла стороной даже Киев, где свет отключали промышленным предприятиям. По всей остальной территории Украины без электрики оставались и рядовые потребители. Ввиду изношенности оборудования, график отключений не всегда соблюдался, в результате чего некоторые населённые пункты оставались обесточенными по 8-10 часов в сутки вместо положенных 2-4.
Благодаря практике веерных отключений, украинским властям удалось снизить нагрузку на энергосистему страны в зимний период. Но, проблему нехватки угля это не решало.
Помимо экзотического и дорогостоящего варианта с закупкой сырья из Южной Африки, предполагались и другие пути его получения. Так, в конце 2014 года украинские СМИ живо обсуждали возможность закупок угля у Казахстана. Разговоры об этом появились в прессе в связи с визитом в Киев Нурсултана Назарбаева и закончились практически сразу после его отъезда.
Официально отказ от угля из Казахстана был мотивирован его непригодностью для использования на украинских ТЭС, что весьма сомнительно. Гораздо более вероятным выглядит объяснение этого шага укреплением союзнических отношений Казахстана с Россией, ознаменовавшимся созданием ЕАЭС в начале текущего года. Кроме того, даже если бы Казахстан не был столь тесно связан с РФ союзническими обязательствами, транспортировать уголь на Украину всё равно пришлось бы через российскую территорию.
Очевидно, именно руководствуясь этими соображениями, украинское правительство решило не прибегать к посредникам и закупать уголь у «страны-агрессора» напрямую. Во многом, именно благодаря этой практике, Украине удалось избежать ещё более серьёзных проблем в области энергетики прошлой зимой.
Но, как выяснилось впоследствии, от поставок угля из ДНР и ЛНР Украина тоже не отказалась. И, хотя официально подобная практика находится под строжайшим запретом, контрабандный уголь продолжает поступать на подконтрольную украинским властям территорию в промышленных масштабах.
Что же касается газа, минувшей зимой, согласно трёхстороннему соглашению между Украиной, Россией и ЕС, Киев получал его исключительно по предоплате. Это позволило с горем пополам пройти отопительный сезон. Но уже летом 2015 года ситуация с прекращением поставок российского газа из-за отсутствия предоплаты повторилась.
Ввиду того, что сейчас Украина повторяет свой прошлогодний путь, можно совершенно справедливо заметить, что никаких выводов из собственного опыта её власти так и не сделали.
Сегодняшние проблемы в энергетической сфере имеют те же корни, что и прошлогодние. За год ситуация на фронте если и изменилась, то не в пользу Украины. Это означает, что контроля над стратегически важными запасами сырья для собственных ТЭС страна, по-прежнему, не имеет. Более того, за прошедший год украинские власти усилили экономическую блокаду неподконтрольных им территорий Донбасса, параллельно подкрепляя данную политику соответствующим информационно-пропагандистским обеспечением. Это означает, что в случае, если правительство, всё же, решится закупать уголь у ДНР и ЛНР, оно рискует поднять возмущение агрессивной националистически-настроенной части общества.
Тем не менее, ввиду критической ситуации в энергетическом секторе, вариант закупки угля на неподконтрольных территориях Донбасса, всё же, рассматривается Киевом. На это указывают появившиеся 3 августа сообщения о том, что Украина, в ходе переговоров в Минске, может потребовать ревизии угледобывающих предприятий ДНР и ЛНР с целью изучения возможности подписания контрактов с ними.
Анализируя эту возможность, следует помнить о том, что до сих пор политические соображения украинских властей всегда брали верх над вопросами экономики, когда речь заходила о торговле с территориями ДНР и ЛНР. Однако, как мы уже писали, существует возможность контрабандных поставок угля на Украину. Не смотря на создаваемую Киевом видимость борьбы к контрабандой в прифронтовой зоне, местные украинские чиновники не прочь заработать на нелегальных схемах торговли углём.
Иногда контрабанда осуществляется под прикрытием тех, или иных подразделений силовых структур. Подтверждением тому служит недавняя ситуация с попавшим в опалу батальоном МВД Украины «Торнадо», чьи бойцы начали предавать огласке сведения о незаконной торговле углём из-за того, что с ними не поделились доходами от этого бизнеса.
И хотя масштабы контрабанды угля довольно велики, подобные «серые» схемы торговли не в состоянии покрыть потребности Украины в этом сырье. Заключение прямых торговых договорённостей тоже выглядит маловероятным. На то есть не только политические, но и чисто военные причины. Разрушенные железнодорожные пути и постоянные обстрелы (позиционные бои на фронте) делают достижение довоенного объёма поставок угля практически нереальным.
Всё это означает, что Украине в срочном порядке необходимо осуществлять то, с чем она так и не справилась в прошлом году – искать новый надёжный и, желательно, недорогой источник топлива для своих ТЭС.
Предложения правительства по решению этой задачи по-прежнему остаются невнятными. В общих чертах их изложил министр топлива и энергетики Владимир Демчишин в своём выступлении перед прессой третьего августа.
По словам министра, основной объём угля для успешного прохождения отопительного сезона Украина планирует закупить у ЮАР. Но покрыть все потребности за счёт африканских поставок не удастся, потому в числе предполагаемых поставщиков министр также назвал США, Польшу и Россию.
Комментируя возможность закупки угля в РФ, Демчишин назвал её «очередным фактором риска», но тут же отметил, что ввиду сложившейся ситуации Украина должна закупать уголь у всех возможных поставщиков.
Из заявлений министра становится понятно, что в этом году страну неизбежно настигнут те же проблемы, которые ставили под вопрос прошлый отопительный сезон. Уголь из ЮАР за год, разумеется, не стал дешевле, как и его доставка морским путём. Правда, одно существенное отличие всё-таки есть. В прошлом году отгрузка угля с торговых судов представлялась невозможной ввиду того, что соответствующий терминал есть только в Мариуполе. На тот момент железнодорожное сообщение с городом было прервано из-за последствий боевых действий. Теперь же отгрузка угля и его последующая доставка на электростанции страны из Мариуполя вполне возможны, хотя и весьма рискованны, так как город является прифронтовым.
Определённым ноу-хау нынешнего сезона стали намерения закупать уголь у США. Нетрудно догадаться, что американское сырьё будет столь же дорогостоящим, как и южноафриканское, а его доставка на Украину по морю таит в себе те же самые проблемы.
Комментируя возможность закупки угля у Соединённых Штатов, следует учитывать политический фактор. Руководствуясь собственным интересом в сохранении правящего на Украине режима, американцы могли пообещать Киеву существенные скидки при закупке сырья у них. Не исключены даже бесплатные поставки, хотя этот вариант, всё же, маловероятен.
Кроме того, украинские власти могли озвучить подобные намерения и без предварительных договорённостей с американской стороной в надежде на то, что «заокеанские партнёры» выполнят их пожелания, руководствуясь собственными политическими интересами. Насколько оправданы эти ожидания, покажет время, но до сих пор все просьбы украинской стороны американцы удовлетворяли лишь частично.
Что же до закупок угля в Польше, то этот вариант не совсем нов. В прошлом году представители власти также упоминали о нём, но быстро отказались от затеи, ввиду высокой стоимости и низкого качества польского сырья.
В этой связи уместно вспомнить вышеописанную историю с углём из Казахстана, от закупок которого Украина отказалась, мотивируя данное решение его низким качеством. Похоже, в случае с сырьём из Польши этот аргумент не работает. Как водится на Украине в последние полтора года, на то есть политические причины. Польша, в отличии от Казахстана, является верным союзником США, а значит, в стимулировании её экономики путём закупок низкокачественного угля, украинское правительство может видеть свой непосредственный «союзнический долг».
Справедливости ради, стоит заметить, что, с точки зрения транспортных затрат, закупка угля в соседней Польше выглядит значительно более привлекательно, нежели в Африке, или Америке.
И всё-таки, из слов Владимира Демчишина можно понять, что главным поставщиком угля на Украину в нынешний отопительный сезон будет оставаться Россия. Объясняется это элементарным соотношением цены и качества. Российский уголь дешевле сырья из ЮАР и США, при этом превосходя польский уголь по эксплуатационным характеристикам. Предполагаемые транспортные затраты также невелики, ввиду наличия развитой сети железнодорожного сообщения, соединяющей два, некогда братских, государства.
Единственный риск поставок угля из РФ заключается в возможности их прекращения в случае возобновления активных боевых действий на Донбассе. В условиях, когда минские соглашения окончательно доказали свою неэффективность, этот вариант развития событий исключать нельзя.
Таким образом, энергетический кризис, в теории, даёт украинским властям ещё один стимул не возобновлять активные боевые действия. Чем это обернётся на практике, говорить пока рано, но остаться без угля в преддверии отопительного сезона – не лучшая перспектива для Киева.
В связи с нынешними проблемами в энергетической отрасли Украины нельзя обойти вниманием извечную тему коррупции, разъедающей её властные структуры. Размах этого вредоносного явления столь велик, что о нём уже открыто заговорил премьер-министр страны.
В понедельник 3 августа на экстренном заседании энергетического штаба, посвящённом сложившейся ситуации, Арсений Яценюк обратился к Владимиру Демчишину с прямым вопросом о том, куда профильное министерство тратит деньги, уплаченные субъектами хозяйствования за предоставленные коммунальные услуги. Этих средств, с учётом повысившихся тарифов, должно хватать на закупки необходимого сырья. Но не хватает.
Растерявшись, Демчишин ответил премьеру, что гарантирует гражданам нормальное прохождение отопительного сезона. Как мы могли убедиться, эти гарантии пока не подкреплены реальными действиями. Но и слова Яценюка не стоит воспринимать на веру. Зная биографию нынешнего премьера, трудно себе представить, что коррупционные схемы Кабмина идут в обход него. А значит, его негодование – лишь способ найти виновного в возможном провале отопительного сезона.
Помимо всего вышеперечисленного, идущая подготовка к отопительному сезону примечательна ещё и тем, что план его успешного прохождения для Украины разрабатывали американские эксперты. Об этом 3-го августа сообщило издание Forbes. Согласно информации ресурса, группа американских и европейских экспертов разработала для Украины «План обретения энергетической независимости» в двух частях. Первая из них включает в себя рекомендации по прохождению отопительного сезона 2015-2016 годов, а вторая описывает мероприятия в энергетической отрасли страны, рассчитанные на пять ближайших лет.
Сам факт того, что решением жизненно важного для Украины вопроса занимаются иностранные эксперты, свидетельствует о вопиющей некомпетентности киевских властей. Впрочем, сколь бы хорош ни был иностранный план, реализовывать его, всё равно, придётся именно украинским чиновникам. Это означает, что шансы на провал в разы превышают вероятность успеха.
Кроме того, остаётся непонятным, примет ли Украина данный план за основу своей энергетической стратегии. Учитывая то, что документ может ставить крест на интересах некоторых правящих кланов в энергетической отрасли, вероятность его отклонения (или саботирования) украинскими властями весьма высока.
Напоследок стоит упомянуть о ситуации с другим жизненно важным для Украины энергоресурсом – газом. Как мы уже говорили, на данный момент его поставки из России полностью остановлены. Между тем, лето – период, когда следует наполнять газовые хранилища. Сейчас украинские власти пытаются делать это за счёт реверсных поставок из ЕС, но они не способны обеспечить необходимого объёма голубого топлива.
Новое соглашение о поставках газа из России Украина, по словам главы правления компании «Нафтогаз» Андрея Коболева, собирается подписать в сентябре-октябре, причём, обязательно при посредничестве ЕС.
Стоит ли говорить о том, что подобный подход к решению газовой проблемы крайне безответственен? Ведь откладывание на осень подписания столь важных договорённостей грозит нехваткой времени для запасания необходимых объёмов топлива.
Учитывая всё вышеописанное, остаётся констатировать, что перспективы грядущего отопительного сезона для граждан Украины весьма туманны. Правительство уже предупреждает о возможности возобновления веерных отключений электроэнергии. Уголь на ТЭС подходит к концу, а договорённости по газу откладываются на последний момент. Но наиболее удручающим является то, что подобная практика становится для Украины нормой, а значит, не исключено её повторение в последующие годы.
// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e // t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e // t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e // t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e