Сообщество «Форум» 21:58 3 апреля 2020

От Навального до Ницще

СИЗОнная пятерка-3

Варлам ШАЛАМОВ, «Колымские рассказы». Сборник историй о жизни заключенных в сталинских лагерях. Шаламов всесторонне описывает то бесчеловечное отношение, с которым сталкивались осужденные граждане Страны Советов. «Колымские рассказы» – не только о взаимоотношениях государства и гражданина, но и об отношениях между различными категориями заключенных – от воров-рецидивистов и осужденных за бытовые преступления до политических заключенных, именуемых «врагами народа». Интересны описания психологии лагерных сидельцев. Язык автора легок для восприятия, рассказы читаются на одном дыхании.

Иван МИРОНОВ, «Замурованные. Хроники кремлевского централа». Это жизнеописание юриста, писателя, общественного деятеля Ивана Миронова, который пятнадцать лет назад проходил обвиняемым по делу о покушении на жизнь Анатолия Чубайса. Автор пишет о пребывании в СИЗО 99/1 – одном из самых строгих в стране. Учреждение куда определяют известных политиков, опальных олигархов, лидеров преступных сообществ. В книге достаточно информации о жизни московских тюрем, особенно подробно описано устройство «кремлевского централа». Лично для меня книга интересна тем, что «99/1» находится на территории Матросской тишины, где сижу я. А жизнь здесь устроена таким образом, что невольно приходится пересекаться с теми, кто сидит или сидел в «99/1». Интересно сравнить порядки между «шестым спецблоком» Матросской тишины, куда полтора года назад определили меня, и соседним «кремлевским централом». Автору книги довелось посидеть и на «шестёрке» – в камере, которая находится прямо напротив той, в которой на данный момент пребываю я.

Олег НАВАЛЬНЫЙ, «3 ½». Еще одна книга о местах лишения свободы. Если в первой книге данного обзора речь шла о сталинских лагерях, во второй – о московских СИЗО времен нулевых годов, то в данном случае автор – родной брат Алексея Навального –повествует о жизни в российской колонии общего режима десятых годов ХХI века. Есть небольшой раздел и о знаменитой на всю страну «Бутырке». Это незамысловатое произведение написано простым и доступным языком, читается легко. Навальный несильно утруждает себя углубляться в душевные переживания, за исключением разве что эпизода, где он размышляет о разлуке с любящей супругой. Хотя чувство юмора автора – не самой высокой пробы, но в какой-то степени это компенсируется обилием веселых иллюстраций, нарисованных самим Олегом. Судя по рассказанному, брат Навального сидел не как рядовой арестант: он, к счастью, не познал в полной мере тот произвол, с которым сталкиваются обычные российские заключенные.

Фридрих НИЦШЕ, «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла». Если предыдущие три книги оставили у меня хорошее впечатление, то две другие книги этого обзора оказались крайне сомнительными в плане содержания. Более бессистемной, абсурдной книги, чем «Так говорил Заратустра», я не читал: автор, похоже, совсем не трудился грамотно сформулировать свои мысли. Так, абзац из трех предложений может закончиться совершенно алогичным выводом. Иногда такое становится возможным даже в рамках одного предложения. «По ту сторону добра и зла» претендует на большую цельность: Ницше уже пытается сформировать какую-никакую концепцию. Но опять выходит нечто несвязное, сумбурное – понятное, вероятно, только ему самому. Конечно, есть философы, историки, которые пытаются трактовать, расшифровывать, что именно хотел сказать автор, какой скрытый смысл вложил он в свои тексты. Но Фридрих Ницше не Иисус Христос, чтобы ученые сидели и ломали головы над тем, что он наглаголил: слишком много чести. Я искренне пытался найти крупицы мудрости в его книгах – но довольствовался лишь парой хотя и точных, но довольно примитивных утверждений. Основные три его идеи в этих трудах – антихристианство, сексизм и сословная мораль. И даже эти неглубокие идеи преподносятся весьма сомнительно. Как альтернативу трудам Ницше, затрагивающим философию иррационализма, рекомендую другого немецкого автора – Артура Шопенгауэра.

Айн РЭНД, «Атлант расправил плечи». Еще одна излишне разрекламированная книга. В предисловии указано, что в США ее тираж уступает только Библии. Позиционируют книгу как роман о том, как в Америке времен Великой депрессии правительство пыталось перейти на плановую экономику, начало ограничивать свободу граждан, что привело к печальным последствиям. Но на самом деле это только фон для любовных переживаний главных героев. Большая часть книги посвящена тому, как на протяжении долгого времени трое состоявшихся мужчин влюблены в одну и ту же женщину – главную героиню романа. Ее метания, сложность выбора и смена приоритетов – большая часть повествования. Максимально подробно описываются каждый взгляд, улыбка, соприкосновения героев. Язык неплох: использованы многочисленные метафоры и яркие эпитеты. Автор характеризует положительных героев как людей действия – но часто, иногда на протяжении сотни страниц, в повествовании ничего существенного не происходит. Экономике и политике уделяется крайне мало внимания, главные герои ведут себя нелогично, диалоги зачастую бессмысленны. Мне было гораздо интереснее следить за шагами отрицательных персонажей, так как они хотя бы пытались заниматься насущными проблемами, а не душевными страданиями. В книге есть интересные мысли – но если сократить объем написанного раза в три, убрав шелуху, получилось бы более интересно читаемое произведение. Но что имеем – то имеем.

1.0x