Авторский блог Владимир Ратников 14:51 30 октября 2019

СИЗОнная пятёрка-2

снова – о самых интересных книгах, прочитанных в СИЗО

А. И. Солженицын. «Подлинная свобода» – собрание трудов известного русского писателя. Среди них его статьи, речи, интервью, в том числе и знаменитое «Как нам обустроить Россию». Данный сборник позволяет поближе познакомиться с общественно-политическими взглядами Солженицына; особенно запоминаются следующие моменты. Во-первых, вопреки обвинениям поклонников сталинизма, Солженицын вряд ли был слепым фанатом Запада, ренегатом, русофобом, как некоторые современные российские либералы. Напротив, Солженицын неоднократно подчеркивал свою приверженность национальным русским интересам, самобытный путь России, активно критиковал западную культуру, общество потребления, падение нравов в капиталистических странах. То есть можно сказать, что Солженицын был в некотором роде представителем третьего пути. Во-вторых, Солженицын уже в конце 80-х, начале 90-х предсказал то, что происходит сейчас в стране: сращивание бывшей партийной номенклатуры и олигархата, установление новой диктатуры в России. Причина этому – уклонение властей от тотальной люстрации. В-третьих, Солженицын открыто выступал за славянское единство, утверждал, что он «никогда бы не пошел воевать с украинцами и не позволил бы воевать своим детям».

А. Ф. Кони. «Закон и справедливость» – энциклопедия, где приводятся статьи дореволюционного юриста Анатолия Федоровича Кони: обвинительные речи, выступления в качестве судьи и защитника, отдельные высказывания. Рекомендую кроме этой книги прочитать «Избранные судебные речи» Н .Ф. Плевако. Данные произведения дают представления о том, как рассматривались дела в царской России. Читая их, сравнивая содержание с современным уголовным процессом в РФ, поражаешься, насколько деградировало отечественное правосудие за почти 150 лет. До революции 1917-го и адвокаты и прокуроры понимали всю важность своей работы, стремились докопаться до сути рассматриваемых дел, раскрыть все его подробности, устранить всевозможные сомнения. Прокурор стремился не только обвинять подсудимого, но и детально описывал обстоятельства, говорившие в пользу обвиняемого. Использование судов присяжных по широкому кругу дел оставляло для обвиняемых шансы добиться справедливого приговора даже тогда, когда, на первый взгляд, обстоятельства складывались не в их пользу. Причем присяжные вставали на сторону подсудимого даже тогда, когда дух закона вступал в противоречие с его буквой; например, когда убийство произошло в виду тяжелых жизненных обстоятельств или из-за аморального поведения потерпевшего. Долгое тюремное заключение, деятельное раскаяние показывало присяжным, что необходимость сурового вердикта в отношении обвиняемого отпадает. Сейчас мы видим ровно противоположное. Прокуроры подходят к делу формально, читая по бумажке сухой текст, от которого клонит в сон. Необходимости доказывать свою позицию нет, суд все равно встанет на сторону обвинения: даже при очевидной невиновности подсудимого суды присяжных рассматривают крайне малое количество дел. От такого положения вещей и адвокаты теряют стимул качественно выполнять свою работу. Думается, книги Кони и Плевако будут хорошим ориентиром для тех, кто в той или иной форме сталкивается с российским судопроизводством.

А. Тесля. «Русские беседы» – сборник работ по русской общественной мысли XIX века. В них рассмотрены как темы творчества некоторых мыслителей (Чаадаева, Победоносцева, Самарина и др.), так и отдельные вопросы, которые волновали интеллигенцию в то время (русский национализм и его отношение к Европе, русский католицизм и, наоборот, антикатолицизм – и др.). Рассматриваются и такие актуальные проблемы как украинская самоидентичность, отношения русского национализма и властей предержащих. Больше всего мне запомнились мысли автора не о давно минувших днях, а о том, что такое русский мир сейчас, в чем его главная проблема. Если кратко, то тут автор дал вполне точный ответ: русский мир, как его показывают власти, это не формы построения общественных отношений, а классическая русская литература, музыка, победы в войнах… То есть русский мир якобы представляет из себя лишь прошлое, не давая никаких ценностей для настоящего и будущего. Во-вторых, русский мир, как его представляет официальная пропаганда, является – по утверждению автора – не столько русским, сколько советским, и поэтому от него отказываются все больше стран и людей. Данный труд – пусть и не бесспорный – рекомендую тем, кто всерьез интересуется историей; тем же, кто не очень глубоко погружен в эту науку, данные произведения могут показаться слишком сложными.

Даниэль Шелфуг. «Время кометы» – это историческое произведение, основанное на дневниках личностей, так или иначе оставивших след в истории. Оно напомнило мне книгу «Империя должна умереть» Михаила Зыгаря. Главные герои – и президент США Трумэн, и Махатма Ганди, и Хо Ши Мин, и другие известные в политике личности. В книге описываются их жизни, что делали эти люди по окончании Первой мировой войны в 1918 году; события распространяются еще на пару лет после этой даты. То было время тотальных изменений в мировой истории, время новых надежд, время революций… Крайне интересно и то, откуда, например, пошел красный мак как символ памяти павших в Первой мировой, а позже – и во Второй мировой. Не обходит автор стороной и события в нашей стране. Для тех, кто решится взяться за эту книгу, рекомендую читать ее до конца, так как слегка нудное начало сменяется динамичной и затягивающей основной частью и таким же заключением.

Г. Максимов. «Православие и ислам» – эту книгу написал протоирей Русской православной церкви, и ее я чаще всего рекомендую прочитать в СИЗО во многом потому, что в неволе христианам приходиться уживаться буквально бок о бок с мусульманами, буддистами, сектантами... А посему у заключенных есть необходимость понимать религии других, в чем они состоят, какие в них противоречия и отличия от христианства. Основные критерии для сравнения, согласно Максимову, это отношение к догмату о Святой Троице в частности, Библии и Корану вообще, к загробной жизни, тайне исповеди, к пророку Мухаммеду… Книга помогает разобраться в сути ислама – чтобы быть готовым к осмысленному межрелигиозному диалогу.

1.0x