Авторский блог Алексей Гордеев 00:00 29 октября 2015

Какой Сириал!

Речь идёт не о любителях кино, а о профессионалах дипломатии. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри начиная с 23 октября продолжают практически непрерывное обсуждение проблем урегулирования политического конфликта в Сирии. Сначала состоялась их личная встреча в Вене, потом к переговорам присоединились главы дипломатических ведомств Турции и Саудовской Аравии, процесс продолжается, в него втягиваются уже практически все значимые государства Ближнего Востока, включая Египет, Иорданию, Израиль

Речь идёт не о любителях кино, а о профессионалах дипломатии. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри начиная с 23 октября продолжают практически непрерывное обсуждение проблем урегулирования политического конфликта в Сирии. Сначала состоялась их личная встреча в Вене, потом к переговорам присоединились главы дипломатических ведомств Турции и Саудовской Аравии, процесс продолжается, в него втягиваются уже практически все значимые государства Ближнего Востока, включая Египет, Иорданию, Израиль и т.д.

Единственным исключением пока выглядит Иран, но по весьма уважительной причине: его интересы, судя по всему, пока доверено представлять российской стороне. Хотя в любой момент Иран может выступить и самостоятельно, сыграв тем самым в качестве дополнительного геополитического и дипломатического козыря, который, в отличие от уже задействованных Вашингтоном турецкого и саудовского, пока не выложен на стол переговоров.

При этом основой сирийского урегулирования после высказанного 21 октября Башаром Асадом в Москве согласия на досрочные выборы парламента и президента стал российский план объединения и международной поддержки всех внутрисирийских сил, сражающихся против псевдоисламских террористов.

Что, в свою очередь, предполагает сохранение существующих межгосударственных границ де-юре при их ликвидации де-факто. То есть "обратной стороной медали" уничтожения "Исламского государства" выступает, например, сохранение статус-кво относительно курдов как народа, разделенного между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией, с неопределенностью перспектив создания суверенного Курдистана.

Поэтому шансы на успех данного плана объективно не слишком велики. Загнать джинна "арабской весны" в бутылку постколониального разделения Большого Ближнего Востока будет куда труднее, чем выпустить его оттуда. Но "раковую опухоль" "Исламского государства" в его нынешнем виде вырезать путем хирургического вмешательства, то есть применения подавляющей военной силы, нужно обязательно, и не использовать такую возможность, пока и если она существует, было бы сродни преступлению. И только после этого возникает смысл обсуждать план дальнейшего лечения, разные варианты того, как предотвратить появление и разрастание новых метастазов данной опухоли.

При этом не надо забывать, что сам феномен "Исламского государства", чья деятельность запрещена в России по решению суда как террористическая, при всей его отвратительности, буквально "запрограммирован" нынешним миропорядком, нынешней глобальной экономикой, входящей в неуправляемый штопор системного кризиса, всем образом жизни "золотого миллиарда", чей комфорт обеспечивается жёстким и лицемерным грабежом остального населения земного шара. Россия должна предложить Сирии, Ближнему Востоку и всему миру альтернативный проект миропорядка — иначе нынешний сирийский сериал грозит стать бесконечным.

1.0x