Поводом для написания этой заметки стал билет общественного транспорта в Донецке. У нас много внимания уделяют изображениям на банкнотах, но и транспортные и прочие карты тоже не стоит сбрасывать со счетов идеологии и истории. Карты выпускают многие банки и транспортные организации, их дизайн весьма разнообразен, у них даже есть свои коллекционеры, пусть более редкие по сравнению с банкнотами и монетами.
В Донецкой Народной Республике местный МУП АГД ДЭАТ (Донецкэлектроавтотранс) выпускает красочные билетики, посвященные городам Донбасса и памятным событиям. Пусть билеты маленькие, но с детальными картинками, примерно как почтовые коллекционные марки. Билетики массовые, поскольку из-за местных особенностей работы Интернета мало пока используются транспортные карты.
В ноябре этого года выпустили билеты, посвященные Угледару и Селидово, освобожденным нашими бойцами этой осенью. Ранее выпускали билеты с другими городами Донбасса. Билеты также выпускаются к памятным датам истории и событиям сегодняшней мирной жизни ДНР, например, к 10-летию республики, Дню шахтера, годовщине основания города Донецка, Дню семьи, Дню молодёжи.
Подобные по малому размеру и качественному дизайну билетики выпускают многие районные и городские организации общественного транспорта по всей России. В каждом регионе есть как свои региональные символы, так и герои СВО, воинские части, оборонные предприятия, и было бы неплохо актуализировать тематику билетов.
В Москве транспортные карты «Тройка» также выпускаются в различном дизайне, к важным событиям и памятным датам. Из последних выпусков запомнилась карта с изображением Храма Христа Спасителя, звена современных российских истребителей в исполнении Студии военных художников имени Грекова, Берлина 1945 года, Главного храма Вооруженных Сил в Кубинке, Юнармии, пуска новых станций метро, обновленных парков и музеев в Зарядье, Коломенском и Царицыно. По тематике СВО была одна карта с изображением бойца Z в Мариуполе.
Банковские карты «МИР» выпускаются разнообразного дизайна, каждый банк может заявлять свой дизайн и даже дизайн для конкретных клиентов. Например, в Барнауле зарплатные карты для работников одного из заводов региона (Алтайский приборостроительный завод «Ротор») выпустили с изображением здания и логотипа этого завода, что стало для заводчан особой гордостью.
Хотя чаще банковские карты выпускаются нейтральной тематики с цветочками, пейзажами или просто в геометрически-оттеночной гамме. Возможно, раньше банки опасались расширения западных санкций, но теперь практически все крупные банки уже под санкциями.
Давайте помечтаем, например, о карте Сбера особого дизайна для членов семей участников СВО, просто из уважения к ним. Во многих регионах есть известные воинские подразделения со своей символикой, и почему бы не размещать эту символику на банковских картах этих регионов? Многие регионы шефствуют над конкретными городами новых регионов, восстанавливают там общественно значимые здания, а транспортные организации постоянно отправляют конвои с гуманитарной помощью, и это тоже тема для транспортных карт.
Что и как нужно размещать на банковских и транспортных картах – это вопрос идеологический, и мы надеемся, что этому будут уделять больше внимания.