Сообщество «Форум» 18:38 16 июля 2020

Силуанов и Новак постарались сделать дорогим бензин для дорогих россиян?

Очевидно, российская экономика нуждается в освежающем глотке низких розничных цен на топливо. Но сможет ли она их получить? Это зависит от принципиально новых решений Правительства Российской Федерации при пересмотре стратегического управления российской экономикой

двойной клик - редактировать изображение

1. Топливо на автомобильных заправочных станциях (АЗС) в Российской Федерации дорожает постоянно, независимо от того, растут или снижаются мировые цены на российскую нефть. Причина этого парадокса кроется в хитрой системе налогообложения, которую разработали Минфин России и Минэнерго России. Причём оба названных федеральных органа исполнительной власти имеют мощные рычаги для влияния на стоимость топлива на АЗС в Российской Федерации. Однако, пользуются они этими мощными рычагами не для снижения, а, наоборот, для удержания высоких цен на российском топливном рынке.

Поводом для нынешних брожений на российском топливном рынке послужил тот факт, что в конце марта 2020 года бензин в государствах Европейского Союза стал стоить дешевле, чем в Российской Федерации. Конечно же, сразу появились идеи импортировать топливо из государств Европейского Союза. Одно из крупнейших в мире международных агентств новостей и финансовой информации Reuters подсчитало, что если бы бензин из государств Европейского Союза допустили на российский оптовый топливный рынок, то он стоил бы 37 тыс. рублей за тонну. Такая цена вышла с учётом акциза, налога на добавленную стоимость, курса рубля и ввоз­ной пошлины. В то же самое время оптовая цена на российское топливо превышала тогда 41 тыс. рублей.

двойной клик - редактировать изображение

2. В деловой прессе ещё в конце марта 2020 года по­явились утечки о том, что Правительство Российской Федерации введёт заградительные пошлины на импортное топливо или же вовсе запретит импорт. Однако, ситуация зависла до конца мая 2020 года. Существует версия, что отдельные игроки на российском топливном рынке за это время успели сделать большие деньги на полулегальной продаже в Российской Федерации топлива из государств Европейского Союза. Каналы таких поставок могли пролегать через Республику Белоруссия. И если такие поставки и были, то, вероятно, именно они сдерживали рост цен на топливо в Российской Федерации.

В последних числах мая 2020 года, наконец, Правительство Российской Федерации установило запрет на ввоз в Российскую Федерацию топлива из государств Европейского Союза. Он был представлен в качестве временной меры со сроком действия до 1 октября 2020 года. После ограничения импорта топлива из государств Европейского Союза обострилась борьба за российский топливный рынок, на котором традиционно более уверенно чувствуют себя вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), занимающиеся одновременно нефтедобычей, нефтепереработкой и розничной продажей топлива. Они вполне могут себе позволить убытки по одному из отраслевых направлений, чтобы наверстать доходы в другом. И если уж, к примеру, мировые цены на российскую нефть снижаются, то ВИНКи попытаются заработать на АЗС в Российской Федерации. Этим гигантам на российском топливном рынке противостоят небольшие розничные игроки – независимые АЗС в Российской Федерации. Принцип их бизнеса – очень простой: покупать топливо на российском оптовом топливном рынке как можно дешевле, а продавать – на АЗС в Российской Федерации как можно дороже. Для лоббирования своих интересов такие небольшие розничные игроки объединились в Независимый топливный союз (НТС). Именно эта организация стала главным источником новостей по теме регулирования российского топливного рынка.

двойной клик - редактировать изображение

3. Многие СМИ сообщили о переписке НТС и Минэнерго России. НТС утверждает, что резкий рост цен на топливо на АЗС в Российской Федерации вызван неуклюжим регулированием российского топливного рынка со стороны Минэнерго России. Критике подвергся в первую очередь действительно сложный и запутанный механизм обратного акциза и демпфирующих выплат. Он подразумевает, что при высоких мировых ценах на российскую нефть российские ВИНКи получают от Правительства Российской Федерации скидку по налогу ради того, чтобы они отдавали достаточно сырья на переработку отечественным нефтеперерабатывающим предприятиям (НПП) и обеспечивали российский топливный рынок. Зато при низких мировых ценах на российскую нефть (как в настоящее время) отечественные НПП более щедро делятся с бюджетами различных уровней своими сверхприбылями, полученными как раз от деятельности на российском топливном рынка.

Эксперты НТС считают, что если бы не действовал этот механизм обратного акциза и демпфирующих выплат, то резких скачков цены на топливо на АЗС в Российской Федерации в июне 2020 года не произошло бы. Однако, Минэнерго России ответило в том духе, что не собирается отказываться от разработанных ранее схем. А эксперты НТС тут же объяснили, что выплаты ВИНКов и отечественных НПП в настоящее время очень нужны пострадавшим от инфопандемии коронавируса бюджетам различных уровней.

На первый взгляд, может показаться, что владельцы АЗС вступились перед федеральными органами исполнительной власти за конечных потребителей, но, на самом же деле, это обстоит не так. В переписке НТС и Минэнерго России речь идёт именно об оптовых ценах на российское топливо. Розничные цены на топливо на АЗС росли не так уже резко, потому что в розничном сегменте владельцы АЗС как-никак конкурируют друг с другом, да ещё и с ВИНКами. Не стоит забывать, что логика их бизнеса направлена на снижение именно закупочных цен на российское топливо.

Выходит, что конечный потребитель остаётся беззащитным перед ростом розничных цен на топливо на АЗС. Минэнерго России, Минфин России и разнокалиберные участники российского топливного рынка спорят только о том, как поделить полученную маржу между собой, а необходимость безудержного роста розничных цен на топливо на АЗС даже «в эпоху дешёвой мировой цены на российскую нефть» как будто уже ни у кого не вызывает сомнения. Вместе с тем, завышенная розничная цена на топливо на АЗС приводит к удорожанию всех произведённых в Российской Федерации товаров. Если так пойдёт и дальше, то они не смогут конкурировать не только с китайским, но и с европейским импортом. Что уж тут говорить о наращивании несырьевого экспорта? Очевидно, российская экономика нуждается в освежающем глотке низких розничных цен на топливо. Но сможет ли она их получить? Это зависит от принципиально новых решений Правительства Российской Федерации при пересмотре стратегического управления российской экономикой.

1.0x