Авторский блог Наталия Стяжкина 00:00 21 марта 2013

Сила русского наряда

"До сорока пяти лет я прожила в прекрасном солнечном крае, название которому — Таджикистан, среди очень красивых, добрых людей. Много путешествовала по кишлакам, поселкам, маленьким и большим городам и всегда восхищалась природой, жилищами, обычаями, которым затем старалась следовать. В нашей русской семье считали, что нужно обязательно знать обычаи и традиции народа, среди которого живешь, говорить на его языке, изучить его культуру и искусство. Отец и мать приехали молодыми специалистами в Таджикистан в середине тридцатых годов, да так и остались там навсегда."

"ЗАВТРА". Юлия Николаевна, расскажите, откуда в вас такая любовь к народному костюму? Наверняка у этой любви есть вполне осознанные вами предпосылки?

Юлия ХИЖНЯК. До сорока пяти лет я прожила в прекрасном солнечном крае, название которому — Таджикистан, среди очень красивых, добрых людей. Много путешествовала по кишлакам, поселкам, маленьким и большим городам и всегда восхищалась природой, жилищами, обычаями, которым затем старалась следовать. В нашей русской семье считали, что нужно обязательно знать обычаи и традиции народа, среди которого живешь, говорить на его языке, изучить его культуру и искусство. Отец и мать приехали молодыми специалистами в Таджикистан в середине тридцатых годов, да так и остались там навсегда.

Мы жили в двухэтажном кирпичном доме, где жило много таджикских семей, где традиционно воспитывалось по пять-семь детей. Мужчины, женщины и дети носили национальную одежду, которая (как в те далекие годы, так и сейчас) сильно отличается от одежд других народов. Платья из простых и шелковых тканей с абровыми рисунками, тюбетейки черные и цветные, стеганые халаты для мужчин и обязательные шаровары для женщин. Особенно вызывали у меня интерес шальвары (еще один вариант названия шаровар) на девочках и женщинах, да еще украшенные очень красивыми ткаными полосочками понизу. Отец объяснил мне тогда, что таков национальный подход к одежде: в таджикских домах нет таких обеденных столов, к которым привыкли мы. Таджики обедают на дастархане — специальной скатерти, которая расстилается на полу. Чтобы девочки и взрослые женщины чувствовали себя удобно и хорошо, в их одежде обязательны шаровары.

За несколько десятилетий, прожитых в Таджикистане, во мне прочно утвердился образ народа, который знает традицию: где, когда и почему нужно надевать национальные одежды, которые им передались из поколения в поколение с глубокой древности.

"ЗАВТРА". С чего началось увлечение историей русского народного костюма?

Ю.Х. В конце восьмидесятых я по семейным обстоятельствам приехала на свою историческую Родину, в Москву. Одну из комнат в своей квартире я оформила как таджикскую национальную комнату — "мехмонхона".

Сразу по приезде меня "резанула" разница в отношении к национальному наследию таджиков и русских. Тогда мне казалось, что если таджикский народ так уважает свои национальные одежды, то уж русские люди не должны отставать от них.

Однако оказалось, что мы, русские, не знаем традиционной одежды, не шьем и не носим ее! Ее нет в наших домах, о ней, кроме специалистов, почти никто не знает, ее красота и уникальность "заблокированы" кем-то или нами же в сумеречных подвалах нашей памяти, которые, как показала дальнейшая жизнь, открываются с большим напрягом.

Тогда-то и возникло ощущение, что передо мной стоит некая важная задача…

Все последующие годы я плотно занималась изучением вопроса: почему мы не носим свой национальный костюм? Почему не знаем — куда и когда его нужно и важно в своем нынешнем быту одевать? У большинства других народов дома обязательно есть национальные костюмы, а у нас — нет. Что произошло в наших душах, если мы повыбрасывали одежды своих бабушек и прабабушек, их милые простенькие вышивки, кружева, старинные полотенца? Надеваем чуждые нам безобразные одежды, поставив самим себе заслоны к прекрасным, теплым, с многовековыми традициями оберега одеждам наших предков.

Тысячи русских на моей памяти восклицали каждый раз одно и то же в разное время и в разных местах нашей великой страны: "А куда его одевать-то, этот русский костюм? Засмеют еще"…

"ЗАВТРА". "А куда его одевать-то"?..

Ю.Х. Куда душа запросит. Мне лично доставляет огромное удовольствие надевать наш национальный костюм, куда захочу. Дома я ношу и зимой, и летом косоклинный сарафан, самый удобный в домашнем обиходе. Принимаю гостей в сложных костюмах… Попривыкнув к костюму дома, можно идти в нем в храм, сначала, может быть, на приходские богослужения, а затем и на такие всенародные праздники, как Пасха, Рождество. А уж Масленица, Троица, Колядки на Рождество, Иван Купало так и просят, чтобы люди выходили на природу только в костюмах. И, когда города России наряжаются ко всяким другим праздникам, народный русский костюм здесь к месту как нигде. Приходит его час. Несмотря на то, что русский дух пока молчит, сила национальных одежд пока притягивает малую часть народа, те, кто долгие годы наблюдает за пробуждением самосознания русского народа, за медленным поворотом интереса к своим национальным традициям и одежде, видят, что дело сдвигается с мертвой точки, желание носить свою национальную одежду растёт. Этот процесс охватывает все большее количество людей, в том числе и молодежь. Как заколдованная спящая красавица, народ спит, и дух отрицания, стеснения, страха перед насмешками подловатой завистливой толпы пока владеет нами. Однако наш опыт показывает, что люди начали не только ходить в храмы в национальных костюмах, но и венчаться в них, одевать гостей в национальные костюмы. На глазах возникает старая новая традиция!

"ЗАВТРА". Очень красивая традиция! Юлия Николаевна, расскажите про ваши исследования.

Ю.Х. Совместно со студентами, у которых я преподавала "Этику" и "Эстетику" в МГАУ им. В.П.Горячкина, мы начали свои исследования на тему "Изучение возможностей возрождения русского традиционного костюма в современных условиях". И первое, что мы сделали — провели анкетный опрос на тему русского национального костюма в каждой группе педагогического факультета. Когда анкет собралось более тысячи, мы обнародовали шокирующие результат. 97% студентов, которые приехали из других городов, поселков, районов России, не имеют не только самого костюма в своем доме, но и представлений о нем. Ничего из русского костюма в их семьях нет (за исключением валенок, платков, телогреек — это из 3%), и все богатство и красота наших потрясающих, невиданных одежд неизвестна им. Они сообщили, что не наденут его ни на улицу, ни дома, чтоб принять гостей, ни в церковь, ни на свадьбу — словом, никуда его нельзя надеть. А на вопросы о названиях самых распространенных деталей наших национальных одежд практически ответили единицы, уместившись в те самые 3%.

Ребята не знали, что такое панева, подоплека, ластовица, гашник, епанечка, душегрея, кокошник, повойник, запон, пестрядь и множество других простых русских названий в нашей одежде

Но мы не стали грустить, а решили, согласуясь с теорией малых дел, заняться изучением наших национальных одежд и женских исконных промыслов. Многие студенты ответили, что если бы политика нашего государства была направлена на восстановление древних истоков нашей национальной культуры с привлечением мануфактур, домов моделей, выходов в костюмах на национальные праздники, то изучаемые нами возможности можно было бы восстановить.

"ЗАВТРА". Но 97% неприятия и равнодушия! Это, по сути, констатация утраты национальных традиций…

Ю.Х. Долгие годы научных исследований и практической работы с костюмом дали мне возможность увидеть общую картину состояния русского традиционного костюма на конец XX — начало XXI веков. Утверждение об утрате традиций, сакрального фонда и самого костюма как такового абсолютно неверно и глубоко враждебно для сохранения духовной силы русского народа. Аутентичные материалы (подлинники) еще есть в различных формах и в достаточном количестве, чтобы постепенно, всем миром, восстановить в народе и обществе знания и стремление носить свои национальные одежды. Русский традиционный костюм богато представлен в многочисленных изданиях: книгах, каталогах, журналах и альбомах, сохранен в коллекциях знатоков, ценителей и исследователей, музейных запасниках, монастырях, провинциальных краеведческих музейчиках, изучается на археологических раскопах. И что особенно важно, он живет и бытует в современности не только в отдельных патриотически настроенных семьях, но и в целых поселениях. Например, в Усть-Цильме на Севере в долине реки Печора, в селах Скопино и Секирино на Рязанской земле, старообрядческих поселениях на Алтае.

"ЗАВТРА". Вы говорите о сакральной, обережной функции народного одеяния. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

Ю.Х. Да. Кроме родовой, социальной, бытовой, художественно-эстетической и других функций русские народные одежды отличаются особой силой и энергетикой сакрального, оберегового характера. Обереговая сила, наработанная и проверенная нашими предками, заслуживает уважения со стороны современных людей и особого изучения этой сферы интеллектуального и психологического уровня, доступного редким исследователям. Например, в монографии Павла Ивановича Кутенкова "Южнорусский народный костюм", изданной в Питере в 2011 году, приводится 221 исследование по обсуждаемой теме, этим смелым и умным русским человеком опубликованы богатейшие материалы о магической силе русских свастичных символов, где люди впервые в жизни узнают слово "ярга".

Исследования внушительной группы ученых доказывает, что русские люди донесли до нас сакральные обряды и знания из глубины тысячелетий, и теперь мы имеем богатейший материал о русской народной культуре, который мы можем углублять и совершенствовать далее.

Например, уже в глубокой древности, задолго до христианизации Руси, была создана система Рун и Свастичных символов, создающих вокруг человека обереговое пространство. С незапамятных времен разные народы мира выявили наиболее уязвимые места человеческого тела и его жизневажные энергетические центры. В русских национальных одеждах силам зла и темным энергиям перекрыты все пути к мужскому телу и, особенно, к женскому — как источнику продолжения человеческого рода. Вышитые и тканые полосы с обереговыми узорами (это свастичные символы, солярные знаки, яргические сложные построения орнаментов, простые полосы) известны на наших одеждах на вороте, плечевом и локтевом суставе, груди и спине, по краю рукавов, подола, вдоль руки. До сих пор известна практика шитья одежды для детей из одежды родителей, включение изношенных родительских одежд в обереговые предметы. Дошло до нас обязательное перепоясывание тела различного вида и назначения поясами, шнурами, гашниками, лентами. Известно употребление поясов для подвески различных предметов, а также употребление поясов не только поверх одежды, но и под одеждой. Предки донесли до нас головные уборы не только с бытовым и социальным назначением, но и магическим: девичьи ленты и повязки для девочек и девушек с открытым теменем, потрясающие конструкции женских головных уборов с закрытым теменем и обязательным сокрытием волос, являющих собой сакральный энергетический объект. Дошли до нас и обряды инициаций девушек и юношей, где именно через одежду молодое поколение вводится старшими во взрослую жизнь.

"ЗАВТРА". Всё больше и больше молодых людей находят в себе, как вы говорите генетический, отклик на элементы национальной культуры. А как быть с теми людьми, которые продолжают кривиться при одном упоминании словосочетания "русский народный"? Есть ли у вас особая стратегия для возбуждения в русских людях уважения и интереса к собственной национальной одежде?

Ю.Х. Каждому русскому человеку нужно начинать возрождение национальных традиций лично с себя — самому надеть традиционные одежды своих предков, одеть в них свою семью, возродить свои семейные праздники в духе русского бытования. У каждого есть место рождения или место рождения его родителей, или место, где он живет сейчас. Вот именно эти одежды и нужно найти, изучить и украсить ими свой дом и себя.

Я предлагаю праздники "День города" сочетать с "Днём национального костюма" по всей стране и всем в этот день выходить на улицу только в своих родных национальных одеждах. Пусть в этот день люди разных национальностей покажут друг другу красоту традиционных ремесел своих народов и уровень творческих достижений. И в первую очередь это касается русских мужчин и женщин.

Также тема русских одежд, интерьера, обычаев и традиций должна входить в систему образования детей и юношества с ясельного возраста.

Вместо отупляющих и развращающих программ СМИ развернуть познавательно-воспитательные программы для детей и взрослых по изучению ремесел и обрядов народных русских направлений, включая посиделки и изучение народных песен.

"ЗАВТРА". Как вы предполагаете, какова дальнейшая судьба русского наряда?

Ю.Х. Думаю, что возрождение национального костюма продолжится по текущим трём направлениям.

Первое направление, это реконструкция одежд. Сама идея восстановления русских национальных одежд в нашем современном быту вызывает достаточно много споров, в которых особую точку зрения отстаивают сторонники так называемых аутентичных костюмов, где главным в костюме является точность выполнения всех особенностей: каждая ниточка, узелочек, стежок в вышивке, набор в жемчуге. Задача здесь — в точности повторить старинный образец или восстановить нечто утраченное. Особенно ткани, которые нужно ткать на восстановленных старых ткацких станках. Кто же будет здесь возражать? Только нужно учитывать, что при всей точности такой кропотливой работы все же волокно, нити, жемчуга, ткани все равно будут современными. Это есть первое и очень важное направление, но не единственное.

Второе направление также важно для восстановления наших национальных одежд в быту. Это изучение и изготовление одежд из современных материалов, очень близкое к образцам старины. Недаром наш выдающийся исследователь русского национального костюма Федор Максимович Пармон в своей известной монографии представил не аутентичные костюмы разных губерний России, а их образы, по которым мы сегодня можем не только изучать особенности национальных одежд, но и шить, декорировать, моделировать по старинным наработкам. Моя группа идет именно этим путем, и мы знаем, что наши национальные одежды, над каждым образцом которых мы тщательно работаем, очень приближены к аутентичным.

И третья группа, которая во все времена ценилась в народе — создание новых образов, авторские выдумки, которыми также богата наша одежда. Ведь народ тоже был жизнерадостно и творчески настроен, создавая свои новые образцы и надевая их на торжества и праздники, чтобы удивить всех на миру. Но, конечно, при этом все наши авторские костюмы всегда несут печать старины, ее конструкций, узоров, орнаментов.

Эти три направления выступают как большая важная задача для нашей дальнейшей успешной жизни и процветания. Русский традиционный костюм невиданно разнообразен. В этом мощь и сакральность нашей русской одежды.

Сегодня разработка темы, связанной с изучением русских национальных одежд, ассоциируется с шитьем большого роскошного лоскутного одеяла. Где-то уже сшиты целые блоки, части. Где-то нарезаны заготовки в виде квадратов, полос, треугольников, где-то еще только заготовлены пока никому не нужные лоскутки и тряпочки. Они разбросаны, не собраны, хотя каждый фрагмент уже высвечивает произведение в своей целостности, и мы понимаем, что без всей этой наработки не получится будущего шедевра. Одеяло еще не сшито, даже еще не отобрана основа — ткань для подклада, на котором, в конце концов, все и сложится.

Я из тех, кто верит в возможность восстановления нашего богатства, которым являются русские национальные одежды, с их тайнами и обережностью, величием и защитной мощностью, красотой и великим смыслом. Поэтому прошу: пусть те оставшиеся, еще не охваченные темой, 90% наших милых современников сядут вечерком все вместе за домашним столом и подумают, почему все-таки в их домашнем гардеробе нет своего русского национального костюма, почему они надевают чуждую, совсем не свою одежду и приучают к ней своих детей. Почему другие народы, в том числе и малочисленные и исчезающие, тщательно соблюдают традиции и берегут свой костюм, а мы — нет. Почему?

1.0x