В России изготовлена первая серийная газовая турбина большой мощности ГТД-110М. Это значит, что разработка длиной в несколько десятилетий успешно завершена, а наша страна впервые в истории вошла в высшую мировую техническую лигу по данному направлению и больше не нуждается в немецких и американских аналогах. О том, как этого удалось достичь, а также о новых героях недели расскажем, как обычно, после краткой сводки позитивных новостей.
Время новостей
Глубокомодернизированный Ту-95МСМ совершил очередной испытательный полёт.
На судостроительном комплексе «Звезда» введён в эксплуатацию трубообрабатывающий цех площадью более 7 тысяч квадратных метров.
В Новосибирской области – ткацкое производство.
В Москве – производство ветеринарных препаратов.
В Краснодарской крае – сухих строительных смесей.
В Воронежской – первое в России производство концентрата молочного белка.
В Костромской – комплекс по выращиванию цыплят за 850 млн рублей.
В Кемерово – первое в Сибири производство отечественных инкубационных яиц.
Новые школы построены в Иркутской области, Курганской области, Красногорске, Лобне и Коломне.
Детские сады – в Тверской области и Новой Москве, в Пензе – центр поддержки одарённых детей.
Первая серийная
Объединённая двигателестроительная корпорация изготовила первую серийную газовую турбину большой мощности ГТД-110М. Это изделие хорошо известно нашим постоянным зрителям, но ключевое слово в новости – это «серийная». Все предыдущие экземпляры ГТД-110, которая создавалась силами разных предприятий на протяжении десятилетий, были, по сути, экспериментальными, и вот теперь модернизированная версия, избавившись от всех дефектов, начала производиться серийно.
Турбина не зря называется первой в истории нашей страны, ведь даже Советский Союз именно газовые турбины большой мощности никогда не производил, довольствуясь паросиловыми установками. Газовые установки гораздо эффективнее, но и сложнее в разработке и производстве. По иронии судьбы разрабатывать ГДТ-110 начало в 90-ые годы украинское предприятие «Зоря» – «Машпроект» и именно из-за отсутствия опыта с задачей не справилось, поэтому дальнейшая разработка и производство было перенесено в российское НПО «Сатурн». Там было произведено пять экземпляров, на каждом из которых было выявлено множество дефектов. В какой-то момент казалось, что с задачей создания такой турбины с нуля мы не справимся, но мало кто знает, что и у мировых производителей только шестые-восьмые турбины по счёту считаются надёжными и излечившимися от всех «детских болезней». Нашу разработку помогла продвинуть в жизнь политика.
Сами ушли
В виду отсутствия собственных турбин уже с начала нулевых российский рынок был плотно занят иностранными производителями, такими как Siemens, General Electric и Mitsubishi. Некоторые из них наладили в России сборочное производство собственной продукции и уходить с нашего рынка не собирались, так как в последнее десятилетие началась программа модернизации российский энергетики, в которую правительство вкладывало серьёзные средства. Иностранцы зарабатывали у нас на поставках самих турбин, их обслуживании, ремонте, а по истечению срока службы намеревались поставлять новые, и так до бесконечности.
Первый тревожный звонок прозвенел в 2014 году, когда Siemens отказался поставлять свою продукцию для строящейся ТЭЦ в Крыму. Турбины мы всё равно поставили, а скандал замяли, но в 2022 году случился одновременный и массовый исход иностранцев из России. Уже заказанные нами зарубежные турбины были арестованы заграницей, контракты разорваны, обслуживание прекращено. Конечно, это создало нам определённые трудности, но к краху не привело. Все предыдущие годы наши конструкторы упорно продолжали совершенствовать ГТД-110, создав её современный модернизированный вариант. По словам разработчиков, он, по сравнению с зарубежными аналогами, имеет меньший вес и габариты, а также более высокие показатели топливной эффективности.
Серийное изделие уже успешно прошло испытания на электростанции «Ивановские ПГУ», где подтвердило заявленные характеристики. Вскоре оно будет направлена на ТЭС «Ударная» в Краснодарском крае, где позволит снизить энергодефицит в регионе и повысить надёжность снабжения всего Юга России, включая Крымский полуостров.
Начиная со следующего года будет производиться по две такие турбины в год с постепенным наращиванием объёмов производства. Со временем они окончательно заменят иностранные аналоги.
Вскоре на рынке появятся и другие отечественные турбины.
Другие турбины
В конце прошлого года компания «Силовые машины» завершила сборку головного образца своей газовой турбины большой мощности ГТЭ-170. Турбина успешно прошла программу контрольных операций, подтвердив высокое качество изготовления и сборки.
Для понимания того, насколько это сложный процесс, скажем, что для создания только этой турбины было создано конструкторское бюро, где трудится более 150 специалистов высочайшего уровня, разработана конструкторская документация, проведён комплекс НИОКР в партнёрстве с ключевыми научно-исследовательскими и промышленными организациями страны, организованы дополнительные производственные мощности, налажено производство узлов, которое обеспечивает 1650 единиц оборудования. Всего в реализацию проекта вовлечено 1400 производственных специалистов.
На предприятии будут выпускать до 12 таких турбин в год, их уже заказали компании из Татарстана, Сибири и Дальнего Востока.
Таким образом, Россия вошла в высшую мировую технологическую лигу энергетического турбиностроения, но самое интересное, что большинство граждан нашей страны об этом никогда не узнают. Люди просто будут включать горячую воду в своих квартирах и потреблять электричество, как и прежде, не подозревая, какая колоссальная работа стоит за этими привычными действиями. Поздравляем всех причастных к реализации сложнейших технических проектов и гордимся их вкладом в развитие страны.
Далее традиционная рубрика о героях.
Время Человека
В Оренбургской области на автотрассе водитель не справился с управлением и съехал в кювет. В ту ночь стоял сильный мороз, а подобные происшествия грозят обморожениями и даже гибелью, как уже бывало в этом степном крае. Шофёр смог дозвониться в службу спасения, и ему на помощь прибыли сотрудники ДПС Дарбек Шукумов и Рустам Куандыков, которые при помощи трактора местного фермера вытащили машину и спасли человека. Эта нехитрая в общем-то история привлекла нас потому, что Дарбек Шукумов уже был героем нашей программы два года назад. Тогда он вместе с напарником вызволил из снежного плена на оренбургской трассе 30 автомобилей, а всю страну облетели кадры, где он впереди автоколонны указывад людям путь.
И этот пример не единственный. Почти по всей стране уже не первую неделю стоят сильные морозы, и люди помогают друг другу, как могут. Машинист сибирской электрички Дмитрий Перепёлкин во время рейса заметил, что по второму пути идёт 12-летняя девочка. Дмитрий остановил электропоезд, выполнив экстренное торможение, посадил в вагон заплаканного, трясущегося от холода ребёнка, напоил чаем, и передал на ближайшей станции сотрудникам полиции. Как оказалось, школьница вышла не на той станции и решила добираться домой пешком, а телефон её разрядился.
Из-за аномальных морозов во многих регионах России люди даже организовали специальные «Морозные патрули», которые несут дежурство на улицах и помогают людям, попавшим в беду. Так в Костроме только за одну ночь, когда температура опустилась до минус 50 градусов по Цельсию, такие патрули спасли 20 человек.
Будьте внимательны к окружающим и вы. И не стесняйтесь предложить помощь тем, кто может в ней нуждаться.