Сообщество «Форум» 11:00 28 июня 2024

Сидур

к столетию со дня рождения

Сложно изогнутый металл: мерой скорби и страдания; В. Сидур словно исчислил кванты оных, передавая в закрученных, и вместе – словно поющих преодоление скульптурах…

Огонь детских воспоминаний, опалённых Голодомором; в автобиографии «Памятник современному состоянию» Сидур пишет о массовой смертности в сёлах, о страшных лапах трупоедства и каннибализма…

В 42 году он уходит на фронт; раны, полученные им, страшны: лицо было превращено в кровавый мясной цветок; боли, какие пришлось терпеть, немыслимы.

Он выжил – чтобы поведать человечеству о боли, и силе, стержнем вложенной в человека, позволяющей преодолевать оную.

… «Взывающий» вопиет скорее к небу: условно схематические руки, сложенные рупором – продолжение металлического каркаса, несущего силу…

Никто не ответит – почему-то кажется.

…высота его дипломной работы - «Мир» - превышала нормы на метр: и была принята только со второго раза; по завершение учёбы Сидур определил свои направления: скульптура и книжная графика.

Официально – его работы не принимались в недрах СССР: Сидура обвиняли в формализме, склонности к пацифизму…

Слишком много было страдания в его раскалённых, застывших, грандиозных, мучающихся скульптурах.

Они абстрактны.

Они – предельно конкретны.

Их символизм отдаёт вещим голосом знания подлинности человеческой трагедии.

Тем не менее, Сидур выполняет заказы на декоративную городскую скульптуру, а также частные – на надгробия; много занимается иллюстрацией.

Рисунки экспрессивны: порою кажется, мастер своеобразно перевернул порядок работы: не рисунок является основой скульптуры, но она представляет из себя костяк рисунка.

Поэтические сборники Ю. Левитанского и Ю. Мориц выходят с иллюстрациями Сидура.

В СССР основные работы скульптора не выставляются: за границей он становится известен: в том числе благодаря скульптору Аймермахеру, активно и жёстко пропагандировавшему работы Сидура.

Он вывел «Формулу скорби»: вот скрученная фигура, текущие локти, твёрдые колени: и – голая пустота внутри: скорбь съедает душу.

В Пушкине, где установлена сия Формула, она сопровождается цветочной клумбой –д абы сгладить мучительное впечатление, производимое ею.

«Треблинка»…

Слово, отдающее адом…

Нагромождение металлических конструкций: входящих одна в другую, как смерть входит в жизнь; страшная скульптура: словно напластование измождённых трупов, столь обычное для проклятого лагеря смерти.

Заграничная известность Сидура: вкупе с обстоятельством частого посещения его мастерской иностранцами, стали причиной интереса к скульптору спецслужб.

Он под колпаком.

Его обвиняют в формализме.

Лишают возможности зарабатывать книжным иллюстрированием.

Он живёт… исполнением надгробий, и – работает, работает.

Его подвал, он же мастерская – переполнен скульптурой.

…стиль характерен и неповторим: странные ассоциации с Древним Египтом вызывают иные рисунки и иллюстрации Сидура: нечто схожее в символике, в подаче материала, в работе с пространством: которое определяется заполняющими его фигурами.

Перекрещиваются тугие металлические конструкции: металл кажется пластичным: хотя и застывает в твёрдости форм.

Лица условны, переплетаются руки: как огромные струны.

…три высокие, скорбные фигуры в монашеских облачениях: но –без лиц…

Возможно – и не монашеские облачения, но – три мантии: ведающих скорбь и – освобождение от неё.

…он пишет верлибры: словно продолжающие неистовое его скульптурное дело:

Телевизионная передача

Врач демонстрировал

Чудеса воскрешения

Младенцев

Искусственным дыханием

И массажем сердца

Но ребёнок-кукла

Осталась мёртвой

Как все

Убитые ранее

Дети Европы

Похороненные

У меня

В Подвале

Он пишет верлибры, насыщенные метафизикой и полётом мысли; и с изгибающихся веток строк осыпаются тонкие иглы сострадания: чтобы ранили других – гипотетических читателей.

Небо плачет

Третий день не выходим из дома

В окна смотрим

Глазам поверить не можем

Умерло Лето

Осень Лету

Пышные похороны готовит

В последний путь провожает

Земли чёрной гроб

Золотой парчой покрыла

У деревьев её украла

Его поэзия живописна и красноречива.

Его жизнь – формула скорби: равно – сплошная тема тотального труда; и сад взращённых им скульптур столь величествен, сколь ужасны были дела современного скульптору двадцатого века.

1.0x