Это решение выводит на достаточно интересную развилку, которая может изменить не только высокотехнологический сектор, но и всю мировую экономику. Вариантов таких изменений ровно два, но, к сожалению, подобного рода выбор будет иметь весьма условную связь с экономическими реалиями или процессами — а на деле его будет производить достаточно узкая группа политиков ведущих экономических держав.
До сих пор правилом хорошего тона для любой, даже самой мощной технологической компании было создание разветвлённого сообщества, поддерживающего и улучшающего основной продукт с помощью массы дополнений, изменений, а также сопутствующих программ и сервисных окружений. Такая «экосистема» позволяла полностью реализовать весь потенциал основного продукта — и обеспечивала его успешные и максимально широкие продажи. При этом программный код или принципы построения архитектуры «железа» становились общественным достоянием, что позволяло привлечь в такую «экосистему» максимум желающих.
Наиболее разветвлённые сообщества порождали как раз операционные системы — просто в силу того, что их уровень находится в ключевой точке, связывающей аппаратное обеспечение с уровнем сервисных программ пользователя. Не стал исключением и Android от Google: в основу этой мегапопулярной «операционки» для мобильных устройств был положен свободный код открытой системы Linux, а её код был выложен в публичный доступ.
Впрочем, Android всё же не был на 100% общественным достоянием: часть его кода была запатентована Google и является собственностью компании. Связано это как с желанием Google всё-таки обеспечить поступления от продаж программного обеспечения, так и с патентными тяжбами: начиная с 2010 года известный софтверный гигант Oracle судится с Google, пытаясь доказать, что в Android незаконно используются библиотеки Java. Впрочем, пока что желание Oracle обложить всех пользователей Android дополнительным «налогом» в 9,3 млрд. долларов не увенчалось успехом — американские суды встали на сторону Google и ведомого им сообщества.
Свободная лицензия, с которой распространяется Android, накладывает ограничения на сам Google в части самоуправства с доступом к его операционной системе. Фактически это прозвучало и в заявлении Google, касающемся ограничений для Huawei: смартфоны Huawei лишь перестанут получать обновления Android и потеряют доступ к приложениям самого Google.
При этом свободная лицензия продолжит защищать основной так называемый публичный код Android, который передан Google в «общественное достояние». Кроме того, Google никак не может помешать изменению или «клонированию» своей «операционки» — тут уже любых программистов защитит решение суда по Oracle, которое постановило, что «когда существует лишь один путь для воплощения идеи или функции, каждый волен делать это, и никто не вправе монополизировать данный способ воплощения». Понятным образом, «воплотить» альтернативный Android во многих аспектах будет допустимо строго единственным способом, что тут же закроет для Google путь прямых претензий к тем, кто будет изменять его детище.
Это подчеркнул и Huawei: китайская компания заявила, что установленные на всех смартфонах и планшетах её производства «операционки» Android будут обновляться, несмотря на приостановку поддержки со стороны Google. В заявлении Huawei подчёркивается, что компания внесла существенный вклад в развитие операционной системы Android в качестве одного из ключевых партнёров и тесно сотрудничала в деле развития «экосистемы» «операционки» Google — поэтому создание своей прошивки Android не будет являться проблемой для компании.
Скорее всего, в настоящее время мировой высокотехнологический сектор стоит перед неприятной развилкой. С одной стороны, глобализация этой отрасли до сих пор вынуждала производителей к максимально широкому сотрудничеству, так как именно таким образом можно было радикально снижать издержки в своей версии «экосистемы». С другой стороны — разворачивающаяся на наших глазах торговая война между США и Китаем, лишь одним из аспектов которой является противостояние с Huawei, диктует совершенно противоположный вектор изменения ситуации.
Назвать этот вектор «развитием», конечно, можно только условно — скорее, это попытка удержать в сохранности ситуацию «в посудной лавке», куда ворвался разъярённый американский «слон». Ни для Google, ни для Huawei «разделение» Android невыгодно — вместо единой операционной системы в мире возникнет две версии Android, в которых мало-помалу будут накапливаться вопросы по совместимости.
Однако судя по всему, «суверенизация» рынка программного и аппаратного обеспечения выглядит практически неизбежной: вслед за Google о приостановке сотрудничества с китайским гигантом заявили крупнейшие американские производители «железа». Таким образом, Huawei будет необходимо не только ускорить разработку собственной операционной системы, но и обеспечить производство значительного объёма компьютерных чипов, которые до сих пор закупались китайской компанией у американских поставщиков.
Такого рода шаг будет означать не только финансовые потери для Huawei, но и, возможно, будущее нарушение монополии США на лидерство в высокотехнологическом секторе. А такой сценарий создаст уже совсем иное будущее, которое можно только приветствовать.