Авторский блог Артур  Приймак 20:41 10 июля 2015

Шок в Каменке

Таврический муфтият с момента своего основания позиционирует себя как сторонник интеграции Крыма в состав России. Глава муфтията Руслан Саитвалиев еще летом прошлого года заявил, что не потерпит в Крыму никаких ваххабитов и "Хизб- ут- Тахрир", которые расплодились на полуострове, пока тот был в составе Украины. В муфтияте год назад надеялись, что росссийская администрация Тавриды пойдет навстречу к ним, а не к их врагам - так называемому "Духовному управлению мусульман Крыма" (ДУМК), тесно связанному с "Меджлисом крымско- татарского народа". Спустя год пророссийские мусульмане Крыма говорят, что они ошиблись.

В состав Таврического муфтията Крыма недавно вошел еще один приход – мечеть микрорайона Каменка возле Симферополя. Об этом заявил председатель общины мусульман Каменки на ифтаре, организованном в местной мечети для постящихся.

Как сообщается на официальном сайте Таврического муфтията, председатель "поблагодарил представителей ЦДУМ-Таврического муфтията за всестороннюю поддержку в возрождении традиций мусульман и объявил о том, что мусульманская община микрорайона Каменка города Симферополя приняла решение присоединиться к общинам Таврического Муфтията и войти в его состав".

Присоединению мечети к единственному в Крыму пророссийскому муфтияту предшествовали события далеко не праздничного характера. В конце мая в мечети побывали представители прокуратуры Крыма. В результате обыска мечети, как сообщили тогда правоохранители, была найдена (цитируем) " запрещенная экстремистская литература, содержащая идеологию таких сект как ваххабиты и "Хизб -ут-Тахрир". В распространении экстремистской литературы обвинили главу Таврического муфтията Руслана Саитвалиева – единственного муфтия в Крыму, который как раз и ведет жесткую идеологическую борьбу против экстремистов и выступает за запрет их деятельности.

Скоро минет месяц с момента обыска в мечети Каменки, который, как говорят крымские татары, стоил им огромных нервов. Татары- патриоты России полагали, что «Меджлис крымско- татарского народа» и «Аль- Раид» - обласканные крымской администрацией противники Таврического муфтията – решили расправиться с пророссийским мусульманским ядром руками прокуратуры.

Народный приход

Мечеть поселка под Симферополем, образованного на закате СССР из самозахваченных земель, с момента своего появления в 1996 году была народным приходом, не входящим ни в одну из мусульманских юрисдикций или политических структур полуострова. Конечно, "Меджлис крымскотатарского народа" вместе с промеджлисовским муфтием Крыма Эмирали Аблаевым не раз пытались включить мечеть в свою сферу влияния, но сделать это им не удавалось. В Каменке проживают те пожилые татары, которые прекрасно знают темную советскую и постсоветскую подноготную Джемилева и Аблаева, и мнение этих татар в пригороде Симферополя очень авторитетно. Кроме того у татар Каменки, особенно пожилых, за годы депортации и борьбы за право жить на родине выработался стойкий инстинкт недоверия к любым людям приближенным к власти. А в целом каменские татары в большинстве своем - люди законопослушные, работящие и очень гостеприимные.

После присоединения Крыма и вплоть до конца июня этого года приход продолжал быть в статусе "индепендента". Кое-какие отношения у него сложились только с Таврическим муфтиятом, но формат этих отношений до конца июня нельзя было назвать даже партнерским. Раз в неделю, в пятницу, имам мечети получал от муфтия Руслана Саитвалиева текст хутбы - пятничной проповеди, и на этом все.

Такой факт для Крыма - обычное дело. Точно такие же листки с текстами хутб получают имамы других подобных, независимых по факту мечетей. Предстоятели ходят к Руслану Саитвалиеву за текстом хутб по той причине: в окружении Руслана хазрата много образованных людей, а имамы народных приходов, как правило, самоучки- энтузиасты, специально исламу не учившиеся поэтому боящиеся сделать ошибку в том или ином вопросе. Говоря житейским языком, имамы ходят к муфтию за советом. Если один человек советуется у другого, то это никак не значит, что ищущий совета находится в подчинении у того, кто совет дает.

"Местные жители сказали"

До 21 июня Таврический муфтият (ТМ) не имел ни юридического, ни фактического касательства к приходу в Каменке. Владелец здания мечети - частное, постороннее Таврическому муфтияту лицо. Многие рядовые прихожане о Руслане Саитвалиеве знали только, что такой муфтий вообще есть. Все. Ни о расписании мечети, ни о том, кто туда ходит, тем более, том, какие книги там лежат, ТМ был не в курсе. Единственное, что связывало ТМ и мечеть в Каменке - листочки с хутбами.

В последнюю пятницу мая в мечеть постучали со словами: "Прокуратура! Откройте!" Служители Фемиды потребовали немедленно открыть дверь, а в случае отказа они грозились взломать ее и проникнуть в помещение силой. Прихожане, опасаясь худшего, впустили "прокурорских". Те объявили, что в мечети проводится обыск и, как говорят прихожане, разбежались по комнатам. "Никаких понятых не было, никаких документов не предъявляли. Прокурорские орудовали в мечети, как будто перебирали посуду у себя дома на кухне, а нам приказали сидеть тихо и не шевелиться. Но нас и так от шока парализовало", - говорит один из прихожан мечети.

Согласно УПК РФ, если обыск проводится в помещении из нескольких комнат, в каждой комнате вместе с силовиками должны находиться понятые, не меньше двух человек в каждой комнате. Даже присутствие только одного понятого в помещении при обыске делает обыск незаконным. Но, видимо, проводившие обыск не сильно заботились такими тонкостями...

Крымский общественник Ленур Усманов сказал следующее. И во время обыска, и после него следствие, когда обвиняло Таврический муфтият в распространении экстремизма, утверждало: о принадлежности мечети к этому конкретному духовному управлению говорили некие местные жители, которые и просигнализировали в прокуратуру. "Раз так, то почему в протоколе нет паспортных данных этих местных жителей, как этого требует закон? Да и что значит для профессионала из прокуратуры "местные жители сказали"?

"Нашли!"

Нормы российского УПК гласят: при проведении следственных действий у следователей должно быть либо постановление прокуратуры на проведение обыска, либо судебное решение, дающее это право. "У следователей не было никаких документов, подтверждающих право на проведение следственных действий внутри культового сооружения", - говорит Ленур Усманов. Кроме того, подчеркивает общественник, у здания мечети есть собственник, а прокуратура, согласно нормам УПК, должна была поставить его в известность и вызвать к месту проведения либо его самого, либо его представителей. Ничего подобного крымские борцы с экстремизмом не сделали. Вопреки закону, при обыске не было представителей Таврического муфтията - свидетелей со стороны структуры, которую прокуратура подозревала в совершении преступления против государственной и общественной безопасности в РФ.

Один прихожанин, пожилой татарин, описал, как "прокурорские" обнаружили запрещенное. "Двое в форме, пацаны еще по виду, отошли в другую комнату, и минуты не прошло, как из той комнаты раздался крик: "Нашли!" Потом эти двое прошли к женщине в форме, явно старшей этой группы, та бегло повертела в руках предмет, похожий на тонкую книжку, и сказала: "Все ясно, это экстремистская литература, заполняем акт", - рассказал прихожанин.

Откуда в обычной ханафитской мечети, где собираются законопослушные мусульмане, взялась запрещенная литература? Ленур Усманов говорит, что запрещенную литературу нашли только после того, как в мечеть зашли сотрудники прокуратуры, что не может наводить на подозрения. "Ни свидетелей от Таврического муфтията, которые могли бы подтвердить, ни понятых не было. Поэтому есть серьезные основания не доверять этой процедуре", - сказал Усманов.

Исламоведы из прокуратуры

Теперь о том, как найденный предмет, похожий на тонкую книжку, был идентифицирован как экстремистский материал. Первичный анализ книги или брошюры на экстремизм определяется путем простого сличения исходных данных книги с утвержденным Минюстом РФ Федеральным списком экстремистских материалов (ФСЭМ). C копией ФСЭМ cверяются автор, название, издательство, другие выходные данные.

По словам очевидцев, выходит, что когда сотрудница прокуратуры держала в руках найденный вещдок, ни с каким списком она его не сверяла, просто определила экстремизм, что называется, на глаз. Версия, что прокурорская работница помнит весь список наизусть - из области фантастики. ФСЭМ только в редакции 2014 года насчитывает более 2700 (!) пунктов.

Нельзя определять бумажный носитель информации как экстремистский только на основании пробегания глазами по обложке. На обложке работник юстиции видит не факт наличия экстремизма, а только, говоря юридическим языком, выходные данные, подпадающие под такой- то пункт в Федеральном списке экстремистских материалов. "Да и то, обложка может быть одна, а внутренность другая, - говорит Ленур Усманов. - Когда Ленин сидел в тюрьме, а потом отбывал сибирскую ссылку, ему присылали запрещенную тогда в России литературу, обернув ее для конспирации в обложки от трактатов по физике и астрономии".

Еще один факт: в розыскных документах выявленная книга проходит как "запрещенная экстремистская литература, содержащая идеологию таких сект как ваххабиты и «Хизб - ут-Тахрир"". На основании чего прокурорский работник выносит столь однозначное и громкое определение? Глубоких знатоков ислама в прокуратуре Крыма найти почти невозможно: там люди с сугубо юридическими знаниями, для которых все мусульмане на одно лицо.

Хоть ваххабиты и "Хизб- ут- Тахрир" во многом похожи, но идеологии у этих движений совершенно разные. Идеологи "Хизб-ут- Тахрир" часто нападают на ваххабитов (по- научному, салафитов) , обвиняют их в политиканстве и терроризме. А ваххабиты (салафиты) в свою очередь относятся к хизбам как к провокаторам, которые хотят расколоть мусульманскую умму и ничего полезного для уммы не делают. Конфликт между хизбами и ваххабитами наглядно отображен в списке обязательной литературы каждого адепта салафизма или "Хизб-ут-Тахрир". Большинство вахо- хизбовских книг еще в 1990-х были переведены на русский язык, исследованы отечественными специалистами по исламу, а потом эти исследования легли в источниковедческую базу экспертов Минюста РФ и ФСБ по исламу . Говорить о том, что такая-то книга "содержит идеологию таких сект как ваххабиты и "Хизб-ут-Тахрир" некорректно и с точки зрения религиоведческой экспертизы.

Под процитированное определение прокуратуры стопроцентно подпадают, как ни парадоксально... Коран и хадисы. Ваххабиты и хизбы ссылаются на священную книгу мусульман и хадисы по любому поводу, а то и вовсе без повода, вставляют вырванные из контекста цитаты в свои агитационные материалы. Работы основоположников ваххабизма и "Хизб- ут-Тахрир" на 60 процентов состоят из имплементированных отрывков священных текстов ислама.

"Были частью спланированной провокации"

Вернемся к обыску в мечети. Исходя из духа и буквы УПК, после выявления материала служители Фемиды должны были составить протоколы об обнаружении и изъятии материала и отправлении выявленной литературы в специальную экспертизу на предмет наличия экстремистского контента. Такие протоколы составляется в присутствии свидетелей и понятых. Никто ничего не составлял, никаких свидетелей и понятых в помине не было. Как говорят прихожане мечети в Каменке, выявленный предмет просто унесли. Служители Фемиды не стали отдавать найденное в экспертизу. Как сообщил источник, вещдок был утилизован, проще говоря, уничтожен.

Показания источника нуждаются в проверке, поскольку этого требуют и Уголовно- процессуальный кодекс РФ, и Конституция Российской Федерации. Никто не может быть признан виновным без решения суда.

Но если показания очевидцев обыска достоверны, то перед нами - факт грубейшего пренебрежения законов Российской Федерации.

Кроме самого бумажного носителя экстремистской информации, следствию важны сопутствующие ему явления. Говоря более простым языком, на документе могли быть отпечатки пальцев человека, который пронес или подбросил провокационный артефакт в мирное мусульманское собрание. А эти отпечатки могли очень пригодиться. Где вероятность, что человек, которому они принадлежат, не находится в федеральном розыске как убийца или террорист? А вдруг он работает в полиции, прокуратуре или в крымских органах власти, что еще хуже?

Если верить очевидцам, обыск в мечети поселка Каменка проходил без понятых и предъявления сотрудниками прокуратуры разрешительной документации. "Даже бегло анализируя порядок обыскных работ в мечети поселка Каменка, видно, что проводились они с намеренным нарушением федерального законодательства. Наше мнение - сигнал насчет запрещенной якобы книги и беззаконный обыск были частью спланированной провокации, направленной на дискредитацию Таврического муфтията", - говорит Ленур Усманов.

Как он отмечает, показательно, что силовые структуры Крыма ничего подобного не предпринимают в отношении реальных рассадников терроризма - мечетей антироссийского Духовного управления мусульман Крыма. "В этих мечетях идет практически открытое распространение литературы ваххабитов и "Хизб- ут- Тахрир", все об этом знают, а силовики на это ноль внимания".

Общественник также отмечает: известие о незаконном обыске в мечети поселка Каменка больно ударило по тем крымским татарам, которые год назад были стопроцентно пророссийскими. "Этот обыск прямо дискредитировал Наталью Поклонскую. А она в Крыму считается лицом русского мира, за который мы, крымские татары, боролись год назад и боремся сейчас", - говорит Усманов.

Сепаратные переговоры

Таврический муфтият с момента своего основания позиционирует себя как сторонник интеграции Крыма в состав России. Глава муфтията Руслан Саитвалиев еще летом прошлого года заявил, что не потерпит в Крыму никаких ваххабитов и "Хизб- ут- Тахрир", которые расплодились на полуострове, пока тот был в составе Украины. В муфтияте год назад надеялись, что росссийская администрация Тавриды пойдет навстречу к ним, а не к их врагам - так называемому "Духовному управлению мусульман Крыма" (ДУМК), тесно связанному с "Меджлисом крымско- татарского народа".

Спустя год пророссийские мусульмане Крыма говорят, что они ошиблись. Администрация Аксенова еще в начале этого года продемонстрировала, что считает ДУМК монополистом на власть в мусульманской умме Крыма. Таврический муфтият, который бы мог стать главе Крыма союзником, в Крыму третируется, поскольку стал заложником сговоров между руководством Крыма с врагами пророссийских сил в Крыму – «Аль-Раидом» (местное отделение "Братьев- мусульман"), «Меджлисом» и ДУМК. Представители "Меджлиса" сидят в правительстве Крыма. Что касается "Братьев- мусульман", то власти Крыма пошли на беспрецедентный шаг: легализовали их в Крыму, хотя прекрасно знали, что на территории России эта организация считается террористической с 2002 года.

1.0x