Игорь Шнуренко. Убить Левиафана. — М.: Наше Завтра, 2021. — 506 с.
Этой книге автор не случайно предпослал эпиграф из "Божественной комедии" Данте в переводе Михаила Лозинского:
«Превысший дар создателя Вселенной,
Его щедроте больше всех сродни
И для него же самый драгоценный, —
Свобода воли…»
То есть речь идёт, по большому счёту, о свободе человеческой воли, нашей с вами свободе воли. Которую, как утверждает и доказывает Игорь Шнуренко, ныне стремится уничтожить в человеке и человечестве «Цифровой Левиафан» — по сути, инкарнация того самого Зверя, о чьём появлении в Последние времена пророчествовал в Апокалипсисе апостол Иоанн: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо число это человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:18). Впрочем, сам автор представляемой книги ориентируется на рациональную, научную картину мира, а соответствующие тексты христианской эсхатологии использует в качестве ярких культурно-исторических иллюстраций для утверждения и продвижения своей концепции.
По Игорю Шнуренко, против свободы воли, тысячелетиями созидающей в человеке человеческое, уже идёт настоящая война, и «очень трудно найти параллели этой войне в истории человечества — настолько она тотальна и вместе с тем почти невидима». Он пишет: «В отличие от Левиафана-государства, описанного Гоббсом, цифровой Левиафан стремится не к национальному, а к глобальному доминированию. Он взламывает сознание людей — то самое сознание, которое нынешние технократы объявили несуществующим. Он стирает разум людей, лишает их воли, превращая в животных, при этом он пожирает добытые ими знания, их опыт и даже эмоции. Всё, даже мельчайшие движения души и эмоционального состояния идут в копилку информационного монстра, который делает человечество ресурсом собственного роста… Люди и машины, расположенные в узлах Цифрового Левиафана, образуют единый квазибиологический организм, не живой и не мёртвый, не кварцевый и не белковый, без явно выраженного центра принятия решений. И это отнюдь не фантастика, а хроника текущих событий».
Скрупулезное в деталях и взаимосвязях исследование анатомии и физиологии данного «квазиорганизма», а также «экологической ниши», в которой он обитает, его жёсткой связи с концепциями «инклюзивного капитализма» и «четвёртой промышленной революции» представляют собой одно из главных достоинств этой книги, благодаря которой «охота на Левиафана» становится куда более понятным и доступным делом. Тем более, рецепт того, как всё-таки «убить Левиафана», в книге Игоря Шнуренко тоже присутствует: духовно-нравственное развитие должно опережать развитие технологическое. Очень просто по смыслу и чрезвычайно сложно в реализации. Хотя в русском языке слово «воля» имеет значение и высшей степени слова «свобода». Оба этих слова, входящих в понятие «свобода воли», не просто находятся для носителей русского языка в неразрывном единстве, но и по умолчанию включают в себя возможность инверсии «воля свободы» («воля к свободе»). Что, возможно, в основном и определяет фундаментальное различие между русской и западной цивилизационными программами-«матрицами».
двойной клик - редактировать изображение