Игорь Шнуренко. Убить Левиафана. — М.: Наше Завтра, 2021. — 506 с.
Этой книге автор не случайно предпослал эпиграф из "Божественной комедии" Данте в переводе Михаила Лозинского:
«Превысший дар создателя Вселенной,
Его щедроте больше всех сродни
И для него же самый драгоценный, —
Свобода воли…»
То есть речь идёт, по большому счёту, о свободе человеческой воли, нашей с вами свободе воли. Которую, как утверждает и доказывает Игорь Шнуренко, ныне стремится уничтожить в человеке и человечестве «Цифровой Левиафан» — по сути, инкарнация того самого Зверя, о чьём появлении в Последние времена пророчествовал в Апокалипсисе апостол Иоанн: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо число это человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:18). Впрочем, сам автор представляемой книги ориентируется на рациональную, научную картину мира, а соответствующие тексты христианской эсхатологии использует в качестве ярких культурно-исторических иллюстраций для утверждения и продвижения своей концепции.
По Игорю Шнуренко, против свободы воли, тысячелетиями созидающей в человеке человеческое, уже идёт настоящая война, и «очень трудно найти параллели этой войне в истории человечества — настолько она тотальна и вместе с тем почти невидима». Он пишет: «В отличие от Левиафана-государства, описанного Гоббсом, цифровой Левиафан стремится не к национальному, а к глобальному доминированию. Он взламывает сознание людей — то самое сознание, которое нынешние технократы объявили несуществующим. Он стирает разум людей, лишает их воли, превращая в животных, при этом он пожирает добытые ими знания, их опыт и даже эмоции. Всё, даже мельчайшие движения души и эмоционального состояния идут в копилку информационного монстра, который делает человечество ресурсом собственного роста… Люди и машины, расположенные в узлах Цифрового Левиафана, образуют единый квазибиологический организм, не живой и не мёртвый, не кварцевый и не белковый, без явно выраженного центра принятия решений. И это отнюдь не фантастика, а хроника текущих событий».
Скрупулезное в деталях и взаимосвязях исследование анатомии и физиологии данного «квазиорганизма», а также «экологической ниши», в которой он обитает, его жёсткой связи с концепциями «инклюзивного капитализма» и «четвёртой промышленной революции» представляют собой одно из главных достоинств этой книги, благодаря которой «охота на Левиафана» становится куда более понятным и доступным делом. Тем более, рецепт того, как всё-таки «убить Левиафана», в книге Игоря Шнуренко тоже присутствует: духовно-нравственное развитие должно опережать развитие технологическое. Очень просто по смыслу и чрезвычайно сложно в реализации. Хотя в русском языке слово «воля» имеет значение и высшей степени слова «свобода». Оба этих слова, входящих в понятие «свобода воли», не просто находятся для носителей русского языка в неразрывном единстве, но и по умолчанию включают в себя возможность инверсии «воля свободы» («воля к свободе»). Что, возможно, в основном и определяет фундаментальное различие между русской и западной цивилизационными программами-«матрицами».
двойной клик - редактировать изображение
-
Сергей
13 августа 2021 в 13:17Ужакин
Извиняюсь за оффтоп, и поздравляю с выходом книги. Но вот пару дней назад вышел у нас с блогером Вадимом Быковым здесь на форуме спор о свободе воли. Я Вадиму говорю - величайший дар Создателя. А он мне - в топку твой дар, главное - фатализм, византийского толка.
Уж больно ваш эпиграф к месту.
-
Александр
13 августа 2021 в 20:54Суворов
В военной стране какая свобода воли? Оружие, охрана. "Осознанная необходимость" - определение подходит.
Шварценегер позавчера призвал: - Какая свобода?! Идите делайте уколы!
-
Виктор
14 августа 2021 в 19:18Гончар
Человек проявлял свою свободу воли с помощью технологии – сначала это была палка и дикие крики, потом камень и дикие пляски шаманов, потом мечи и стрелы и религиозные мифы библеистов, потом ружья и пушки и печатная книга, и так до сегодняшней цифровой технологии. Волю диктуют те, кто лучше овладеет более эффективными технологиями. Вопрос не в технологиях, а в том зачем эти технологии нужны, какие цели ставит перед собой воля. Люди и до изобретения электричества ставили перед собой цели и достигали этих целей следуя своей воли. Проблемка в том, что цели у этих волевых разные, иногда резко противоположные, хотя и понятные – каждая воля хочет доминировать над другими волями, хоть с помощью палки и камня, или с помощью Библии или Корана, а нынче на вооружение воли принята цифра. Страшно, но может быть страх заставит наконец задуматься по поводу свободы воли, может быть благоразумие должно взять под контроль эту неосмотрительно освобождённую богом волю.
-
Олег
14 августа 2021 в 21:33Невещий
Ну....тогда будем надеяться на то,что боец И.Шнуренко,или подобные ему смогут убить цифро-левиафана изнутри,не выходя из его желудка.....)
-
Щербатюк
23 августа 2021 в 00:33Сергей
Видишь незамутненый Исток-Истину -- видишь и производное от него, даже в Капле!
-
Щербатюк
23 августа 2021 в 00:35Сергей
Один МУДреный философ все время навязывает далекий от Сути термин "модерн", "постмодерн".
Другой МУДреный программёр все время навязывает далекий от Сути термин "Цифрового Левиафана".
Третий .......
И в этой обезьяньей претензии на оригинальничанье всех их объединяет свойство неточного отражения действительности и искажения русского языка. Так и хочется собрать воедино всех новоделов в один корабль и интерактивно отправить их в длительное космическое путешествие без обратной интерактивной связи с Землей!
-
Щербатюк
23 августа 2021 в 01:35Сергей
Разве побуждение ума освободить себя от созданных им условностей не запускает в действие другой образец сопротивления и условностей? Осознав рамки или определенные стандарты, в которых вы выросли, вам хочется быть свободным от них, но не поставит ли снова в зависимость ум это желание освободиться, но иным способом? Старый образец настаивает, чтобы вы соответствовали авторитету, но теперь вы развиваете новый, который утверждает, что вы не должны соответствовать. Так что вы имеете два образца, один в противоречии по отношению к другому. Пока существует это внутреннее противоречие, происходит дальнейшее создание условностей.