Домохозяйка… И слово, и понятие, похоже, уже совсем истёрлось и обветшало. Своей первозданной чистотой и стабильной архаикой, увы, больше оно не может защитить ту, что скрывается за ним. Футуризация раннесоветского общества, феминизация Европы, советский закон о тунеядстве, получивший особое прочтение в 1961 году, и тяжёлые годы безденежья 90-х сыграли свою роковую роль. Цифровой XXI век, перевернувший всё с ног на голову, похоже, окончательно добивает это явление, маргинализируя и обесценивая его.
Однако эта статья посвящена в первую очередь вам — мамы, домохозяйки, исчезающее русское сословие, ценой своей карьеры и успеха пекущееся о физическом и духовном здоровье будущего нации.
Если начать с истории слова "домохозяйка", то, конечно, возникло оно давно. Однако в повседневном обиходе наиболее часто стало употребляться при Сталине, придя на смену добротному, старорежимному "домохозяину", безраздельно правящему в своей избе. Колоссальная урбанизация в 30-е годы сдвинула избы на обочину истории, предоставив мужчине "службу". Слово "домохозяйка" стало появляться в широком обиходе в послевоенное время, и изначально знаменовало собой уют, сытость и порядок во всех сферах жизни семьи. Быть домохозяйкой значило "держать семью и дом", живя за счёт мужа, состоящего, конечно, на хорошо оплачиваемой работе.
Моя прабабушка была такой. Прадед был заместителем главного бухгалтера МГБ (КГБ СССР), она — домохозяйкой. В Горьком, до переезда в Москву работала директором общеобразовательной школы. По образованию была математиком. В Москве стала домохозяйкой, растя троих детей, из которых двое впоследствии стали учёными с мировым именем; и помогая мужу, который, работая в тяжелейших условиях в госструктуре, нуждался в её понимании и поддержке как в глотке свежего воздуха.
И я не просто думаю — знаю, что мои прадед и дед взяли в своей жизни большую высоту, благодаря таланту, упорству, порядочности… и прабабушке Оле, много что в жизни им отдавшей и от многого уберёгшей.
Сталинскую эпоху сменила хрущёвская оттепель и принесла с собой иной постулат — женщина должна работать (вместо сталинского "может"). Да-да, так называемая "оттепель" далеко не всегда знаменовала собой "долгожданную свободу", "свежий воздух" и т.д. Всё, что касалось русского консерватизма, начавшего проявляться в советской культуре, образовании и быте при Сталине, стало вновь безжалостно искореняться. И именно на идеологической волне — с особой тщательностью и жестокостью. Вот и вопрос домохозяек был "раз и навсегда" закрыт при Хрущёве, с подписанием в 1961 году новой редакции закона о тунеядстве, где наказание ожидало тех, кто не имел определённого места работы в течение 4 месяцев в году. Работайте, дорогие работницы, а о детях ваших позаботятся ясли, детсады, школы, кружки и пионерлагеря. И группы продлённого дня, та самая "продлёнка", появившаяся в школах в 1960 году. Государство — вот настоящая семья для советского ребёнка!
И действительно. Все мамы без исключения пошли работать. И изначально запала выстроенной при Сталине системы образования и советской культуры хватало на всех деток. Тем более что культура к тому времени одним махом доросла до эпитета "великая". Начиная с общепита и медицины, кончая устройством пионерских лагерей — она воспитывала советских детей в высших сферах, прививая честность, порядочность, трудолюбие, смелость в сопровождении стихов, песен, картин, музыки из русской классики и творений мастеров советской культуры.
Насыщенность и выверенность тогдашнего государственного образования и воспитания в современных условиях сложно себе представить. Ведь помимо сохранившихся до наших дней артефактов советского искусства и образования, были ещё и люди — те самые "атланты", воины и творцы, победившие фашизм и выстроившие новую империю на руинах павшей "белой" страны…
Постепенно "сталинские соколы" уходили, оставляя руль управления людям, прошедшим через предательство и клевету. Увлечённость "оттепелью", советский модернизм с претензией на переосмысление и первые робкие взгляды на Запад исправно изнутри подтачивали все механизмы и системы советской империи. В результате позднесоветская эпоха, достигшая в какой-то момент кульминации преклонения перед Западом, оказалась выхолощенной с точки зрения воспитания подрастающего поколения. Ленинские комнаты либо пылились под замком, либо стали комнатами свиданий и Голубых огоньков. Родители сидели на работах, а дети в лучшем случае играли в казаки-разбойники, пионербол и прыгали в "резиночку", предоставленные самим себе. Государству до их домашнего воспитания уже не было никакого дела.
В 90-е рухнул последний оплот "вмешательства" государства в частную детскую жизнь — образование. Всё двигалось по инерции, кое-как, отстраняясь от любых усилий и участия коронной фразой — "это ваши проблемы!".
Всё советское было выкинуто на помойку. Слащавое дурновкусие и пустота царили во всём, что могло быть применимо для детей. Беспомощное в своём тотальном уродстве "искусство для детей" было густой смесью коммерческого бездуховного Голливуда и мещанских ангелков дореволюционной России, баловавшей буржуазию из низов. В ход шло всё, кроме "проклятых" советских ценностей.
Дети 90-х выросли на мультфильме "Русалочка", не ведая об отечественной истории, русском театре, Третьяковке, Пушкине и Рахманинове. Получилось вечно удивлённое, инфантильное поколение с дурацкой мимикой и словечками из американских боевиков.
Их вырастили такими, в том числе, и вечно отсутствующие родители, пропадающие на работе, и домохозяйки, но не сталинские — энергичные, умные, властные тётки, а изнеженные и пустоголовые барышни, любящие себя и свои ноготочки.
Да, именно тогда, в 90-е, термин "домохозяйка" неожиданно возник снова. Исчезнувший после разрушительной хрущёвской семейной политики, он вдруг воскрес и моментально "дорос" до высшей ступени презрения и негатива. А как иначе можно было относиться к женщине, сидящей у мужа — "нового русского" — на шее и нежно любящей море и шопинг, когда вся страна, сидя на своих докторских и кандидатских как на стульчиках, только и делала, что думала, как и где заработать копеечку на обычную колбасу?!…
И это прошло. Устаканилось. К 2010 году перестало быть модным "сидеть на Рублёвке". В тренде появились языки, спорт, благотворительность и психоаналитика. Чем больше ты занята, чем меньше ты дома — тем ты круче. Вновь закипела рабочая жизнь у всех слоёв женского населения России. Почти у всех.
Кое-кто всё же остался дома, не побоявшись прослыть за глаза "ленивой неудачницей", подняв с земли славное знамя домохозяек. На самом деле, наше время — счастливое, спокойное и довольно сытное — породило новую когорту этого рода женщин. Они по-прежнему в первую очередь жёны, мамы и хозяйки. Но в отличие от 50-х они очень мобильны и креативны. И в отличие от 90-х — пассионарны и негедонистичны.
Образы бездельниц и угрюмых нерях ушли в прошлое. Если и говорить о моде, то сейчас модно вести инсту — жизнь в офисе и на Бали. Какие там бездельницы — трудяги на инста-фронте!
Дома остались те, кому дорога семья, самобытное, глубокое, цельное воспитание и образование детей. Есть мамы, которые взяли на себя полную ответственность за образование и воспитание детей, приняв на плечи нелёгкий груз в виде "домашнего образования". Есть те, кто возит детей на занятия, тщательно, придирчиво выбирая "тех самых", что достойны быть учителями и воспитателями её чаду.
С одной стороны, выбор колоссален. Образовательные программы для детей восхитительны. Сплошные "развивалки", предполагающие английский, арифметику, чтение с 3-х лет! А с 5-ти — астрономию, физику, анатомию с биологией, химию и т.п. высокие науки. После них в первый класс приходят дети, которые "видели эту жизнь вдоль и поперёк" и уже морально готовы к ЕГЭ. Бывалые эрудиты.
С другой стороны, любой детсад с его сложносочинёнными психологическими играми, законом выживания и пробивания в первые ряды, стабильно учит детей компромиссу, хитрости, ценности социального равновесия, зависимости от карьеры.
А с третьей стороны, дети набиты странными обрывками знаний, начитаны западными сказками, насмотрены модных передач, мамочки гордятся ими и публикуют в Фейсбуке "выдающиеся цитаты" отпрысков — и все, казалось бы, довольны. Однако на этой ярмарке тщеславия нет главного — нет души и нет культуры, нет неспешной рассудительности, нет понимания ценности простоты и последовательности.
Современное образование, начиная чуть ли не с яслей, принципиально даётся бессистемно, наскоком, с очень поверхностной, но при этом недетской сложностью. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал недалёким эрудитом, мыслящим в категориях западных стандартов, но никак не интеллектуалом, умеющим размышлять и анализировать; человеком, не видящим и не понимающим Россию, то вам — в современное образование с его учебниками и программами.
Русский консерватизм вновь востребован как в государственной политике, так и в обществе. И мамы, всерьёз занимающиеся развитием своих детей, с лихвой хлебнувшие современных прелестей образования и воспитания, уже прекрасно понимают, что им нужно. Однако не всегда знают, где это "нужное" взять…
За неимением чего-то адекватного приходится обращаться к старому, проверенному. И на сегодняшний день — это детская литература, учебная и художественная, изданная в 30-50-е годы. Вот уж когда хочется воскликнуть: "По плодам их узнаете их. Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые". Сколько угодно можно говорить о репрессиях Сталина. Но просто посмотрите книги и фильмы, написанные, нарисованные, снятые в сталинскую эпоху. Пройдитесь по Кутузовскому, Ленинградскому проспектам, без толпы, утром в воскресенье, или по метрополитену. Просто обратите внимание на окружающую красоту и тихонечко подумайте, как такое могли создать при "кровопийце"?!
Если ждать, когда придут трезвые, адекватные, яркие и талантливые авторы учебников — будет интеллектуально и морально загублено ещё одно поколение.
Воспитание живой, думающей молодёжи, имеющей и сознающей своё достоинство, — первостепенная задача всех образовательных организаций страны.
Поступательное, мудрое, размеренное, терпеливое движение от простого к сложному в учебном процессе, живое, доверительное, наставническое, уважительное отношение к ученику — вот основа основ будущего воспитания и образования в России.
Сегодня простота — на вес золота. Днём с огнём её не сыщешь. Бюрократический, путаный, иногда попросту безграмотный язык современных учебников поражает. Сталинские учебники с их сдержанностью, аристократичностью, вкусом и в преподнесении учебного материала, и в оформлении — прямая им противоположность. Чёткие, прекрасные, светлые иллюстрации без самонадеянной интеллектуализации и абстрактной запутанности. Красивая, простая, грамотная речь. Выверенные специалистами высочайшего класса примеры, задания и упражнения. Немудрено — система образования и воспитания в школах при Сталине была направлена на воспитание думающей, уверенной в себе личности, сильной, трудолюбивой, с чувством собственного достоинства.
Постепенное раскрытие и усложнение темы, жизненность ситуаций в каждом из заданий или упражнений говорят об особом, уважительном отношении к маленькому человеку, который не спеша раскрывает свои способности и получает навыки, умения и знания. В этих учебниках есть классическая связь — учитель-ученик. Преподнесение материала не унижает ученика и не несёт в себе деления заданий на "умные" и "обычные", как в современной учебной литературе, где задачи и упражнения "для умных" отделены и не попадаются на глаза. Ребёнок, который не может сначала решить задания "для умных", привыкает решать "обычные", даже не заглядывая в более сложные варианты. В старых учебниках это исключено!
Говоря об "обычных" занятиях нельзя не заметить, что никогда в советской системе образования не было того беспредела, когда родители, даже если и помогали ребёнку в выполнении домашнего задания, то не могли его выполнить. Сейчас же это, увы, печальная обыденность родителей и их детей. Вотсап-каналы начальной школы кишат родительскими обсуждениями о том, как решать задачу во втором классе! Обучающей сложности — продуктивной, тщательно выверенной, заставляющей расти и преодолевать, — здесь, увы, нет. Если что и есть, то лишь преднамеренное издевательство и саботаж, когда специально предлагаются невыполнимые, немыслимые, нелогичные задачи по математике. Неряшливо, "невкусно" составленные, с бездарными текстами в упражнениях — современные учебники по русскому языку, увы, не уступают математическим штудиям. Они плохо, бессистемно учат грамотности и создают литературное дурновкусие у детей.
Сегодняшний социомир в каждой из своих областей противодействует былой простоте восприятия и трансляции человеческого сознания. И, к сожалению, в угоду ему образование послушно транскрибирует окружающую действительность, со всеми её противоречиями и недетскими сложностями — в учебниках и методических пособиях для учащихся.
В противовес им учебники сталинской эпохи воспитывают в человеке достоинство, уважение к себе и окружающим людям, понимание своих способностей и своего предназначения, моральные принципы, спокойное, простое, умное отношение к жизни. То отношение, которое формирует в человеке личность и гражданина своей страны.
двойной клик - редактировать изображение
В магазине можно заказать переизданный комплект учебников 30-50-х годов для начальной школы по всем предметам: +7 (499) 3501779, день-магазин.рф, pochta@den-magazin.ru