Епископ Василий и Сергей Михалков, Виктор Розов и Владимир Этуш, Джордж Блейк и Наталья Малышева (матушка Адриана), Ян Френкель и портрет "Хозяина земли" — что объединяет эти столь разные образы и судьбы людей?
Все эти портреты оказались на Арбате, оказались благодаря таланту их автора, народного художника СССР и академика РАХ Александра Максовича Шилова. Недавно там открыта передвижная выставка "Они сражались за Родину!", которая посвящена двадцатилетию со дня основания Московской картинной галереи художника.
С портретов Шилова на нас смотрят живые люди, люди, которые создали славу и честь страны, победившей страшного врага — гитлеровский фашизм. Форма, избранная Шиловым для того, чтобы донести до зрителей смысл своих полотен, без преувеличения уникальна. Мастер не просто выставляет полотно, но и снабжает его краткой историей и старой фотографией, которая сделана во времена Великой Отечественной войны, когда все герои его портретов были молоды. Мы видим Сергея Михалкова в форме военного корреспондента и Джорджа Блейка в бескозырке английского матроса, мы видим красивых женщин и статных мужчин, которые позируют фронтовому фотографу в краткие моменты затишья между боями. А потом, тут же, на том же самом стенде видим картину Шилова. Ту самую, "парадную".
Но тут вдруг высвечивается иное измерение парадного портрета. Этот портрет — дань памяти, это — признание заслуг и чести того, кого рисует художник. Внезапно случайные прохожие цепляют взглядом невольную дихотомию "фотография-портрет", созданную Шиловым, замедляют ход, останавливаются и начинают вчитываться в текст, в биографию и в каждую уникальную жизнь, изображённую на картине мастера.
Мы видим, что останавливаются самые разные люди — и старшее поколение, для которых детские лишения времён войны — не пустой звук, и молодые люди, которых внезапно цепляет живой взгляд с полотна. В этом и состоит магия портретов Шилова — их невозможно смотреть мельком, ты должен несколько раз вернуться к полотну, чтобы рассмотреть все детали и все мазки, каждый из которых вдруг оказывается преисполнен скрытого смысла. И надо сказать, что текст биографии и старое фото лишь добавляют вдумчивого подхода зрителю: "А, вот как… посмотрите… этот взгляд! Ведь как раскрыта художником душа! Как удался характер!"
И тут, на шумном Арбате, ты внезапно понимаешь замысел автора, понимаешь, почему в СССР Шилов получил звание народного художника. Шилов не делает никакой нарочитой разницы между маршалами и артистами, между писателями и простыми людьми. Для него все они — живая история, уникальная человеческая жизнь. Красота его портрета — внутренняя, не ищите на них гладкости и прилизанности современного компьютерного "фотошопа". Он, как и его герои, — из совсем другой эпохи, из эпохи сражений и побед, чего столь явно не хватает нынешнему пресно-удобному миру.
Но Александр Максович отнюдь не остался где-то там, в собственном "личном 1980-м" годе, когда его имя гремело со страниц всех столичных газет и центральных телеканалов. Нет, Шилов и сегодня ищет новые формы, новые пути к сердцам людей. И выставка на Арбате — лишнее тому доказательство. То молодой человек, то девушка останавливаются возле картины, достают смартфон, "щёлкают" портрет. Куда он попадёт дальше? Может быть — в чей-то модный Инстаграм, может быть — к кому-то на страницу в Фейсбук. Да, таково сегодняшнее прочтение искусства.
Спасибо, Александр Максович за то, что вы есть. Спасибо вам, что вы помогаете нам сохранить нашу память, за то, что доносите до нас суть людей своими портретами, и за ваше беспримерное подвижничество на ниве пропаганды настоящего, высокого искусства художественного портрета. Творите и дальше. И хочется верить: история поместит ваши работы на достойное место в мировой художественной культуре.