Александр Шилов — Народный художник СССР, академик РАХ — художник планетарного масштаба. Из окон Государственной картинной галереи его имени виды на золото куполов Кремля, снег колокольни Ивана Великого и полёт ангелов. Он одержим красотой и воплощением величественных замыслов. Его именем названа планета во Вселенной.
"ЗАВТРА". Александр Максович, недавно я вернулась из Петербурга, где посещение Русского музея заставило о многом задуматься. И нашу беседу хотела бы начать с вопроса: что для вас — искусство?
Александр ШИЛОВ. Я всегда говорил и продолжаю говорить, что искусство — это безопасность страны. Ибо какое искусство — такая и душа человека, соответственно, такой и народ. И если сегодня пропагандировалось бы великое русское искусство, если бы людей учили музыке, живописи, архитектуре на высочайших примерах великих мастеров прошлого, то мы с вами жили бы совсем в другом мире. Искусство основано на духовном начале и величайшем исполнительском мастерстве, "без науки невозможно", как писал Леонардо да Винчи. И существует искусство только для одного — возвышать, очищать и облагораживать человеческую душу, окружать красотой человека, который в любую секунду подвержен несчастьям, смерти, болезням и всяким горестям.
"ЗАВТРА". Такой взгляд на искусство называют архаичным. И даже не только в наши дни.
Александр ШИЛОВ. Согласен. Так работать, как мастера прошлого, могут единицы. А как остальным есть хлеб с чёрной икрой и на хорошей машине ездить? Для этого создана целая армия СМИ и "искусствоведов", задача которых делать пиар современным "измам" и как результат — деньги. Произошла подмена великого искусства всякими "измами", анти-искусством. "Измами", которые противоречат душе человека, которыми изнасиловали всю нашу страну, весь наш мир. Но как сказал потрясающий, величайший художник XVIII‑XIX веков Энгр Жан Огюст Доминик: "Кто идёт в своём произведении искусства против природы, тот даёт пинок в чрево своей родной матери". А Леонардо да Винчи сказал: "Чем ближе художник в своей работе подошёл к природе, тем его произведение искусства будет совершеннее и будет дольше жить". И это аксиома. Невозможно оспаривать великих художников. Потому что всё идёт от природы, от красоты, которая в ней заключается. И все великие творцы от природы всегда брали вдохновение. Другого ничего нет, и не будет никогда. Великий русский художник Крамской правильно сказал: нет понятия "современное искусство", искусство либо есть, либо его нет.
"ЗАВТРА". Опять же вы цитируете художников, имена которых для целой генерации молодых и не очень молодых людей ничего не значат. Они либо взращены на ценностях актуального или так называемого "современного искусства", либо его пропагандируют. Кстати, вот уже и Запад говорит о таком искусстве как инструменте разрушения государственности, норм морали, традиционных представлений о человеке. Однако в России оно продолжает оставаться священной коровой и щедро финансируется государством.
Александр ШИЛОВ. Всем известно завещание директора контрразведки США Даллеса. В 1945-м война заканчивалась, и на вопрос президента Трумэна "что будем делать с самым непокорным народом в мире, советским народом, война ведь заканчивается?" — он ответил: предлагаю подменить великие духовные ценности, веками нажитые в России, заменить их ложью, насилием, развратом; не пожалеем никаких денег и без единого выстрела, при помощи русской интеллигенции всё это сделаем. Я считаю, всё это давным-давно сделано и продолжает делаться. Человека превращают в быдло, а быдлу можно подсунуть всё что угодно: бюст великого Льва Толстого, гордость России, на голову которого опорожняются курицы, или голого человека, лающего вокруг собачьей будки; обыватель даже реагировать не будет, у него глаза будут спать. И вот такую публику растят. И каких результатов можно ожидать? А ведь люди слабые есть: ага, за это и в Венецию приглашают на выставки?! Прекрасно! Значит, надо так и работать! Европа, избравшая такой путь, погибла.
"ЗАВТРА". Для "слабых" не без помощи Европы создана инфраструктура: СМИ, парки, "Гаражи", лектории и, главное, есть манок. Соблазн в виде грантов условным гельманам. Другое мне непонятно: почему это актуальное искусство пропагандирует, скажем, Третьяковская галерея?
Александр ШИЛОВ. Как правило, во главе крупнейших музеев мира стоят лица, в обязанности которых входит пропаганда этого "актуального искусства". Музей осуществляет закупки его образчиков на государственные деньги, но при этом снимает великие гениальные полотна прошлых веков, которые составляют историю, хронологию великого нашего русского искусства, которое собрал сам Третьяков. Казалось бы, купец, — а вы посмотрите, какую коллекцию он оставил поколениям! И теперь часть этих великих полотен, которые составляют гордость нашей живописи, спрятана в подвалы. И вешают на освободившиеся места "произведения", которые к имени Третьякова никакого отношения не имеют. А народ-то идёт на наших великих Брюлловых, Ивановых и Перовых, и как бы они ещё висят на стенах музея. "Вот видите, народ-то стоит, и "актуальное искусство" тоже смотрит", — говорят авторы. Но как это здесь оказалось?.. Поэтому идёт жуткая борьба: кто будет директором крупнейшего музея. Тогда как Третьяковской галерее и другим музеям нужно вернуть на свои места величайшие полотна из запасников, где они пропадают, полотна, которые собрал Третьяков на свои деньги и подарил государству. Вот что должно быть. Это будет честно перед святым именем Третьякова, народом и искусством России. А всё, что сделали после Третьякова, должно висеть в современных галереях и других музеях.
"ЗАВТРА". Сегодня предлагают: пусть публика решает, что есть искусство, а что нет. И предоставляют залы, скажем, Эрмитажа под реплики Поллока. Ваша позиция?
Александр ШИЛОВ. В Париже есть Лувр. И есть Центр Помпиду, в котором только паутина висит, туда никто не ходит. Пожалуйста, кто хочет, тот своё и смотрит. И это выбор без всякого насилия. Естественный выбор! Но так сегодня не интересно. Интересно находиться среди великих, чтобы под прикрытием имён гениев скрыть свое неумение и нахальство. Чтобы сказать: мы тоже великие, просто вы ещё не доросли до нас, ведь наши работы висят под одной крышей с великими именами в музеях, известных во всём мире.
"ЗАВТРА". Так и говорят. И вливают в уши: современный человек не считывает да Винчи, PussyRiot считывает и в Третьяковку на Лаврушинском не ходит.
Александр ШИЛОВ. Я видел, как люди, совсем далёкие от искусства, быть может, первый раз пришли в музей, как они стояли и плакали у картин Васильева, Левитана, Левицкого, Репина, Иванова, нашего гения из гениев. А у нас пропагандируют не Иванова, не "Явление Христа народу" (я считаю, это самая гениальная картина, написанная на библейский сюжет на пленэре, равных ей нет), а воспевают каких-то из-за границы… даже не знаю, как их назвать, к искусству отношения вообще не имеющих. И ставят их нам в пример. То есть изнутри разваливают государство до конца, без единого выстрела. Ещё раз повторю, что искусство должно воспитывать души людей, и государство должно подходить к этому более чем серьёзно.
"ЗАВТРА". И что государство должно делать?
Александр ШИЛОВ. В искусстве должна быть государственная политика, государственная идеология, направленная на созидание. Мне понравилось, как президент Владимир Путин сказал по телевизору: я воспитан на великом русском старинном романсе, на народных песнях и на классической реалистической живописи. И это, я считаю, сигнал для Министерства культуры, для всех заведений, которые занимаются искусством. Всегда, во все времена, какой бы строй ни был в государстве, руководители государства занимались идеологией искусства. И следили за соблюдением этого очень чётко и ответственно. Как результат, наследие, которое они оставили после себя: шедевры архитектуры, живописи, музыки, литературы!
"ЗАВТРА". Открывая свою галерею, вы ставили перед собой задачу противления агрессии и разрушению страны?
Александр ШИЛОВ. Нет. У меня была трагедия в личной жизни, я пришёл к Геннадию Николаевичу Селезнёву, он был тогда председателем Государственной думы, и сказал: неизвестно, как оно сложится, я хочу всё, что у меня есть, передать городу. Лучшие работы я всегда старался оставить у себя, потому что так долго работаешь над ними, что потом жалко продавать. И я всегда лучшие работы пытался оставить у себя. Геннадий Николаевич ответил: я знаю, что у тебя случилось, твой поступок благородный, но сам я вопрос решить не могу. Я, говорит, поставлю этот вопрос на пленарном заседании. А через неделю сообщил: все фракции проголосовали единогласно, за открытие галереи моего имени, не мне лично, как писали недобросовестные СМИ, а под Государственную картинную галерею Народного художника СССР А. Шилова. Решением Государственной думы и правительства Москвы выделили на эти цели особняк в центре города и объявили мне благодарность за бескорыстный дар, чем я горжусь.
31 мая 1997 года состоялось открытие галереи, на котором я сказал публике, представителям власти, что всё лучшее, что буду делать, я буду продолжать дарить стране, городу. И на сегодняшний день я подарил больше чем 1200 работ живописи и графики. И каждый год в День города и в день годовщины создания государственной картинной галереи — я подчёркиваю: государственной, не моей личной — я передаю всё, что сделал за год.
"ЗАВТРА". Выставка ваших работ, посвящённых Дню Победы, вызывает сегодня особенный резонанс. Коллекция портретов увеличивается, интерес к ним — тоже. С чего началась серия Победы?
Александр ШИЛОВ. Будучи ещё студентом второго курса, я написал портрет участника войны, Героя Советского Союза, знаменитого полярного лётчика Михаила Васильевича Водопьянова. И вот с той поры пишу портреты великих людей, кто воевал, защищал нашу Родину от фашистов. На сегодняшний день у меня более шестидесяти работ живописи и графики.
"ЗАВТРА". И бесценные воспоминания о встречах с фронтовиками, беседах с ними. Может быть, расскажете о памятных для вас встречах?
Александр ШИЛОВ. Есть у меня портрет пулемётчика Павла Шорина. Защищая Псков, он потерял обе ноги. Но он не спился, работал на "Москабеле" ещё сорок лет. Женился на женщине, тоже инвалиде, у них был сын, они его вырастили и воспитали. У него две медали "За отвагу", три ордена Отечественной войны. В общем, самый настоящий, хрестоматийный, великий русский солдат.
Есть портрет Малышевой Натальи Владимировны. Добровольцем она попала в армию Рокоссовского, знала прекрасно немецкий язык, о чём Рокоссовскому доложили — это она мне сама рассказывала. Рокоссовский её вызвал, предложил пройти курсы разведчиц. Она эти курсы прошла и была переброшена за линию фронта, занималась прослушкой немецких каналов, передавала информацию руководству. Войну закончила в звании майора. Имела высокие награды и как участница Курской и Сталинградской битв. После войны закончила институт по космосу и авиации, работала вместе с Королёвым, знаменитым нашим конструктором. Детей у неё не было. На старости лет ушла в монастырь. Последние годы она жила в подворье Пюхтицкого монастыря, где и закончила свой жизненный путь в 91 год.
Есть серия портретов разведчиков и контрразведчиков, за что я получил I премию ФСБ. Великих разведчиков, которых Путин провожал до могилы. Это Вартанян Геворг Андреевич, Герой Советского Союза. Знал семь языков. Вместе с женой Гуар они 47 лет работали, были нелегалами. И один из своих величайших подвигов, а может, самый великий подвиг, он совершил во время знаменитой Ялтинской конференции, где встретились Рузвельт, Сталин и Черчилль, решался вопрос раздела мира после окончания войны. Гитлер в Крым выслал секретный отряд для срыва конференции. И Геворгу Андреевичу наше руководство поручило вычислить этот отряд немцев и его уничтожить, и он в 21 год, обращаю внимание — в 21 год! — с этим заданием справился. Сейчас молодому человеку 21 год, так он ещё только пиво сосёт из горла, матом ругается и у мамы на кино просит. А этот человек в 21 год совершил подвиг, столь важный для Отечества. Очень интеллигентный, умный, добрый, скромный человек был Геворг Андреевич. К сожалению, его уже нет в живых. Но я счастлив, что директор внешней разведки, генерал армии Сергей Николаевич Лебедев по моей просьбе меня познакомил с ним, и я написал его портрет. Есть портрет ещё одного выдающегося разведчика Блейка, Алексея Николаевича Ботяна, который спас Краков, можно сказать, от неминуемой гибели и стал прототипом героя фильма "Майор Вихрь". Ему 99 лет. И, слава Богу, он жив.
Кроме того, есть серия портретов наших прекрасных режиссёров, артистов, народных артистов СССР, таких, как Сергей Фёдорович Бондарчук, Евгений Семёнович Матвеев, Владимир Абрамович Этуш, все они прошли войну по-настоящему, не в обозе. Есть портреты врачей, священников, тоже воевавших по-настоящему. В общем, портреты самых разных людей, независимо от профессии, кто жизнь свою положил ради того, чтобы Отечество сохранить. И это — не просто красивые слова.
"ЗАВТРА". Какие эмоции вы испытываете, работая над такими портретами?
Александр ШИЛОВ. Я пишу с чувством величайшей благодарности и преклонения перед подвигом этих героев. И рад, что судьба свела меня с такими людьми, и я по-новому смог взглянуть на факты нашей истории, о которых даже приблизительно не знал. Нет священнее долга, чем защищать Отечество. И для меня эти люди святые, без преувеличения говорю. К сожалению, они уходят из жизни. Но я буду продолжать писать их до последнего вздоха. На героических подвигах этих людей надо воспитывать подрастающее поколение, иначе мы потеряем нашу Родину. Без служб безопасности Россия взлетит на воздух через минуту.
"ЗАВТРА". Вы наслышаны о реакции на День Победы так называемой "либеральной общественности"?
Александр ШИЛОВ. А как же! Я живу среди людей, знаю, вижу, чувствую и понимаю, откуда ветер дует.
"ЗАВТРА". Для буквы искусства чрезвычайно важно внимание власти. Вы не обделены таким вниманием?
Александр ШИЛОВ. Два года назад нашу галерею, её отдельный зал "Они сражались за Родину", посетил Владимир Владимирович Путин. Это было второе посещение президентом нашей галереи, и для меня, как и для всего нашего коллектива, это честь и радость. Владимир Владимирович Путин говорил тогда, что в год 70-летия Победы очень хорошо было бы провести выставку — в знак благодарности нашим великим солдатам — по городам-героям боевой славы. И вот за два года выставка прошла уже в 15 городах-героях и городах боевой славы: Севастополь, Минск, Великий Новгород, Волгоград, Тверь, Курск, Брянск, Смоленск, Псков, Тула, Ковров, Орёл, Белгород, Воронеж, Елец… Потом поедем в Архангельск, Мурманск и Иркутск.
"ЗАВТРА". Проект, очевидно, требует немалого финансирования. Кто вас поддерживает?
Александр ШИЛОВ. Деньги находим с трудом, по мере возможности. И это при том, что есть документ, подписанный президентом РФ, о выделении финансирования. Помог Департамент культуры, выделил финансирование на пять выставок. Ещё нам дал деньги общественный совет при ФСБ и, по решению ВТБ, — фонд, которым руководит г-н Титов. За что и я, и народ им очень благодарны. Люди в наших провинциальных городах подходят к картинам и просто плачут от того, что вспомнили наших солдат… Сегодня положение в России очень тяжёлое. Нас окружают со всех сторон. Хотят задушить, разорвать и вновь поставить Россию на колени! Как же можно в такой момент какие-то инсталляции устраивать? Изнутри взрывать Россию?! И сейчас, как никогда, я согласен с вашим главным редактором. Во-первых, он смелый человек, честный, не кривит душой. И он правильно делает, что поддерживает великого патриота России, президента Владимира Путина, говорит, что России повезло с ним, но ему тяжело, ему надо помогать, кто чем может, сплотиться вокруг него. Выдвинутую им национальную идею о патриотизме давно ждала вся страна. Без чувства патриотизма, которое объединяет людей, Россия погибнет.
"ЗАВТРА". Каково ваше кредо в искусстве?
Александр ШИЛОВ. Искусство, основанное на величайшем мастерстве, способно достучаться до сердца зрителя. Ведь искусство художника в чём состоит? В том, чтобы взять неодухотворённые краски, холст и написать такую картину, на которую даже простая крестьянка, которая никогда не читала ни одной книги по искусству, подойдёт и будет креститься, молиться. Я таких видел и в Пушкинском музее, и в Третьяковской галерее, Эрмитаже и в других музеях. Они смотрят, крестятся, как сейчас помню, и говорят: неужели это рукой человеческой создать можно? Да, художник — это не только тот, кто рисует. Художник — это состояние души, великая ответственность перед собой и народом. По достижениям в искусстве судят о том, на что способен Народ.
Материал подготовила Марина Алексинская
На фото: Владимир Путин, посетив Государственную картинную галерею А.М. Шилова, записал в книге отзывов: «С благодарностью и восхищением. Успехов»