Сообщество «На русском направлении» 00:20 7 июля 2021

Шахматист

судьба Александра Алехина в книге Светланы Замлеловой

Книга Светланы Замлеловой (Александр Алёхин. Партия с судьбой. – М.: Эксмо, 2021. – 224 с.) вышла в серии «Иконы спорта». И это тот случай, когда обязывающе-возвышенное определение «икона» уместно. Сейчас любой второразрядный актёр, выпорхнув на экран, удостаивается эпитетов «великий», «гениальный». В иконы стиля записывают любого, кто попросту прилично оделся или, напротив, вырядился несуразно. И слово истончилось от частого и неуместного употребления. Но здесь оно очень точно характеризует героя повествования – Александра Александровича Алехина – именно так, через «е», а не через «ё» пишется его фамилия, что он всегда подчёркивал.

Стоит отметить, что в этой серии вышло около пяти десятков книг, получилась этакая сборная мира – лучшие спортсмены, представители разных видов спорта, разных стран. Здесь и наши Эдуард Стрельцов, Александр Кержаков, это и Зидан, и Макгрегор, и Марадона, и Гретцки, и Фуркад. В этом ряду Алехин стоит особняком. В отличие от своих собратьев по серии, сильных, натренированных, мускулистых, он интеллектуал, сила, энергетика, мощь его – иная.

Аннотация книги интригует: чтобы раскрыть загадку этого шахматного гения, «в работе использовались материалы, ранее на русском языке не публиковавшиеся», «Алехин является феноменом, прославившим русскую шахматную школу», «единственный чемпион мира, умерший непобеждённым».

Светлана Замлелова предупреждает, что не разбирает шахматные турниры, не анализирует сыгранные партии, а повествует о человеке, прожившем непростую жизнь, всю посвящённую этой неисчерпаемой игре. У гениев судьба, наверное, всегда непроста. Они, как правило, перфекционисты, стремящиеся к совершенству в деле, которым занимаются, а это всегда непросто. Гений порой непонятен окружающим, не вполне удобен в общении, а он, в свою очередь, не всегда принимает несовершенство мира, и своё недовольство выражает. Приводятся отзывы о нём людей разных, и они – весьма противоречивы. Одни характеризуют Алехина как человека добродетельного, щедрого, отзывчивого. А кто-то отзывается как о несносном, угрюмом, раздражительном. Но все отмечают его гениальность.

В чём исключительность Алехина, помимо его мастерства в игре? «Современники Алехина предсказывали скорое умирание шахмат как исчерпавшей себя игры. Точнее, исчерпавшей себя считалась шахматная теория… Так, Ласкер уверял, что шахматы ограничены, что однажды все шахматные комбинации будут познаны, а массы любителей приобщатся ко всем тайнам игры… Ласкер, а за ним и Капабланка заговорили о «ничейной смерти» шахмат, о необходимости пересмотра правил. Но именно против такого преклонения перед теорией, перед уже прописанными и не раз игранными партиями восставала русская шахматная школа в лице Чигорина и Алехина. В противовес тем, кто находил удовлетворение только в победе как таковой, Алехин видел цель игры в научных и художественных достижениях, которые ставят шахматы вровень с другими искусствами».

К сожалению, интерес к шахматам снижается и у нас в стране, и во всём мире. К сожалению, потому что шахматы – гимнастика для ума, развивающая интеллект, логику, приучающая к размышлениям, к принятию решений, дисциплинирующая человека. Возможно, потому «в СССР и США, а также в некоторых странах Европы шахматы имели всестороннюю поддержку, вплоть до государственной», что тогда было противостояние двух систем, обеим сторонам нужны были люди мыслящие, умеющие находить нестандартные решения, эти решения принимать. Шахматы этому учили. А когда СССР и систему социализма уничтожили, то и победившая сторона несколько расслабилась, в хорошей интеллектуальной форме находиться было уже вроде бы и ни к чему.

А уж что касается России… Если даже систему школьного и высшего образования упростили и порушили, то уж взращивать интеллектуалов совсем ни к чему стране, проигравшей мировому империализму... Это даже вредно. Греф вон прямо заявляет, что образованные люди опасны для сложившейся системы. «Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания», и как, мол, управлять обществом, где люди умны? Тем более проблематично, когда люди-то умны, а правители – не очень. От слов – к делу, вот «глава Сбербанка Герман Греф объявил лучшие отечественные физико-математические школы «советским пережитком» и сообщил, что стране они не нужны». А ведь математика структурирует мышление, как и шахматы. Получается, и шахматисты – опасны?

С кем дружил Александр Алехин, где играл, какие принципы отстаивал; лживые «биографы», наветы и домыслы… Почему до сих пор, через 75 лет после смерти (Алехин скончался в 1946 году) вокруг его фигуры, самого его ухода из жизни идут разговоры и споры? Биография насыщенная, в чём-то даже авантюрная. Гениальный шахматист, начавший блистательный шахматный взлёт. Успех, звание гроссмейстера в юном, можно сказать, возрасте. И революция, гражданская война – не до шахмат. Возобновление участия в турнирах. Уехав на турнир в Германию, оказался на вражеской территории – началась война. Интернирован, добирается на Родину с неимоверными трудностями! Служба в армии, награды. Вступление в масонскую ложу. Продолжение шахматной карьеры, отъезд на юг России, обвинение в антисоветской деятельности, арест, едва не приведший к расстрелу. Работа следователем (по образованию Алехин – юрист), отъезд за границу…

Книга, которую сама автор называет повестью, не имеет сюжета в обычном понимании. Субстанцией, скрепляющей рассказ о шахматисте, его судьбе, являются приведённые размышления: что им двигает, что его волнует (к примеру, как его потрясла фултонская речь Черчилля: шахматист прямо сказал, что мир обезумел и двигается к новой войне). В чём природа неуспокоенности человека и его несогласия со всеми уже согласившимися, например, с тем, что шахматы себя исчерпали.

Читая книгу, понимаешь и трагедию отдельного взятого человека – Алехина. А через это – и трагедию людей, в чьи судьбы беспардонно вмешивались обстоятельства или исторические события, ставшие большим благом для целых народов, но в жизни конкретного человека сыгравшие роковую роль…

Актуальна ли ныне книга о шахматисте? Не дела ли это давно минувших дней? Но гений интересен и познавателен всегда. Судьба гения – это урок и назидание: «Цель человеческой жизни и смысл счастья заключается в том, чтобы дать максимум того, что человек может дать. И так как я бессознательно почувствовал, что наибольших достижений я могу добиться в шахматах, – я стал шахматным маэстро». То есть он выбрал судьбу-служение, он понимал, что может дать миру то, чего не даст никто другой, именно через шахматы. Хотя жизнь шахматиста и кочевая (турниры, конференции), а потому не вполне устроенная, в отличие от юриста или дипломата, кем вполне мог стать Алехин, он был счастлив.

А значит, можно быть счастливым человеком, несмотря на сложности и лишения, можно быть человеком цельным, хотя все говорят о твоей противоречивости. Таким счастливым и цельным человеком был Александр Алехин, потому что он добился успеха в своей партии с судьбой, дал максимум того, что мог дать. И эта книга о шахматисте – не книга-биография гения. Это книга о тайных ходах мировой политики, о хитросплетениях, казалось бы, не связанных между собой событиях и людях. О роли личности.

P.S. Случайно ли сейчас в России поставлен мюзикл "Шахматы", написанный ещё в 1984 году, в разгар «холодной войны»? Ведь «мюзикл называют метафорой «холодной войны», с намёком на то, что «холодная война» сама по себе являлась манипулятивной игрой». Случайно ли книга Бжезинского, которая «представляет собой размышления о геополитическом могуществе США и о стратегиях, благодаря которым это могущество может быть реализовано в XXI веке», называется "Великая шахматная доска"? Чтобы не стать пешками на мировой арене, надо уметь просчитывать действия на несколько ходов вперёд. Этому учат шахматы. В Советском Союзе – великой шахматной державе – это умели делать.

1.0x