В ночь с 14 на 15 августа 1947 года долгожданная независимость наконец-то была обретена. На месте Британской Индии возникли два новых доминиона Британской империи – Индийский союз и Пакистан. Лидерами индусских националистов раздел страны был воспринят как тяжёлая потеря, такого же мнения придерживался и Ганди. Однако если индусские националисты хотели сохранить прежде всего исконную индийскую территорию и со временем создать на ней полностью индусское государство, то Ганди хотел сохранить единое государство на принципах единства индусской и мусульманской общин, что, учитывая сложившиеся к тому моменту отношения между ними, вряд ли представлялось возможным.
Так или иначе, мусульманское государство в Южной Азии стало реальностью. В состав Пакистана вошли территории, населённые преимущественно мусульманами. Такие территории располагались на западе и востоке страны (центральные области с мусульманским населением, со всех сторон окружённые населением индусским, остались всё же в составе Индии), поэтому Пакистан изначально делился на две части, не имевшие сухопутной связи. Западный Пакистан территориально совпадает с современным государством Пакистан, а то, что раньше составляло Восточный Пакистан, сегодня является независимым государством Бангладеш.
Раздел повлёк за собой перемещение огромных масс людей – многие мусульмане, после раздела оказавшиеся на территории Индии, хотели переехать в Пакистан, а индусы и сикхи из Пакистана – в Индию. Перемещение миллионов переселенцев, распалённых межобщинной рознью, привело к небывалым всплескам насилия, жертвами которого, по некоторым оценкам, стали до миллиона человек.
Тем временем в независимой Индии началось складывание новой политической системы. На этом пути необходимо было многое сделать – сформировать новые органы власти, принять конституцию, определиться с административно-территориальным делением страны и т.д. 26 января 1950 года вступила в действие Конституция Индии, провозгласившая страну республикой (прекращение статуса доминиона можно считать формальным оформлением независимости) и установившая её государственное устройство.
С самого начала независимого существования Индии, несмотря на многопартийную систему, в политической жизни страны доминировала только одна партия – ИНК. Извечный противник Конгресса – Мусульманская лига с образованием Пакистана прекратила свою деятельность на территории Индии, а остальные политические партии не обладали ни достаточной численностью, ни популярностью для того, чтобы составить конкуренцию ИНК. Лидеры Конгресса – Ганди, Неру, Прасад, Патель – обладали высочайшим авторитетом, были признанными лидерами национально-освободительного движения. Убийство в 1948 году Махатмы Ганди Натхурамом Годсе (радикальным индусом, по всей видимости, бывшим членом Раштрия Сваямсевак Сангх), вызвавшее широчайший резонанс в Индии, также способствовало сплочению населения вокруг ИНК, ассоциировавшегося с Ганди. Убийство такого авторитетного политика, как Ганди, стало тяжёлым ударом для индийских правых – ХМС подверглась жёсткой критике, РСС был на какое-то время запрещён.
Между тем политическая жизнь в независимой Индии набирала обороты. Множились новые партии, формируемые на социальной, политической, региональной и кастовой основе. Разногласия внутри ИНК привели к отколу от него ряда политических деятелей, несогласных с курсом лидеров ИНК, Джавахарлала Неру (премьер-министра Индии) и Валлабхаи Пателя, занимавшего пост министра внутренних дел. Многие из этих политиков пошли по пути создания собственных партий, таким образом возникла, например, Социалистическая партия Индии.
К началу 50-х годов индийским правым удалось оправиться от потрясений конца 40-х, и подготовиться к борьбе – вскоре предстояли первые в истории независимой Индии всеобщие выборы. Задача, стоявшая перед индийскими консерваторами, была непростой – необходимо было бороться, с одной стороны, против такого политического колосса, как ИНК во главе с Неру, партии, овеянной славой недавно отгремевшей борьбы за независимость, партии Ганди, одного из ярчайших лидеров этой борьбы. Под руководством членов ИНК осуществлялось государственное строительство, шли первые шаги независимого государства. Таким образом, на стороне ИНК была массовость, огромный авторитет, выработанная годами политическая доктрина индийского национализма, базировавшегося на принципах всеобщего равенства, демократии и секуляризма. Вместе с тем за короткий период, который к тому моменту Конгресс находился у руля страны, партия ещё не успела допустить каких-либо крупных ошибок, за которые её можно было бы критиковать. С другой стороны, угрозу для индийских консерваторов представляло мощное левое движение, которое лишь набирало силу и популярность, что было вполне закономерно, учитывая тяжелое экономическое положение бывшей британской колонии. Левые идеи, выразителями которых были индийские коммунисты и социалисты самых разных мастей, организованные в многочисленные партии и движения, находили широкий отклик в сердцах миллионов малоимущих индийцев. Левая повестка не была чужда и ИНК, который традиционно позиционировал себя как социалистическую партию, сторонником социалистических идей (в специфическом, немарксистком их понимании) был и Д. Неру.
В 1951 году возникла партия, которая должна была выражать интересы правых сил Индии – Бхаратия Джана Сангх (Индийский народный союз). Председателем новой партии (которая являлась политическим крылом Раштрия Сваямсевак Сангх) был избран Шьяма Прасад Мукхерджи. Политическую карьеру он начал в конце 20-х годов, в своей родной Бенгалии, как член ИНК. Впоследствии, придя к убеждению, что идеи мусульманских политических деятелей несут угрозу индусскому большинству индийского населения, Мукхерджи присоединился к Хинду махасабха. После того, как Индия обрела независимость, он, как популярный политический деятель, вошёл в состав правительства Неру, получив пост министра промышленности. Однако вскоре взгляды Мукхерджи и Неру кардинальным образом разошлись в вопросе отношений с Пакистаном. Дело было в так называемом Пакте Лиаката–Неру 1950 года, соглашении, заключённом премьером Индии Неру и его пакистанским коллегой Лиакатом Али Ханом. Пакт должен был урегулировать проблему религиозных меньшинств, весьма остро стоявшую в период после раздела Британской Индии, а также предотвратить новую войну между Индией и Пакистаном (Сразу же после обретения независимости страны уже успели схлестнуться в войне из-за спорного штата Джамму и Кашмир, ставшей первой в череде индо-пакистанских конфликтов). Мукхерджи расценил содержание пакта как умиротворение мусульман, политику уступок, невыгодных индусскому большинству населения Индии. По всей видимости, гарантия прав религиозных меньшинств, утверждавшаяся в данном документе, была столь негативно расценена Ш. П. Мукхерджи потому, что после раздела страны далеко не все мусульмане оказались на территории Пакистана, часть из тех, кто проживал на территориях, не вошедших в состав Пакистана, предпочла остаться там, где они жили всегда, и не ехать в новое исламское государство. Мусульман, оставшихся в Индии, насчитывалось более 35 миллионов (к 2013 году их численность возросла почти до 180 млн, что составляет более 13% населения страны), они проживали в стране, официально декларировавшей равенство всех религий, в то время как индусы и сикхи, оказавшиеся после раздела на территории Пакистана, проживали в исламском государстве, в связи с чем значительная их часть предпочла покинуть Пакистан (во многом по причине страха преследований и межобщинного насилия). Индусское население Пакистана составляло около 22%, сосредоточено он было главным образом в Восточном Пакистане (совр. Бангладеш), однако беженцы потоком хлынули в Индию, в связи с чем высока была вероятность того, что пакт Лиакат–Неру будет выгоден в первую очередь мусульманам в Индии.
Выйдя из правительства, Мукхерджи основал свою партию (после консультаций с тогдашним главой РСС Голвалкаром) на совершенно новых идеологических основах. Краеугольным камнем в идеологии Бхаратия Джана Сангх (БДжС) стало мировоззрение хиндутвы. Важным звеном идеологии БДжС был отказ от чуждых, по мнению идеологов партии, понятий, заимствованных с Запада, таких как социализм, секуляризм, национализм и прочие. На их место предлагалось поставить исконно индусские понятия и концепции, важнейшим из которых является понятие дхармы (религиозного закона, долга, порядка вещей). Права индусского большинства должны были быть законодательно закреплены. (Интересно, что примерно в это же время, с аналогичным призывом отказаться от западных идейных заимствований в арабском мире выступило движение «Братья-мусульмане». В случае «Братьев-мусульман» заменить чуждые западные идеи предлагалось исламскими доктринами и понятиями).
В первых в истории независимой Индии всеобщих выборах принимало участие более 50 различных политических движений. Кроме ИНК и БДжС на выборы пошли партии самой различной направленности, в том числе региональные, этнические, кастовые партии. Чрезвычайно широк был спектр левых сил – кроме Коммунистической партии Индии в выборах принимали участие множество левых движений, таких как Рабоче-крестьянская партия Индии, Социалистическая партия, Революционная Коммунистическая партия Индии, Большевистская партия Индии и другие.
Конгресс одержал победу на выборах с огромным перевесом – за него отдали свои голоса 45% избирателей, что позволило получить 364 из 489 мест в парламенте. Джавахарлал Неру стал первым премьер-министром независимой Индии. Результаты индийских правых были более чем скромными – БДжС набрала всего чуть более трёх процентов голосов, Хинду Махасабха не дотянула и до одного процента.
Таким образом, Индия вступила в долгий период практически безоговорочного доминирования ИНК на политической арене. Развитие страны пошло по пути ставшего знаменитым «Курса Неру», подразумевавшем индустриализацию, построение общества социалистического образца, аграрную реформу (направленную, вполне в социалистическом духе, на ограничение прав крупных землевладельцев, сокращение их владений). Во внешней политике Неру, несмотря на определённые симпатии к Советскому Союзу (потепление отношений между Индией и СССР наметилось только после смерти Сталина. При его правлении Индия продолжала восприниматься как колония Великобритании, лишь управляемая новыми методами – через буржуазных правителей, таких как Неру), выступил одним из инициаторов (наряду с египетским лидером Насером, индонезийским президентом Сукарно и президентом Югославии Тито) создания Движения неприсоединения. Одним из важнейших принципов, заложенных в начале правления Неру, была организация нового администартивно-территориального деления страны на этнолингвистической основе.
В годы британского владычества административное деление Индии складывалось во многом спонтанно, по мере покорения страны англичанами. В дальнейшем система корректировалась с целью упростить и усовершенствовать управление колонией. Индийским националистам было очевидно, что после обретения независимости необходимо будет новое деление страны. В основу такого деления был положен этнолингвистический принцип. Индия – страна чрезвычайно пестрая в этническом отношении, её населяет множество народностей, говорящих на различных языках. Процесс формирования этнического самосознания протекал неравномерно. Так, где-то успели под влиянием определённых (языковых, культурных, религиозных и т.п.) факторов сложиться устойчивые этносы с чётко выраженным этническим самосознанием, в других местах этого не произошло. К числу наиболее этнически сплочённых групп индийского населения традиционно относят в первую очередь панджабцев, маратхов и бенгальцев. Важнейшим фактором развития этнического самосознания был язык – соответсвенно панджаби, маратхи, бенгальский. В регионах проживания тех групп населения, для которых кастовая, религиозная или расовая (как это было в случае Юга Индии, населённого преимущественно дравидами) принадлежность была более значима, нежели этническая, роль языка была не менее важна. На основе ареала того или иного языка или этноса (как правило, эти ареалы примерно совпадали) и началось переформирование индийских штатов. Одним из следствий данной реформы стало повышение значимости региональной политики, развитие местных партий, отношения с которыми со временем стали играть всё более значимую роль для основных общеиндийских политических сил.
Большинство индийских правых организаций существовали вне поля публичной политики, занимаясь культурной, просветительской и общественной деятельностью. В 60-е годы все эти многообразные организцации, группировавшиеся вокруг РСС, стали обозначаться как «Сангх паривар» (Союз-семья). На сегодняшний день в составе «Сангх паривар» насчитывается более 40 организаций, среди которых союзы студентов, рабочих, крестьян, адвокатов, женская организация и другие. Наиболее заметными членами «Сангх паривар» являются непосредственно РСС, «Вишва хинду паришад» (Всемирный совет индусов, ВХП, организация, задачей которой является объединение индусов, проживающих по всему миру, сохранение и защита индусских ценностей – так, одной из известных акций «Вишва хинду паришад» стало обращение к правительству Великобритании в разгар эпидемии коровьего бешенства с требованием не допускать убоя коров, страшного греха с точки зрения индуизма. Организация предлагала построить специальные питомники, где больные животные могли бы жить изолированно до тех пор, пока не умрут естественной смертью. ВХП всегда выступал с требованием запрета убоя священных коров), «Баджранг дал» (молодёжная военизированная организация ВХП), и крупнейшая Бхаратия джаната парти (Индийская народная партия), речь о которой пойдёт ниже. Своеобразным мозговым центром «Сангх паривар» является созданный в 1982 году «Бхаратия вичар кендрам» (Индийский идейный центр), позиционирующий себя как «центр исследований для национального возрождения» и занимающийся исследованиями в области истории, экономики, политологии, культуры и т.д. Несмотря на различия в целях и задачах организаций, входящих в «Сангх паривар», все они объединены общим мировоззрением хиндутвы, индусского национализма. Численность членов организаций, принадлежащих к «Сангх паривар», составляет сотни тысяч и миллионы.
Несмотря на то, что в ходе последующих всеиндийских выборов (1957, 1962, 1967, 1971 гг.) Конгресс по-прежнему одерживал убедительные победы, завоёвывая более 40% голосов избирателей, его позиции на местах постепенно ослабевали, в ряде штатов ИНК был вынужден идти на создание коалиционных правительств с местными региональными партиями. Постепенно росла и популярность правых из Бхаратия Джана Сангх. В 1959 году ряды индийских правых сил пополнились право-консервативной партией «Сватантра» (Свобода), сформированной бывшими конгрессистами, несогласными с курсом Неру.
Ставший громоздкой разветвлённой структурой, ИНК всё более становился объектом справедливой критики как населения, так и его политических противников. Одной из главных причин недовольства была нараставшая коррупция партийных бонз. Нарастала и внутренняя борьба в рядах членов ИНК. В 1966 году партию возглавила Индира Ганди, дочь умершего в 1964 году Джавахарлала Неру. Вопреки распространённому заблуждению, Индира Ганди не имела никакого отношения к Махатме Ганди – свою фамилию она получила от мужа, Фероза Ганди. Став лидером ИНК и премьер-министром Индии, Индира Ганди способствовала сохранению популярности Конгресса ещё на некоторое время, однако вскоре нараставшее народное недовольство промахами Конгресса уже нельзя было сдерживать – началось массовое движение против ИНК. Кризис разразился в 1975 году, когда суд лишил Индиру Ганди депутатского мандата, установив, что в ходе парламентских выборов имели место фальсификации. Оппозиция потребовала отставки Ганди с поста премьера. В этих условиях, видя невозможность сохранения власти без принятия каких-либо экстраординарных мер, Индира Ганди ввела в стране чрезвычайное положение. Чрезвычайное положение сохранялось на протяжении двух лет, и было ознаменовано ограничением гражданских прав и свобод, сопряженным с рядом вопиющих актов, наиболее известным из которых является политика принудительной стерилизации женщин, направленная на сокращение численности населения. Вводилась цензура в печати, на радио и телевидении, полиция наделялась дополнительными полномочиями, политические организации, противостоящие ИНК, были запрещены, а их лидеры оказались за решёткой. Нарастание авторитаризма, сосредоточение огромной власти в руках сына премьер-министра, Санджая Ганди, возглавлявшего молодёжный Конгресс, привело к ещё большему падению популярности ИНК. В 1977 году Индира Ганди была вынуждена пойти на уступки народу и оппозиции, отменить чрезвычайное положение и провести свободные выборы.
Выборы 1977 года стали важнейшей вехой в политической истории Индии. ИНК впервые потерпел поражение. Однако его извечный правый оппонент, Бхаратия Джана Сангх, на этот раз в выборах участия не принимал. Лидеры партии, многие из которых в период чрезвычайного положения оказались брошены в тюрьму, предпочли ликвидировать партию ради успеха общей оппозиционной антиконгрессистской борьбы. Следуя призыву безоговорочного лидера антиконгрессистского движения, Джайпракаша Нараяна (которого называли «вторым Ганди»), призвавшего оппозиционеров сплотить ряды перед грядущими выборами, они распустили партию ради создания единой оппозиционной партии, которая получила название «Джаната Парти» (Народная партия). Кроме БДжС новая партия создавалась на базе таких крупнейших политических организаций, как «Сватантра», Социалистическая партия и др. «Джаната парти» стала мощной политической силой, вокруг которой был создан Народный альянс, объединивший всю оппозицию Конгрессу, в том числе региональную партию сикхов «Акали дал» и Коммунистическую партию Индии (марксистскую). Обычная компартия оказалась на стороне Конгресса.
Несмотря на триумфальную победу Джаната парти – она набрала 43% голосов – эта партия всё же была образована на базе слишком разнородных сил, для того чтобы трансформироваться в сплочённую структуру. Вскоре после победы внутри партии начались разногласия по вопросам базовых принципов дальнейшего развития страны, которые привели к правительственному кризису и внеочередным выборам в 1980 году, результатом которых стало триумфальное возвращение к власти Конгресса во главе с Индирой Ганди.
В том же 1980 году возникла новая партия индийских правых, которой суждено было стать второй важнейшей политической силой страны – Бхаратия Джаната Парти (Индийская народная партия, БДжП). Партия возникла на обломках Джаната Парти, её лидерами стали Атал Бихари Ваджпаи и Лал Кришна Адвани, оба бывшие члены правительства и Джаната Парти, старые индусские националисты, являвшиеся лидерами БДжС. В качестве основы идеологии новой партии было взято мировоззрение хиндутвы. Важную роль для роста популярности БДП сыграло её участи в движении за восстановление храма Рама в городе Айодхья. К началу 90-х гг. отношения между индусской и мусульманской общинами Индии сильно накалились. Деятелей индусского национализма беспокоил рост мусульманского населения страны, которое воспринимается ими как угроза будущему индусов, фактически – как пятая колонна Пакистана. На волне роста столкновений между индусами и мусульманами по всей стране, Вишва Хинду Паришад выдвинул предположение, что на месте Мечети Бабура в городе Айодхья, в древности, в домусульманскую эпоху, находился храм Рама, героя индийского эпоса Рамаяна, воплощения бога Вишну. Отсюда следовал вывод, что для восстановления исторической справедливости, необходимо снести мечеть, и восстановить на её месте индусский храм, ведь некогда он был разрушен для строительства этой мечети.
Различные индусские организации, входящие в состав Сангх Паривар, в том числе и БДП, стали организовывать массовые паломничества индусов в Айодхью с требованием восстановления храма Рама. Эта деятельность привела к небывалому росту межобщинной напряжённости в Индии. В 1992 году, в ходе одного из митингов, толпа паломников разрушила мечеть, после чего по всей стране прокатилась волна столкновений индусов и мусульман, в которой погибли более двух тысяч человек. Проведенные позднее по распоряжению правительства Индии археологические раскопки на развалинах мечети подтвердили, что на этом месте некогда существовал индусский храм.
Окончание следует