Авторский блог Кирилл Зайцев 00:25 12 октября 2022

Северный ветер

даже самый могучий виртуальный кадавр ломается под ударами реальности

Тон в пространстве новостей задают виртуальные кадавры. Эти ходячие медийные трупы, одетые в оболочки явлений, событий или лиц, создают вокруг себя страшный информационный смрад, застилающий глаза даже здоровым людям и опьяняющий новостных наркоманов, вросших в сети «Твиттера» и «Ютюба». Всю первую неделю октября кадавры безраздельно властвовали над нашими умами.

Одним из этих кадавров, поднявшим дикую вонь, стал пиарщик в образе бизнесмена и маркетолог в образе изобретателя Илон Маск. В своём твиттер-блоге он предложил план мирного урегулирования между Москвой и Западом. Согласно этому плану, Украина должна объявить нейтралитет, а русские территории востока страны должны решить свою судьбу на подотчётных ООН выборах. Нет никакого смысла рассматривать предложение Маска всерьёз. Даже если допустить, что в Киеве найдётся сила, способная соблюдать взятые на себя обязательства, эта сила не продержится у власти и дня после признания о своей готовности отказаться от восточных территорий.

Интереснее серьёзного анализа слов миллиардера оказывается рассмотрение информационного эффекта. Маск — человек-мем, буквально зарабатывающий на жизнь подобными вбросами: незначительные колебания стоимости акций его компаний позволили ему нехитрыми манипуляциями прибавить к своему и без того космически огромному состоянию ещё немного.

Глобальных размеров троллинг был лишь приятным бонусом. Маска атаковали украинские боты — именно из-за ботов несколько месяцев назад Илон и вышел из долгой и нудной эпопеи по покупке соцсети. Наступлением войск ботов командовало всё руководство Украины — верхушка этой твиттер-сверхдержавы почти в полном составе объявилась в комментариях под постами вчерашней иконы всего прогрессивного человечества. Дежурное украинское хамство лучше всего выразилось в сообщении жены главы офиса президента Зеленского: она заявила человеку, чьё имя ещё недавно ассоциировалось с обеспечением вооружённых формирований Украины спутниковым интернетом, что «твоё дело — поставлять «Старлинки» и закрыть рот».

Со «Старлинками», терминалами спутниковой связи от SpaceX, вышло особенно забавно: через пару дней после контрнаступления украинцев на «Твиттер» многие терминалы вышли из строя — по словам самого Маска, из-за неполучения оплаты. Многие аналитики — причём не только у нас, но и в некоторых западных изданиях — принялись рассуждать о том, что Маск таким образом выражает чаяния части американских элит. Как уже говорилось выше, едва ли стоит всерьёз воспринимать его слова, но Маск, этот инфокадавр, оказавшийся царём информационной горы, отлично чувствует как настроения общества, так и политическую конъюнктуру. Дело идёт к промежуточным выборам, и кумиру прогрессивной общественности, который много лет назад обещался похоронить нефтяную промышленность своими электромобилями, позарез нужны хорошие отношения с будущей партией власти. Республиканцы ныне не те, что во времена Дика Чейни или хотя бы Митта Ромни — республиканский мейнстрим нацелен на некое подобие изоляционизма, не намерен лезть в чужие дела на другом конце света и видит в политике ястреба Байдена взаимосвязь с накрывшим страну кризисом.

Рано утром 8 октября в соцсетях стали появляться жуткие фотографии Керченского пролива. Крымский мост, главное инженерное сооружение современной России, оказался охвачен огнём и дымом, застлавшим полнеба в предрассветной темноте. Поначалу говорили, что загорелась цистерна с топливом, но вскоре опубликовали данные о подрыве грузового автомобиля, наполненного взрывчаткой. Подрыв был сделан именно таким образом, чтобы уничтожить и топливный состав, шедший параллельным, железнодорожным, путём моста. В результате этого действия погибло не менее трёх человек, обрушились в воду два пролёта одного из автомобильных путей, а железнодорожное сообщение полуострова и материка оказалось нарушено. В Сеть полились кадры: сначала живописные виды страшной дымной громадины над безмятежным проливом, затем обрушившиеся пролёты, омываемые морскими волнами, после — очереди на крымских заправках.

Каждый новый кадр вызывал дружный хохот у лидеров мнений из соцсетей — делались мемы про съезд с моста на взорванные «Северные потоки», клепались боевые картиночки, отсылавшие к истории крейсера «Москва», пилились видео про «поезд в огне». Украинские госструктуры, отлично понимающие цену хорошего и своевременного пиара, принялись репостить эти мемы, подкалывать в соцсетях Россию (прекрасно понимая неспособность России ответить на этом фронте), прямым текстом признавать своё участие в подрыве моста. Внимания заслуживает «разговор» в «Твиттере» между аккаунтами Украины и Крыма — там первый спрашивает, как у второго дела, а второй отвечает, что собрался домой и шлёт жёлто-синие сердечки. Интересно это не только тем, что в реальности оба аккаунта ведёт один скучающий SMM-менеджер, возможно, в глаза не видевший ни Крыма, ни Украины, но и привычной бессовестностью — взяв на себя ответственность за теракт против конкретного региона, теракт, который потенциально мог нарушить его снабжение, какой-то невоспетый герой украинских инфовойск от лица этого самого региона выражает свою любовь к устроителям этого теракта.

Всё утро субботы прошло в ехидном злорадстве — бесновались не только профессиональные украинцы, но и некогда наша совесть нации, сбежавшая подальше от этой самой нации в Ереван, Тбилиси и Вильнюс.

К моменту, когда солнце начало опускаться, однако, радость поутихла. Дым рассеялся, пожар был потушен и стало ясно, что несмотря на информационный урон, никакой реальной катастрофы не произошло. Да, один из автомобильных путей придётся долго чинить, но движение по другому пути восстановили уже к вечеру. То же касается и железной дороги — то, что утром аналитики называли ударом по снабжению южной группировки войск, оказалось лишь временной задержкой, ведь к восьми вечера по Москве первые составы уже пошли по мосту. Помимо слабого эффекта в реальности, информационная перемога тоже оказалась сомнительной. Как только вскрылась информация об автоподрыве, нарисовались две версии: либо за рулём был террорист-смертник, либо жертва обмана на терминале грузоперевозок. Ни одна из этих версий не делала чести Украине, прямым текстом взявшей на себя ответственность за терроризм. В силу этих двух факторов к вечеру украинская пресса получила новые инструкции. Не мудрствуя лукаво, журналисты объявили, что виновата в теракте на российском мосту Россия. Кто-то, к примеру, Михаил Подоляк, даже набросал на скорую руку шизоконспирологическую схему, где ФСБ сражается с Минобороны, а страдает почему-то Крымский мост. Словом, к вечеру субботы информационное пространство словно забыло о том, что произошло утром — только эхо в виде мемов, воплей рассерженных публицистов и анализов различных блогеров напоминало о каком-то взрыве на каком-то мосту. Но некие глубокие механизмы пришли в движение. Удар по символу, по образцу достижений, по гордости — удар по мосту, который не смогли построить в Союзе, но построили в России — задал Москве вопрос.

И Москва ответила! Солнечным утром 10 октября ВС РФ нанесли массированный ракетный удар по объектам на всей территории Украины. Если верить данным о попаданиях, цели подразделялись на две категории: штабы и пункты управления силовых структур, а также энергетическая инфраструктура. Если со штабами всё более-менее понятно — шаг в большей степени символический, ведь пресловутые «центры принятия решений» давно переместились подальше от Украины, то с энергетикой всё куда интереснее. Били по распределительным подстанциям и ТЭС с ТЭЦ. В результате этого уже к полудню по Москве значительная часть Украины вернулась туда, куда Джо Байден пообещал вернуть Россию — в XIX век. Били по объектам в Киеве, Сумах, Тернополе, Виннице, Хмельницком, Ровно, Харькове, Кривом Роге, Житомире, а что куда важнее — по Львову и Ивано-Франковску. Писали о массовом налёте «Гераней» на Днепропетровск. Если говорить о недекларируемых целях прилёта ракет, то надо отметить тот факт, что во многих местах удар пришёлся по складам боеприпасов: хитом соцсетей стало видео с автомобильного регистратора, где прилёт ракеты вызвал голливудский взрыв на половину неба. Разумеется, в интерпретации вечно обиженных удары наносились исключительно по детским площадкам и офисным зданиям с визовыми центрами Германии: широко разошлась фотография детской горки, повреждённой взрывом ракеты, и «стекляшки», задетой осколками, где на каком-то там этаже пару комнат снимало германское консульство.

Рассуждать о том, сколько ракет долетело до целей, сколько было сбито ПВО, бабками с банками огурцов и дедами с берданками (такие герои украинского эпоса реально воспевались прессой), а сколько повреждений было нанесено упавшими ракетами украинской ПВО, мы оставим военным экспертам. Нам же интереснее другое. Куда-то вдруг исчезло чувство юмора у всех тех, кто ещё недавно катался по полу от смеха над мемами про Крымский мост. Государство-террорист, официально взявшее на себя ответственность за теракт — а произошедшее на мосту явно выходит за рамки понятия «диверсия» — ощутило себя уязвлённым и побежало жаловаться старшим товарищам. Первой же реакцией Зеленского на удар по Украине стало обещание созвать экстренный саммит G7 и выступить на нём. Затем последовало самодовольное бахвальство — вот мы всё так и стоим, а ракет-то у России стало меньше! А затем опустилась тишина, ведь в крупных городах Украины пропал свет, а сервисы отслеживания интернет-трафика зафиксировали падение онлайна по всей Украине. Даже многочисленные «дочери офицеров», «жёны мобилизованных» и «внучатые племянницы контрактников» как-то поутихли — некому стало писать комментарии в соцсетях.

Уже после удара на заседании нашего Совбеза выступил Путин и объявил произошедшее «предупреждением». Сложно сказать, насколько это предупреждение сработает. Мятежная Малороссия уже множество раз доказывала, что здравость сознания, осторожность и внимательность к разного рода предупреждениям ей чужда — их место занимает лихая кровожадность и хамоватая наивность. Но то, в каком ужасе вопили в соцсетях вчерашние властители дум, то, как усиленно принялись разлагаться инфозомби, то, с какой паникой отреагировала на удары самодовольная медиамашина, показало главное: морок спадает с первыми лучами утреннего солнца, и даже самый могучий виртуальный кадавр ломается под ударами реальности.

1.0x