Севастополь - точка сборки
Сообщество «На русском направлении» 00:00 2 июня 2016

Севастополь - точка сборки

Я никак не мог не поехать на первый Международный фестиваль русской словесности, который проходил с 11 по 15 мая этого года в городе русской военно-морской славы. По моему мнению, давно пора перенести столицу Крыма из Симферополя в Севастополь, всем спокойнее будет. Никто на наш бастион полезть не посмеет. Нет в Севастополе и никаких межнациональных инцидентов. Команда приехавших на фестиваль писателей подобралась на редкость удачная: ни одного случайного человека, примелькавшегося литературного чиновника или пронырливого графомана. Я уж не знаю, кто помогал её формировать главному организатору, талантливому молодому русскому писателю родом из Севастополя Платону Беседину, но давно в наших писательских поездках я не встречал столь безукоризненной писательской делегации из самых талантливых литераторов.
2

Я никак не мог не поехать на первый Международный фестиваль русской словесности, который проходил с 11 по 15 мая этого года в городе русской военно-морской славы. По моему мнению, давно пора перенести столицу Крыма из Симферополя в Севастополь, всем спокойнее будет. Никто на наш бастион полезть не посмеет. Нет в Севастополе и никаких межнациональных инцидентов.

Команда приехавших на фестиваль писателей подобралась на редкость удачная: ни одного случайного человека, примелькавшегося литературного чиновника или пронырливого графомана. Я уж не знаю, кто помогал её формировать главному организатору, талантливому молодому русскому писателю родом из Севастополя Платону Беседину, но давно в наших писательских поездках я не встречал столь безукоризненной писательской делегации из самых талантливых литераторов.

"Севастополь выбран не случайно, потому что он действительно является точкой сборки русской цивилизации, культуры. Здесь крестился князь Владимир, отсюда шло слово Кирилла и Мефодия", — сказал Беседин. При этом он отметил, что Севастополь в свое время стал и "точкой разборки, когда от Графской пристани в ноябре 1920 года выдающиеся люди России покидали Отчизну". В этой связи, как считает Беседин, ответом на вопрос, почему в марте 2014 года произошло бескровное возвращение Крыма и Севастополя в Россию, является тот факт, что "Севастополь культурно, ментально и литературно всегда оставался русским". "Здесь, в Севастополе, должны быть сосредоточены мощные культурные инициативы, здесь должна быть экспертная площадка людей, которые любят Отчизну. И мы начинаем это дело", — подчеркнул Беседин. Он также заметил, что "в какой-то мере наш международный фестиваль способствует легитимизации Крыма и Севастополя в международном пространстве, потому что к нам приехали участники из семи стран".

Да, помимо России здесь были представлены США, Франция, Сербия, Украина, Армения и Узбекистан.

Для создания такой точки сборки русских литературных сил чиновники не годятся — здесь должны быть идеологи, мечтатели, открыватели, организаторы. К счастью,  таким и оказался губернатор Севастополя Сергей Меняйло, которому мало восстановления инфраструктуры, возрождения заброшенных заводов, открытия интереснейших музеев... Он понимает: для возрождения Крыма и России нужна прежде всего высокая культура, национальная литература. При нашей встрече Сергей Меняйло сказал: "Подобного фестиваля еще не было в Крыму и Севастополе. Мы планируем  поддерживать данное начинание и далее. Уверены, фестиваль "Точка сборки" станет  доброй ежегодной традицией, одной из узнаваемых черт Севастополя…" Дай-то Бог!

Сеть "точек сборки" единой русской литературы уже намечается. Это Яснополянские писательские встречи, ежегодно проводимые Владимиром Толстым, это "Национальный бестселлер", организованный Виктором Топоровым   в Питере, это иркутский фестиваль "Сияние России". У его истоков в 1994 году стояли Валентин  Распутин, русский певец из Австралии Алексей  Шахматов, архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим… Теперь к этим центрам добавился и Севастопольский фестиваль "Точка сборки", который должен стать ежегодным. Как заметил на этих встречах Анатолий Ким, если нужна точка сборки — значит, была и большая разборка. Была, была — да еще какая! Чуть сам Севастополь, город русской воинской славы, не потеряли. Но всё же, почему точка сборки — Севастополь?

"Потому, — говорит Анатолий Ким, — что мы сейчас находимся в вернувшем свое русское достоинство Севастополе, что нам здесь хорошо, что мы чувствуем свою правоту, … потому что настало время всё свое вновь собирать…"

Кроме Анатолия Кима, из Москвы прилетели известные прозаики Юрий Козлов, Алексей Варламов, Дмитрий Лекух, Владислав Отрошенко, Александр Снегирев, Юрий Нечипоренко, драматург Нина Садур, поэты Марина Кудимова, Игорь Караулов, критики и литературоведы Александр Люсый, Алексей Козырев. Я представлял на этом Международном фестивале и Изборский клуб, и Союз писателей России, и газету "Завтра", да и самого себя — как литературного критика. Из Петербурга прилетели прозаики Павел Крусанов и Герман Садулаев, из Узбекистана — русскоязычный поэт Рифат Гумеров, общительный и доброжелательный.  Сербию представлял публицист и киновед, прозаик Владимир Коларич. Из Украины, из Черкасс, добралась всеми правдами и неправдами до Севастополя поэтесса Елена Буевич. Привезла стихи, посвященные Крыму. Елена считает: "Фестиваль — уникальный. Такого ещё не было, чтобы в Крым приехали настолько точно подобранные большие писатели, серьёзные, которые сегодня делают литературу. Получила приглашение быть участником. Конечно обрадовалась. В Крыму давно не была. У меня даже стихотворение есть, где я описываю — а вдруг никогда не попаду в Крым?". Слава Богу, попала, всё хорошо...

Из Франции на фестиваль русской словесности пригласили известного слависта, профессора, хранителя культурного наследия Зарубежной России Рене Герра. Мне было неловко перед ним: в предыдущем номере газеты я опубликовал статью его давнего оппонента с резкой критикой в адрес Герра, не вникая в подробности их противостояния. Пришлось извиняться...

Тем более, что Герра не побоялся приехать в Крым и даже выступить в защиту русского Крыма. "Трудно сказать, 95% или 98% людей во Франции считают, что это возвращение закономерно, потому что любой мало-мальски просвещенный человек понимает: Крым и Севастополь — это часть русской культуры. Ваш президент исправил ошибки трёх своих предшественников. Смешно утверждать, что Крым не русский, есть сотни тому доказательств", — уверенно заявил профессор Герра, глава Ассоциации по сохранению русского культурного наследия во Франции. Какие после этого у нас могут быть споры?

"Я не считаю себя героем из-за того, что приехал сюда. Я просто свободный человек и давно мечтал посетить Крым. Полуостров пропитан русской культурой, которой я служу 45 лет", — отметил выдающийся французский славист. Ему интересен были Крым и Севастополь еще и потому, что именно отсюда уходили последние корабли с русской эмиграцией, уплывали его любимые Иван Шмелев и Борис Зайцев...

Из Армении на фестиваль приехал известный русскоязычный прозаик , поэт, журналист и издатель Рубен Ишханян.

Русскую литературу США представлял в Севастополе Юрий Георгиевич Милославский, с которым мы когда-то общались в Нью-Йорке. Когда-то Иосиф Бродский писал о его прозе: "Словно не пером написано, а вырезано бритвой". Вот так же остро пишет он сегодня о севастопольской цивилизации, о роли города в русской культуре, о необходимости нашего фестиваля: "И здесь, в Крыму, как мы полагаем, должно бы начаться — может быть, уже началось? — возрождение русской словесности. Этому, как мы надеемся, послужит и наш фестиваль. Возрождение традиций русской литературы невозможно вне соборного начала, так, чтобы разделение на "лагеря" и направления  не стало помехой традиционному  для нашей словесности  иерархическому подходу к литературе… Пора уж приступить к восстановлению утраченного и собиранию уцелевшего. Больше ждать нечего".

Специальным гостем фестиваля со своей программой стал известный всему миру режиссер и актер Владимир Меньшов, один из немногих русских "оскароносцев"...

 Этот фестиваль был крайне нужен и всем русским писателям, и самим севастопольцам, ибо он, несомненно, служил дальнейшей легитимизации русского Крыма и Севастополя в глазах всего мира. Пусть на этот фестиваль не желали приезжать ни Людмила Улицкая, ни Дмитрий Быков, ни Борис Акунин. Нам и не нужны были эти всем надоевшие русофобы — так же, как "звёзды" "Евровидения", с их отказом от признания русского Крыма. Пора нам жить по своим законам, строить свою цивилизацию.

А начинать русскую сборку — да, лучше всего с Севастополя. Здесь, в таинстве Крещения Великого Князя Владимира, в трудах святых братьев Кирилла и Мефодия, зарождалась Русская Цивилизация, Русский мир. Здесь, в этих местах, в последний раз собралась вся Семья последнего русского царя (именно в мае 2016 г. исполнилось 100 лет последнего посещения Крыма и Севастополя царской семьёй). Думаю, с этим юбилеем и был как-то связан изрядно нашумевший вынос иконы Николая II на акцию "Бессмертный полк", осуществлённый генпрокурором Крыма Наталией Поклонской. Здесь, в Севастополе, каждый камень помнит историю, все три обороны города: времён Крымской войны, времён Великой Отечественной, и нынешнюю...

Естественно, в работе фестиваля приняли участие почти все литераторы и Севастополя, и Крыма. Читали свои стихи, обсуждали проблемы Севастополя, его прошлое, настоящее и будущее. В рамках фестиваля было проведено несколько "круглых столов", посвящённых современной литературе, роли Крыма в русской культуре, общности судеб Крыма и России. Писатели встречались со своими читателями в библиотеках, школах, на предприятиях. Иным, в том числе и мне, посчастливилось выступать на кораблях Черноморского флота. Анатолий Ким  выступал на крейсере “Москва”, а я вместе с Юрием Козловым и Ниной Садур — на крейсере “Азов”, только что вернувшемся от берегов Сирии...

Итоговый "круглый стол" фестиваля собрали в ЦГБ им. Л.Н. Толстого. На нём не обошлось без споров. Так, Юрий Милославский назвал литературный процесс в современной России назвал паралитературным, задавленным коммерцией: "В 1991 году произошла катастрофа. Эрозии постепенно подвергалось все русское литературное хозяйство, обозначился структурный дефект. Всё было "прихватизировано". Исчезла литературная борьба — её затмила борьба за материальные ресурсы. Исчез институт критики, зато появилась целая плеяда платных авторов. Если раньше русская литература занимала особое место в русском сознании, то теперь она стала частью рынка геополитических услуг. А в результате не у дел оказался русский читатель…"

Я позволил себе с этим тезисом не согласиться. Есть, конечно же, у нас и паралитература, массовая литература, но не о них же спорят писатели. Они вообще — вне процесса. А настоящим писателям, серьезной литературе хоть и сложно сегодня в России, но те же Александр Проханов, Анатолий Ким, Владимир Личутин, Юрий Поляков, Юрий Козлов, Павел Крусанов, Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Платон Беседин, — это вовсе не "паралитература", но литература настоящая, тесно связанная с прошлым и глядящая в будущее…

В дискуссии выступил и писатель Дмитрий Лекух: "Трагедия литературного процесса — проблема ценовой доступности книги. Литература должна быть доступной! В девяностые годы, было верно замечено, приватизировали кто что мог. Кому повезло больше — нефтяные вышки, кто-то — скрепки, а другие — то, что мы подразумеваем здесь под литературным процессом. Я заметил, что как только государство уходит от чего-либо, на этом месте в силу вступают другие законы, в том числе бандитские. Надо говорить о национализации литературы".

Нина Садур (российский драматург, прозаик и сценарист, член Союза писателей СССР, лауреат премии журнала "Знамя". — В.Б.) добавила: "Я думаю, что идеология в области культуры сегодня в России есть, но это — либеральный постмодернизм. Внедрены новые технологии, свою работу делает пиар. Как бы мы ни спасали литературу сегодня, надо понимать, что идет цивилизационный слом, наступила эпоха Интернета. Что будет дальше?"

Что бы там ни было, мы будем и дальше создавать свои "точки сборки". На севастопольском фестивале объявили о создании  ежегодной Таврической литературной премии "За подлинный вклад в сохранение и возрождение традиций русской словесности". 14 мая 2016 года, в день закрытия фестиваля, были объявлены её первые лауреаты. Ими стали великий русский писатель Юрий Васильевич Бондарев и французский славист Рене Герра. К сожалению, Юрий Васильевич приехать не смог, но передал свою благодарность и самые лучшие пожелания фестивалю. А Рене Герра премию вручал председатель Оргкомитета Платон Беседин, который провёл такую параллель: "В ноябре 1920 года выдающиеся люди России покидали Отчизну" — сейчас же их ученики и наследники возвращаются в Крым.

В своём ответном слове  французский славист заявил: "Для меня важно, что данная премия вручена именно здесь, в Севастополе. Это знак судьбы, а я верю в предопределения. Кто бы мог подумать, что так случится? Я даже не мог мечтать об этом! Таврическая премия — совершенно особая для меня награда. Отсюда, с Графской пристани, состоялся Великий Исход, и во многом благодаря ему я стал славистом. Мне привили любовь к русскому языку, к русской культуре белые эмигранты. Для меня огромная радость и честь быть здесь. Я благодарен устроителям фестиваля, благодарен Губернатору Севастополя Сергею Меняйло, без поддержки которого фестиваль бы не состоялся. Настоящим праздником для меня стало пребывание в Севастополе, последнем очаге культуры Серебряного века".

"Первый результат фестиваля уже есть: международная изоляция прорвана. Сначала к нам приедут люди искусства, потом политики, а потом и бизнес. "Точка сборки" — это точка нашего международного признания. Мы убеждены: через несколько лет санкции рассыплются, потому что мировое сообщество не сможет оставить в стороне великие культурные ценности, которые защищают севастопольцы и крымчане", —сказал журналистам советник губернатора Севастополя Вадим Колесниченко.

Участники фестиваля "Севастополь. Точка сборки" поблагодарили губернатора Сергея Меняйло и всех севастопольцев за реализацию проекта, направленного на возрождение лучших традиций отечественной литературы. По их мнению, Севастополь станет местом притяжения для всех, кто готов внести вклад в развитие русской литературы, возрождение и укрепление наших традиционных ценностей, патриотизма, народной мудрости.

На фото: участники фестиваля после выступления перед командой крейсера Черноморского флота «Азов», недавно вернувшегося из Средиземного моря  

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

10 июня 2020
Cообщество
«На русском направлении»
16
Cообщество
«На русском направлении»
7
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой