Горелов Д. Ост-фронт. Новый век русского сериала: [сборник эссе] -М. : Евразийское книжное агентство, 2024. - 432 с. - (Книжная полка Вадима Левенталя).
Начинать рецензию на книгу Дениса Горелова надо всё-таки с предуведомления. Когда ещё повода дождёшься, и мужики не узнают, что фильм и сериал - это разные виды деятельности. Как спринт и марафон. И там, и там бегут, но по сути - всё разное. Имя чемпиона в спринте мы раз в четыре года можем узнать и даже запомнить, а какой очередной кениец всех обогнал на дистанции 42 км 195 метров - не очень интересно. Сериальных режиссёров поди упомни, если они до этого не сняли хорошее кино, а с актёрами – совсем беда. После популярного (важно) сериала к актёру прирастает маска, стянуть которую практически невозможно. Хотя кому-то это и не надо.
Анализ воздействия медиа на месседж до сих пор у кого-то вызывает сложности, поэтому тоже рассказываем на пальцах. «Платформы» появились не вчера, и вносят изменения в контент уже давно, просто отрефлексировать это некому. Например, несложно заметить, что песни, записанные для кино, исчезли как класс (оставшись только в саге про Джеймса Бонда (традиция) и сериалах. Кажется, что это воздействие харизмы Тарантино, продемонстрировавшего, что новые песни пишут для тех, кто хороших старых не знает, но на самом деле это результат воздействия МТВ, исчезнувшего из РФ задолго до всеми любимого числа 24.02.22, жаль не забравшего тогда своих отпрысков. Размножение в ковид всех этих «платформ» привело много к чему. Можно даже придумать ещё одну «платформу», утилитарную, с незанятой рыночной нишей. Но анализ и прогноз перемещения контента не очень интересен «платформам», потому что заведуют там всем тупые вредители. Хотя нет, можно сообщить, что они главные выгодоприобретатели давно перезревшего «торможения» ютьюба, о чём сами не скажут.
В общих чертах обо всём, чего вы в книге Горелова не прочитаете – рассказал. Теперь о главном.
Денис, конечно, кинокритик. И расходовать его блестящий талант на просмотр марафонов – кажется нерациональным. Но кто, если не он? Сопливые инфанты, взращенные на успешном успехе номенклатурного кретина-иноагента Долина – глупее, чем их былой кумир. Ре-релоканты, зализывая раны первичного штурма Верхнего Ларса, водят носом, восстанавливают былые связи, благо (для них, а не для кино), не все уехали в страны, не воюющие с соседями, подхарчиваются на кинофестивалях, но от новых заявлений о том, что им не нравится – воздерживаются. Второй раз фокус может не так хорошо закончиться.
Вся надежда, как всегда, на наших бумеров. На тех, кто может написать рецензию на сериал гораздо лучше, чем сам сериал (который возможно, даже и обозначения такого не заслуживает, скорее это видеопродукт). Хотя есть в таком подходе и издержки. Например, постоянные упрёки сценаристов – в антисоветизме. В чём-то я даже готов согласиться, именно демшизоидное «Дотянулся кровавый Сталин» привело к тому, что не получилось в РФ «сталинского неонуара», никаких тебе фильмов «Дзифт». Но, с другой стороны, а что это у вас, Денис, отсутствуют в списке просмотров эпохалки товарища Пиманова или моего однофамильца (вот кто главный душитель моей отсутствующей кинокарьеры)? Там всё нормально не только с идейной составляющей лент, как бы снятых в 52-м году, но и эстетически всё выглядит так, будто ничего нового в киноязык с тех пор никто не привнёс. Не хочется смотреть телеканал «Домашний»? А почему?
Но со сценариями всё, действительно, швах. И это на стометровке от их услуг можно отказаться, а в марафоне они зачастую важнее, чем режиссёр. В кого превращается режиссёр – уже неведомо. Наверное, в «шоураннера», но там статус «всё сложно». Надо ввести термин «харизмейкер». Без него непонятно, как из такого убожества, коим являлся сценарий «Слова пацана», получился прекрасный сериал. Першин-Крыжовников-Иван Тохтамыш, без сомнения, на сегодня лучший харизмейкер РФ.
Бумажная книга носит все прекрасные отпечатки времени, даже когда это сноски. «Гляди-ка, и этот уже иноагент, когда успевают»? или «Пустоглазый баран же не вернётся, уехал из России за длинной совестью». И хотя мы знаем, что уже, к сожалению, вернулся и даже где-то снимается (как будто не хватает исполнителей на амплуа пустоглазых баранов), но вот именно то, прекрасное ощущение эмоции двухгодичной давности, по которому уже есть ностальгия – передаётся на пятёрочку. Надо брать, тем более что и анонсировал книгу лучшего кинокритика России – другой лучший кинокритик России Михаил Трофименков (да, так бывает).
Конечно, нет смысла смотреть все сериалы, представленные в книге. Никакого удовольствия, сплошные разочарования. Ссылаться на свой не слишком большой кругозор – моветон, но, простите за дурновкусие, сообщу, что из всех титанически отсмотренных автором лент – видел только пару-тройку. А вот прочитать книгу Горелова – наоборот, всегда полезно и приятно. А потом перечитать – и совсем благодать настанет. Будьте бдительны в кольце удушающих сериалов. Ост-Фронт всегда рядом.