Авторский блог Вячеслав Кочнов 19:40 18 февраля 2022

Сергей Баневич: Я похож на героев сказок Андерсена...

В декабре 2021 выдающемуся русскому композитору наших дней Сергею Баневичу исполнилось 80 лет

Сергея Баневича дети, слушавшие его «Историю Кая и Герды», «Стойкого оловянного солдатика» и другие волшебные оперы, воспринимают как доброго сказочника; взрослые, в минуты радости и горя, напевающие прославленную «Дорогу без конца», как неисправимого оптимиста и романтика. А какой же он на самом деле Сергей Баневич, отметивший в декабре 2021 года свой восьмидесятилетний юбилей?

ЗАВТРА. Сергей Петрович, вы всегда были известны вашей неувядаемой творческой молодостью, совсем недавно вы написали песню о Франсуа Вийоне «Это я, Господи!», которая звучит настоящим гимном жизни, и эта музыка никак не вяжется с цифрами в вашем паспорте. А как вы сами относитесь к своему юбилею? Полны ли вы, как и прежде, творческих сил?

- После песни про Франсуа Вийона здоровье у меня ухудшилось, что и не удивительно: мы все не молодеем… Но я продолжаю находиться в творческом контакте с коллективом из ста мальчиков под руководством замечательного петербургского музыканта, хормейстера и педагога Вадима Пчелкина. Они поют много моего. Однако специальных заказов я давно не брал, да никто и не предлагал. Что же касается юбилея и моего творчества, когда я открываю интернет, то постоянно удивляюсь: неужели я, слабый человек, с постоянными затяжными депрессиями, болезнями, мог написать так много. Иногда думаю: неужели все это мое? Много. Очень много. Одних названий в кино – тридцать пять. И к таким шикарным фильмам!

ЗАВТРА. Что бы вы посоветовали послушать из вашего творчества в первую очередь тем, кто с ним незнаком?

- Думаю, прежде всего, «Арии из ненаписанных опер». Это мой самый шикарный вокальный цикл. Потом, конечно, музыку к фильмам «Не делайте бисквиты в плохом настроении», «Никола Паганини», «Одна война», к последнему фильму моей бедной любимой Веры Глаголевой – «Две женщины», он получил награды за мою музыку.

ЗАВТРА. Вы известны как автор музыки для детей…

- Это, пожалуй, главное в моей жизни и творчестве. Детские мои оперы дошли даже до Тюмени, Новосибирска и далее. Это «Кот Мурыч», «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева» по «Детству» Льва Толстого, «Таинственный сад», «Стойкий оловянный солдатик», который заполонил, наверное, все театры, какие только мог.

ЗАВТРА. Как вы переносите пандемию и карантин?

- Мне делали прививки, но я твердо не могу сказать, болел я или нет. Я бы не сказал, что у меня было ярко выраженное заболевание: все на уровне плохого самочувствия.

ЗАВТРА. А в творческом смысле, наверное, стало меньше спектаклей… Вы страдаете от этого?

- Спектаклей стало меньше, и у меня же в основном копеечные детские спектакли, но все эти тяготы я переношу довольно стойко. Как Оловянный солдатик у Андерсена.

ЗАВТРА. А что бы вам хотелось написать еще?

- Были бы силы, написал бы еще одну оперу о любви, о лучших чувствах, которые есть в человеке, но которых он почему-то стесняется и которые скрывает.

ЗАВТРА. Какая литературная основа могла бы послужить для такой оперы?

- Это, скорее всего, был бы Паустовский, или Катаев, или Каверин.

ЗАВТРА. Видите ли вы среди современных молодых композиторов яркие настоящие таланты? Как вы считаете, есть ли будущее у академической музыки и у детской оперы – в России, в мире?

- Есть, но те, кого я знаю – все из Санкт-Петербурга, в основном, и они с трудом выходят на большие площадки. Будущее есть, но оно настолько не поддерживается, припрятывается, как будто дорогие забытые вещи старой бабушки.

ЗАВТРА. У Вас хватает сил на чтение, прослушивание музыки?

- В последние годы много читаю Льва Толстого и о нем – толстенную книгу про его жизнь и смерть, про семью, про его несчастья, мучения, болезни, про его жену. Это потрясающая книга. И на втором месте, несомненно, Чехов: кроме юмористических рассказов, могу с любой строчки его читать и не оторваться. Из поэтов перечитываю Анну Ахматову и ничего более.

Любимые цитаты Сергея Баневича:

Смерть умрет, а ты пребудешь вечно. (Шекспир)

Грубым дается радость, нежным дается печаль. (Есенин)

Не стыдись страна Россия – ангелы всегда босые! (Цветаева)

Имела неуспех, не моя «Чайка», а моя личность. (Чехов)

Какие они декаденты – они здоровенные мужики! (Чехов)

Дайте детству созреть в детстве. (Руссо)

Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее. (Руссо)

СПРАВКА. Сергей Петрович БАНЕВИЧ

Родился 2 декабря 1941 года в городе Оханске Пермской области, где его семья, уехав из блокадного Ленинграда, находилась в эвакуации.

В 1966 году окончил Ленинградскую консерваторию, а в 1969 году – аспирантуру по классу композиции Ореста Евлахова.

В 1980 году в Кировском театре состоялась премьера оперы Баневича «История Кая и Герды» по сказке Андерсена «Снежная королева».

В 1982 году композитору присвоено звание заслуженного деятеля искусств РФ. В этом же году на экраны страны вышел четырехсерийный фильм «Никколо Паганини» с музыкой Баневича, ставшей впоследствии основой для песни «Дорога без конца».

В 2002 году награжден орденом Дружбы.

В 2018-м награжден орденом Почета.

Сегодня на разных сценах нашего города идут более десяти детских спектаклей Баневича, из них пять – на сценах Мариинского театра, начиная с «Истории Кая и Герды», выдержавшей за сорок лет только в одной Мариинке более двухсот представлений. Несколько лет назад опера была поставлена на Новой сцене Большого театра в Москве, где имеет огромный успех. В «Зазеркалье» много лет идет его «Сверчок на печи» по Диккенсу, в Музкомедии – «Таинственный сад», «Стойкий оловянный солдатик» и «Оливер Твист». Также спектакли по детским операм Баневича идут сегодня в Москве, Вене, Тюмени, Новосибирске, Донецке, Киеве.

Фото автора

1.0x