Авторский блог Кирилл Зайцев 09:13 8 июня 2023

«Сердце Востока»

Сюжет, развернувшийся недавно на Ближнем Востоке, включает в себя новости футбола и светскую хронику, а рассказ о событиях в жарких песках аравийской земли мы начнём из Парижа. Именно здесь на минувшей неделе было объявлено, что великий Лионель Месси, действующий чемпион мира и семикратный лауреат приза лучшему игроку планеты, уходит из клуба "Пари Сен-Жермен". Новости трансферного рынка — тема, на которую сейчас можно говорить часами, но конкретно это появление ещё одного свободного агента, пусть и настолько титулованного, интересно не только с футбольной точки зрения. "ПСЖ" — крупный инвестиционный проект под управлением Нассера Аль-Хелаифи, лучшего друга эмира Катара Тамима ибн Хамада Аль Тани. Этот самый Тамим купил в 2011 году парижский клуб для рекламы катарской доброжелательности в самом центре Европы. Футбольные и светские скандалы, липнущие к клубу как банные листья, и неуместность разговоров про понятие "топ-клуб" в слабом чемпионате Франции оставим на другой раз — нам важно то, что сливавший миллиарды на звёзд самого популярного спорта решил громко и некрасиво расстаться со своей главной знаменитостью.

При этом отношения Месси с катарскими шейхами до начала года были просто прекрасными: Лео выиграл катарский чемпионат мира и с улыбкой получил из рук знакомого нам Тамима медаль и арабский плащ. Почему же прошла любовь?

Ответы таит 33-й тур чемпионата Франции: там "ПСЖ" проиграл "Лорьяну", после чего футбольный гений, лечивший травму сухожилия, немедленно улетел в Саудовскую Аравию, чьим рекламным агентом и стал. Формально, конечно, должность называется "посол по туризму", но весёлые промо-ролики, где футболист, наряженный в местную одежду, обнимается с улыбчивыми саудитами, не дадут ошибиться в сущности этой роли. Во всём окружении Лео не нашлось человека с самым примитивным знанием политики, кто мог бы сказать, что саудиты и катарцы не выносят друг друга — ну или их доводы оказались не так убедительны, как сочный гонорар от Эр-Рияда. Словом, Лионеля за такое отношение пнули из катарского парижского клуба, против чего он, привыкший к другому футболу и не привыкший к скандальной склочности команды, не слишком-то и возражал. Тут-то нам и стоит присмотреться к виновникам всей этой неразберихи подробнее.

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман Аль Сауд не так давно отметился проведением в своей родной Джидде саммита Лиги арабских государств, где был с распростёртыми объятиями принят недавний враг всего арабского и всего "цивилизованного" мира Башар Асад. Принц, которого глобальная пресса называет "МБС", помимо массы проектов включения Аравии сразу в несколько региональных и мировых контуров, давно уже намеревается превратить свою страну в центр туризма, простите за каламбур — в туристическую Мекку. Это не такая простая задача, учитывая исторически обусловленную закрытость страны и некоторую её изолированность от внешнего мира. Ещё лет десять назад получение визы в Саудовскую Аравию было приключением, сравнимым с поездкой туда, а на форумах туристов-экстремалов на полном серьёзе советовали прилагать к заявлению на визу справку из местной мечети о том, что соискатель — правоверный суннит.

Сейчас всё поменялось. Бен Салман начал сразу несколько крупных инфраструктурных проектов, нацеленных на привлечение блуждающих по миру зевак. Вы, должно быть, слышали о главном из них. Небоскрёб "Линия" в мечтах архитекторов имеет высоту в 500 метров, ширину в 200 метров и длину в 170 километров. Пока сложно представить себе, как это будет выглядеть и будет ли это построено вообще, но строительство, судя по недавним фотографиям, идёт вовсю. В добавок к этому — ведь туристов же надо на чём-то возить — МБС намерен запустить авиакомпанию Riyadh Air. В 2024 году Эр-Рияд должен будет превратиться в такой же транспортный хаб, каким уже давно на зависть саудитам стали Дубай и ненавистная Доха. Кстати, закупка сорока широкофюзеляжных "Боингов", по некоторым данным, стала ключом к некоторому потеплению отношений между Эр-Риядом и Вашингтоном в начале апреля.

Стабилизация обстановки в Сирии и изгнание оттуда расплодившихся стараниями тех же саудитов бармалеев с ПЗРК очень поспособствует развитию авиасообщения в регионе и туризма в Аравии, так что у примирения с Асадом есть ещё один прагматичный аспект. Но в уравнениях, пытающихся описать отношениях всех со всеми на Ближнем Востоке, очень часто упускается из внимания одно неизвестное: нам понятны интересы Сирии и намерения Ирака, мы видим мотивы Ирана, чувствуем потребности Эмиратов и можем просчитать чаяния саудитов. Даже турецкие, израильские, катарские и азербайджанские чудеса риторической и дипломатической эквилибристики не так тонки и изящны, как хотелось бы считать этим танцорам от мира политики. Но небольшая страна, разделяющая Сирию и Саудовскую Аравию, Израиль и Ирак, имеющая крохотный выход к Красному морю через его залив Акаба и выглядящая странной загогулиной на карте региона всё время белеет пятном загадки.

Каковы мотивы Иордании? Чего хочет добиться династия Хашимитов? На чью сторону встанет Амман в момент, когда сама возможность нейтралитета уйдёт в прошлое? На такие вопросы вам ответят профессиональные иорданисты и иорданологи, досконально знающие всю историю этого пустынного клочка земли вплоть до времён Адама и, по преданиям мусульман, похороненной в тысяче километров к юго-востоку оттуда Евы.

Нас же, пытающихся воссоздать картину по свежим новостям, интересует одно событие, с помпой освещённое на прошлой неделе не новостными аналитиками, а краснобаями из светской хроники. 1 июня состоялась свадьба наследника иорданского престола Хуссейна ибн Абдаллы. 28-летний принц женился на 29-летней архитекторше по имени Раджва Аль-Саиф. Как вы понимаете, будь она простой архитекторшей, упоминания это не стоило бы. Компания её отца, Халеда Аль-Саифа, Al Saif Group, занимается перепродажей медицинского оборудования, охранных систем и автомобилей, но это не так интересно. Мать Раджвы, Азза Ас-Судайри, является внучатой племянницей знаменитой Хассы ас-Судайри. Хасса, умершая в 1969 году, знаменита прежде всего как мать семерых сыновей первого короля Саудовской Аравии Абдул-Азиза. Среди этих семерых Фахд был королём с 1982 по 2005-й, а упомянутый выше Салман занимает пост с 2015-го. Так и получилось, что семейство Хашимитов, восходящее корнями к прадеду пророка Мухаммеда, в сравнении с которым Виндзоры кажутся бомжами и выскочками, породнилось с династией Аль-Сауд. Не напрямую, конечно, — но даже такая родственная связь в духе "седьмой карак на сахлябе" может стать причиной интересных изменений политического ландшафта пусть не сразу, но зато надолго.

Спортивные журналисты любят поверхностные выводы и громкие заголовки. Вслед за уходом Месси из "ПСЖ" они пришли к следующему заключению: аргентинский кроха 35 лет от роду поедет доигрывать свою карьеру в Саудовскую Аравию. Это следовало из двух вещей: в основе разрыва с катарцами лежал контракт с саудитами, а главный соперник Месси на протяжении самых ярких лет его и своей карьеры, португалец Роналду, уже играет в Саудовской Аравии.

Тем не менее факт тесной связи Лео со страной, имеющей амбиции стать сердцем и связующим звеном всего Ближнего Востока, должен толкать футболиста подальше от аравийских песков и никому не нужного чемпионата Аравии в город Ньюкасл-апон-Тайн, что на севере Англии. Чёрно-белым клубом из этого города владеет Фонд государственных инвестиций Саудовской Аравии, управляемый нашим знакомым МБС. Команда, покупка которой изначально смотрелась очередной попыткой саудитов прогрызть себе окно в Британию, показывает неожиданно хорошие результаты и умную игру, несмотря на куда более скромные вложения, в сравнении с катарцами из "ПСЖ". Увидим ли мы самую дорогую рекламу саудовского королевства на зелёных полях европейского футбола?

1.0x