Авторский блог Валентин Катасонов 12:24 13 ноября 2022

Серьёзнейшая угроза экономической безопасности Российской Федерации

в продолжение разговора о критической зависимости российской экономики от импорта
14

Наиболее ощутимой формой импортной зависимости является доминирование иностранных товаров на потребительском рынке России. Менее заметной, но более опасной является зависимость предприятий и компаний промышленности и других отраслей экономики от импортных поставок деталей, узлов и комплектующих, о чем я писал в предыдущей статье.

Долгое время мы тешили себя мыслью, что хотя бы по природным ресурсам Россия не зависит от импорта. Однако некоторые наши иллюзии были развеяны после того, как Счетная палата в прошлом году опубликовала доклад «Оценка эффективности управления государственным фондом недр в 2018–2019 годах и истекшем периоде 2020 года в целях устойчивого обеспечения базовых отраслей экономики страны видами минерального сырья, ресурсы которых недостаточны и обеспечиваются в том числе за счет импорта». В РФ имеется список видов минеральных ресурсов, отнесенных к категории стратегических. Целый ряд видов из этого списка, оказывается, являются дефицитными: уран, марганцевая руда, хромовая руда, титан, бокситы, рений, редкоземельные металлы (РЗМ), цирконий. Кроме того, к дефицитным отнесены минеральные ресурсы, не входящие в список стратегических: бентониты, плавиковый шпат, йод, бром, каолин и др.

На странице 16 доклада приведены данные по уровню покрытия внутренних потребностей российской экономики по некоторым видам минеральных ресурсов импортными поставками (по состоянию на 2020 год, в скобках – по состоянию на 2018 год; %):

Марганец – 100 (100)

Хром – 100 (100)

Титан – 100 (99,9)

Литий – 100 (100)

Йод – 100 (100)

Плавиковый шпат – 95 (95)

Цирконий – 90 (85)

Бентониты для литейного производства – 88 (91)

Каолин – 70 (65)

Бокситы – 66,9 (71,2)

Медь - 58,4 (45,9)

Молибден – 35 (42)

Вольфрам – 18,2 (25,0).

Некоторые виды стратегического сырья, как следует из доклада, импортировались, но в категорию дефицитных не были включены. Например, молибден и вольфрам. Вероятно, по той причине, что внутри страны есть источники, которые позволяют быстро заменить импортные поставки. Тогда почему такая замена до сих пор не произведена?

В докладе обращается внимание на то, что, хотя целый ряд минеральных ресурсов Россией не импортируется, однако велики закупки продуктов первичного передела таких ресурсов. Например, закупаются не руды металлов, а сами металлы. Так, в документе отмечается: «Тантал и ниобий в сырьё не импортируются, так как в Российской Федерации производятся соответствующие концентраты, но импортируются их переделы феррониобий, ниобий металлический и тантал металлический». Импорт самих полезных ископаемых не осуществляется, но импортируются их переделы и соединения также по таким видам, как рений и бериллий.

В докладе дается обобщенная оценка импортной зависимости России по минеральным ресурсам: «Таким образом, в рассматриваемом периоде в значительных объемах импортировалось более трети стратегических видов минерального сырья и более 60 % дефицитных видов полезных ископаемых (с учетом импорта переделов)». Покрытие трети потребностей в стратегических ресурсах за счёт импорта – серьезнейшая угроза экономической безопасности Российской Федерации!

Доклад готовился в прошлом году, и в нём отмечается: «Вследствие потенциальных угроз введения санкций по отношению к Российской Федерации зависимость от импорта некоторых видов стратегического и дефицитного сырья создает риски необеспечения различных отраслей российской экономики необходимым минеральным сырьём».

В докладе указывалось, что доминирующую роль в экспорте минеральных ресурсов для обеспечения потребностей отечественных отраслей экономики в стратегических и дефицитных видах минерального сырья играют такие страны, как Украина, Казахстан, Чили, Китай, Монголия, ЮАР и прочие. На первое место была поставлена Украина. За 2018–2020 годы Украина обеспечивала поставку 82,9 % титана, 51,2 % циркония и 70 % каолина. На второе место среди поставщиков минеральных ресурсов был поставлен Казахстан, на который пришлось 87 % импортируемого хрома и 73,2 % импортируемой меди. 70,7 % лития импортировалось из Чили, 83,3 % бокситов – из Китая, а Монголия поставила 85,2 % плавикового шпата.

Доклад, который базируется преимущественно на информации Роснедр, признает прогрессирующий развал сырьевого сектора экономики, включающего разведку недр, добычу минеральных ресурсов, их обогащение и первичный передел: «В ходе проверки отмечено отставание Российской Федерации за последние три десятилетия от мирового уровня развития и использования технологий обогащения и переработки твердых полезных ископаемых. Современные технологии обогащения применяются в отношении наиболее ликвидных и востребованных видов ТПИ [твёрдых полезных ископаемых. – В.К.] (золото, медь, полиметаллы и др.). В то же время для ряда ключевых видов минерального сырья утрачены и не развиваются технологические циклы глубокой переработки с получением товарной продукции высоких степеней передела и с максимальной добавочной стоимостью. По информации Роснедр, за последние 30 лет уменьшились по сравнению с мировым уровнем либо прекращены полностью объемы производства и переработки групп редких элементов, в том числе редкоземельных металлов (РЗМ), а также циркония и чёрных металлов – марганца и хрома. В основном это касается производства, что обусловлено в большей степени прекращением действия и отсутствием иных центров компетенций полного цикла, занимающихся полной цепочкой исследований – от вещества до полупромышленных исследований, которые функционировали до 1990-х годов».

После начала СВО и последовавшей за ней санкционной войны коллективного Запада против России российские чиновники активно заговорили об импортозамещении. Но почему-то почти никто из них не упоминает о необходимости импортозамещения по минеральным ресурсам, особенно стратегически значимым.

Но, пожалуй, самым главным направлением импортозамещения должны стать инвестиционные товары. Т. е. машины и оборудование производственного назначения. К сожалению, Росстат не ведет никакого статистического наблюдения, которое позволило бы нам понять, насколько российская экономика зависима от закупок на мировом рынке машин и оборудования производственного назначения. На сайте Росстата в разделе «Показатели для оценки состояния экономической безопасности России» нет и намека на наличие таких показателей, как, скажем, «доля импорта в общем объеме закупок машин и оборудования производственного назначения», «доля импортного оборудования в общем объёме установленного оборудования производственного назначения» и т. п. Вместе с тем некоторое представление о такой импортной зависимости дают оценки независимых экспертов, опросы предпринимателей, документы отраслевых союзов предпринимателей.

В частности, Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН проводит опросы промышленников, на основе которых делаются оценки зависимости сектора от импорта оборудования, а также доступности и качестве российских аналогов оборудования. Из этих опросов следует, что 50-60 процентов закупаемого оборудования – импортное. За время с 2014 года, когда власти заявили о необходимости радикального импортозамещения, ситуация принципиально не изменилась. Если в 2015 году 56 % респондентов считали, что за последние три-пять лет качество российского оборудования не изменилось, то по состоянию на 2020 год таких стало 52 %. В 2014 году 4 % руководителей полагали, что за указанный период оно снизилось, по состоянию на 2020 год таких стало 7 %. Доля тех, кто отмечал рост качества российского оборудования, уменьшилась с 9 % до 7%, доля неопределившихся выросла с 31 % до 33 % соответственно. При этом хочу напомнить, что понятие «российское оборудование» само по себе весьма условно. Ведь многие виды оборудования, на которых значится «Сделано в России», на самом деле представляют собой продукт, собранный с использованием иностранных комплектующих и деталей.

двойной клик - редактировать изображение

Как видим, за период 2010-2020 гг. отношение российских предпринимателей к возможности приобретения производственного оборудования желаемого качества на внутреннем рынке стало более скептическим. Можно предположить, что это повлияло на конкретные решения промышленников в пользу закупок импортного оборудования.

По некоторым отраслям экономики имеются данные по доле оборудования импортного происхождения. Например, в угольной промышленности по состоянию на конец 2017 года доля импортных машин и оборудования по отдельным видам была следующей (%): машины механизированного крепежа – 64,4; комбайны для очистных работ – 91,9; погрузочные машины – 67,0; электровозы – 72,6; дизелевозы – 99,6 (Плакиткина Л.С., Плакиткин Ю.А., Дьяченко К.И. Оценка импортозависимости российских угольных компаний от закупок зарубежного оборудования // «Горная Промышленность» № 3 (139) / 2018).

А вот результаты свежего исследования по такой отрасли, как производство строительных материалов. Оно подготовлено Национальным объединением производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ) и Аналитическим центром промышленности стройматериалов (СМПРО). Правительство заявляло, что производство многих стройматериалов локализовано в стране. Однако, как выясняется, локализация эта липовая. Как оценили эксперты отрасли, выпуск половины всех видов основных стройматериалов на 70–100 % зависит от оборудования из Европы и США В исследовании отмечается, что товары по 11 из 26 позиций изготавливаются исключительно на зарубежных станках. Это, например, кирпич, плитка, керамогранит, герметики и другие товары. Производители строительной химии зависят от западных комплектующих на 90%, сухих смесей — на 80 %.

В последнее десятилетие машины и оборудование были самой главной товарной группой в российском импорте. Их доля приближалась к 50 процентам. В 2020 году удельный вес машин и оборудования, согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС) и Росстата, составил 47,6 %; в прошлом году – 49,2 %. В стоимостном выражении прошлогодний импорт машин и оборудования составил 144,3 млрд долл. Он включал следующие наиболее крупные товарные группы (в скобах – стоимостной объем в млрд долл.): механическое оборудование (54,3), электрическое оборудование (36,8), автомобили легковые (8,0), автомобили грузовые (2,3), части и принадлежности моторных транспортных средств (10,7).

Санкционная война коллективного Запада, стартовавшая 24 февраля, резко сократила импорт инвестиционных товаров. Впрочем, точных статистических данных, которые позволили бы оценить такое сокращение, нет. В конце февраля Федеральная таможенная служба (ФТС) приняла решение прекратить помесячную публикацию значительной части статистики по внешней торговле России, в том числе по импорту важнейших товаров. Последние данные имеются лишь на январь.

В следующей статье я планирую завершить разговор о проблемах российской экономики, связанных с критической ее зависимостью от импорта.

Публикация: Фонд стратегической культуры

Комментарии Написать свой комментарий
13 ноября 2022 в 13:39

Дык ить, разруха ...

13 ноября 2022 в 18:20

Президент об этом знает?

13 ноября 2022 в 23:23

Два варианта ответов:
1. Знает
Значит - соучастник.
2. Не знает
Значит - непригодность в высшему посту государства.

14 ноября 2022 в 11:19

!!!!!!!!!!!!!!!

14 ноября 2022 в 17:53

Геннадию Сергееву 13 ноября 2022 в 23:23
==================
Да, знает и соучастник, - как и все мы, поскольку живём в одном обществе. Но не соучастник тех злодеев, которые на стороне дьявола, отца лжи и человекоубийцы. А на стороне тех, кто борется с врагами рода человеческого. Борется как умеет и может. Кто может лучше? Кто вместо него готов взять ответственность и заявить: "Есть такая партия!"? Не надо паники. "не плакать, не смеяться, а понимать".

13 ноября 2022 в 23:27

Картина ужасающего разгрома СССР, причём, именно за последние 22 года. Это как "контрольный выстрел" для поверженной жертвы.

14 ноября 2022 в 06:43

Объективно после распада СССР некоторые добывающие мощности остались за пределами России, например марганец на Украине и в Грузии, хром и медь в Казахстане.
Добывать всё необходимое даже России не получится, придётся покупать в других странах, для этого и служит внешняя торговля. Также всё производить самим не получится, необходимо сосредоточиться на самом главном, естественно надо держаться союзнических отношений с Китаем и другими странами СНГ, в которых возможно приобретать необходимое оборудование. Капитализм допускает торговлю даже со странами, находящимися в состоянии войны, как это было во вторую мировую, да и происходит сейчас.
Конечно, ситуация ухудшилась, но она не безвыходная.

14 ноября 2022 в 12:31

Имея в виду, что «… более опасной является зависимость предприятий и компаний промышленности и других отраслей экономики от импортных поставок деталей, узлов и комплектующих», представляется целесообразным:
1. Не отдавать вопрос импортозамещения на откуп эгоистичным, заточенным на извлечения прибыли, капиталистам-предпринимателям;
2. Российскому государству определить номенклатуру (перечни):
а) импортных материалов и изделий, производство которых необходимо организовать на отечественной территории:
б) отсутствующих отечественных технологий, необходимых для организации производства указанных материалов и изделий;
3. Создать государственные предприятия по выпуску указанных материалов, изделий и необходимого для этого технологического оборудования.
4. Средства, необходимые для создания и деятельности указанных государственных предприятий формировать за счёт специального налога, взимаемого с организаций и предприятий-потребителей импортных материалов и изделий.
Примечание:
Достаточно очевидно, что впереди нашу Родину поджидает еще одна, серьёзнейшая опасность. Дело в том, что с переходом России на путь капиталистического развития побежала из производственного сектора и дезориентированная учащаяся молодёжь. Вместо популярных ранее технических ВУЗов большинство повалило в различные (в огромном количестве расплодившиеся) сомнительные «высшие» учебные заведения учиться на банкиров, юристов и различных менеджеров.
В дальнейшем эта ситуация может создать отечественной экономике массу проблем. Представляется, что начиная, примерно, с 2033 года и на протяжении лет 20-25 в стране начнёт ощущаться острый дефицит специалистов с высшим техническим образованием (как, впрочем, и специалистов многих других «немодных» профессий). Демографы, безусловно, могут дать более точный прогноз.

14 ноября 2022 в 16:53

Владимир
Храмов
======================
Уверен, что ваши предложения продиктованы желанием обезопасить экономику страны, а заодно убеждением, что госпредприятие сделает импортозамещение намного более эффективно, чем частное или частно-государственное.
Однако вы забыли, что сегодня практически вся экономика частная, а по сему, где вы найдёте компетентные кадры для новых госпредприятий. В советское время я помню , как создавались новые предприятия в сфере кадров, сам работал в дирекции строящегося горно-обогатительного предприятия.
Так вот в главке отраслевого министерства подбирался перспективный главный инженер на должность генерального директора, также подбирался главный инженер с подобной должности, главные специалисты. Дальше эти кадры собирали костяк своей команды из своих бывших коллег, знакомых и просто родственников. Все приглашённые, как правило имели какой-то личный интерес, более высокая должность, более высокая зарплата, перспектива роста и т.д.
В связи с тем, что я написал, где вы будете подбирать кадры и чем вы их будете заинтересовывать? В чём будет преимущество госпредприятия перед частным, находящимся под жёстким контролем со стороны государства?

15 ноября 2022 в 00:46

Выше Вы, Баринов, разумно написали, здесь - абсолютная демагогия.
Если Вы "работали в дирекции" и до сих пор не поняли, сколько плюсов у социалистического производства, то смею думать, что "недостатки" соцпроизводства заключались именно в такого рода руководителях: изображали коммунистов, а молились на Запад.

14 ноября 2022 в 19:56

Александр
Баринов
=====================================================================
Что касается вопроса «…где вы будете подбирать кадры и чем вы их будете заинтересовывать?» - Представляется, что в качестве одного из вариантов необходимо законодательно установить следующее:
1. Работники государственных предприятий, при переходе их на государственную службу, будут иметь преимущества перед всеми прочими соискателями.
2. Время работы (выслуга лет) на госпредприятиях будет входить в выслугу на государственной службе.
3. Определить соответствие должностей сотрудников госпредприятий должностям государственной службы (табель о рангах).
4. Установить минимальный послужной (временной) ценз, исполнения каждой из этих (производственных и государственных) должностей, необходимый для занятия вышестоящих позиций …
Как-то так…

15 ноября 2022 в 01:06

Уважаемый Владимир!
Вы всё правильно пишите, однако наша Родина нуждается сегодня не в правильных рекомендациях, а в ликвидации причин, когда правильные идеи не могут быть даже приняты к рассмотрению. И некому, и нельзя.
Я уже здесь, типа как Волобуев со своей "золотопаритетностью", наверняка уже надоел многим напоминаниями о том, что по действующему законодательству (подписывал Путин) Российская Федерация не имеет права иметь в госсобственности промышленные предприятия (только долю), не имеет права на суверенный бюджет и на эмиссию собственной валюты (рубль - лишь фиговый листок монополии доллара)...
Перечислять всё - не хватит времени и места.
Нужен, как говорит Соловьёв, СМЕРШ. Совершенно с этим согласен.

15 ноября 2022 в 08:05

Владимир Храмов, прочитал ваши предложения и вспомнил фразу Ленина о декабристах, как они далеки от народа, а вы от современной действительности.
Сейчас самый успешные и квалифицированные кадры в сфере производства находятся в частном секторе, где не жалеют денег на свой топ-менеджмент. Государству придётся платить своим кадрам не менее, чем в частном секторе, а далее предприятие государственное будет практически ничем не отличаться от частного, ведь там хозяин предприятия не занят непосредственными управлением.
Исходя из этого не вижу смысля государству тратить деньги, где вполне можно использовать частный капитал войдя в правление этих предприятий, правда и прибыль придётся делить пропорционально.
Однако в госпредприятиях возможно и прибыли не будет, потому как на госпредприятии это не есть главная цель.

15 ноября 2022 в 11:20

Александр
Баринов
=================================
Напоминаю своё предложение по источнику финансирования госпредприятий: "...4. Средства, необходимые для создания и деятельности указанных государственных предприятий формировать за счёт специального налога, взимаемого с организаций и предприятий-потребителей импортных материалов и изделий."

1.0x