Авторский блог Игорь Витюк 13:32 28 апреля 2024

Семь вершин писателя-фронтовика Юрия Бондарева

к 100-летию со дня рождения

«Всё, что мною написано о войне – это искупление долга перед теми, кто остался там»

(Юрий Бондарев)

Вековой юбилей выдающегося русского советского писателя Юрия Васильевича Бондарева (15.03.1924 – 29.03.2020) – прекрасная возможность оценить его вклад в русскую литературу и отечественную историю.

К основным итогам его жизни я бы отнёс:

1. Старший сержант Бондарев самоотверженно, не щадя своей жизни, прошёл войну артиллеристом, храбро исполнив свой воинский долг.

2. Бондарев написал такие книги о Великой Отечественной войне, которые навсегда останутся непревзойдёнными шедеврами.

3. Бондарев стоял у истоков создания такого направления в военной литературе как «окопная правда» или «лейтенантская проза».

4. Ряд фильмов по сценариям Юрия Бондарева вошли в сокровищницу отечественного и мирового кинематографа, а три песни к этим фильмам стали всенародно любимыми.

5. Бондарев фактически первым не побоялся ввести в свои произведения Православие и показать наших воинов Великой Отечественной верующими людьми.

6. В гражданской жизни он был непримирим ко лжи, жёстко противодействовал разрушению страны, за что приходилось расплачиваться.

7. Проза Юрия Бондарева и других писателей-фронтовиков его поколения стала ориентиром для зарождающейся на наших глазах плеяды писателей-фронтовиков Специальной военной операции.

Юность, опалённая войной

Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской области. Отец писателя, Василий Васильевич, участник Первой мировой войны (то есть Юрий – наследственный фронтовик) работал народным следователем – это некая аналогия мирового судьи, когда он справедливо разрешал имущественные споры граждан. На такой должности враги появляются автоматически, как и угрозы. Но отец был человеком мужественным, и таким же воспитал сына. В 1931 году семья переехала в Москву.

Бондарев вспоминает: «Это были неповторимые и беспримерные времена. Двор был – одна семья. Почти все ночью выносил кровати и спали под столетними липами. Старшие рассказывали о Гражданской войне… Я во дворе поставил турник, делал солнышко… У меня был второй разряд по гимнастике. Скажу без ложной скромности, что считался самым сильным и храбрым во дворе. Может быть, на меня повлиял Джек Лондон, я любил и до сих пор люблю его безоглядно отважных мужественных героев.

В Замоскворечье, где прошло моё детство, я полюбил голубей. И там, в Замоскворечье, были сплошные голубятни. У меня были все породы голубей!» (заметим, что в те времена в Москве разведение голубей было связано с денежными операциями и привлекало внимание преступных элементов, поэтому нужно было уметь постоять за себя).

Будучи 17-летним юношей, летом 1941 года Юрий с другими добровольцами принимал участие в сооружении оборонительных сооружений под Смоленском. Он едва успел вернуться в Москву на последнем эшелоне перед началом ожесточённых боев. После этого была эвакуация из столицы, уже в эвакуации Бондарев заканчивает 10 класс школы. Летом 1942 года он был направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое в тот момент размещалось в городе Актюбинске. Уже в октябре 1942 года после ускоренного выпуска в звании старшего сержанта он был направлен под Сталинград, на поля грандиозного сражения. Воевал на южном фланге Сталинградской битвы – в Котельниковском районе, командиром миномётного расчёта. Был и ранен, и контужен, и обморожен… Драматические дни отражения танкового удара группировки Эриха Манштейна в декабре 1942 года Юрий Васильевич описал потом в романе «Горячий снег».

После лечения в госпитале до октября 1944 года Бондарев служил командиром орудия. Участвовал в форсировании Днепра, воевал на Украине и в Польше. За уничтожение в Сумской области трех огневых точек, автомобиля и противотанковой пушки противника был награждён медалью «За отвагу». Под Каменец-Подольским – за подбитый немецкий танк получил вторую медаль «За отвагу». С момента появления эта медаль особо уважаемой и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. В основном медалью «За отвагу» награждали рядовой и сержантский состав. И хоть Юрия Бондарева относят к поколению «лейтенантской прозы», но воевал он старшим сержантом и именно поэтому был награждён медалями «За отвагу».

Снова был ранен. После выздоровления его направили в Чкаловское артиллерийское училище. Ю. Бондарев хотел стать профессиональным военным, проучился год, но не прошёл очередную медкомиссию и был комиссован в конце 1945 года в звании младшего лейтенанта.

Путь в большую литературу

В 1946 году 22-летний лейтенант поступил в Литературный институт им. А.М. Горького, на семинар к Константину Паустовскому:

«Когда я поступал в Литинститут, принёс стихотворения и два рассказа по четыре страницы. Вернувшись с войны, я писал о войне.

Прихожу, сидит секретарь, довольно симпатичная молодая женщина. «Покажите, что вы пишете: стихи, прозу?» – «То и другое». Почитала: «Угу, так, так, угу… По отчеству Васильевич? Юрий Васильевич, стихи неудачные. Вон там мусорное ведро, стопочку порвите и выбросьте. А это рассказы?» Прочитала. «Можете идти. Вам позвонят». Позвонила через два дня: «Поздравляю. Я передала ваши рассказы Паустовскому, и тот сказал: принимать без экзаменов». Курс был почти весь из фронтовиков.

Печататься Юрий Бондарев начал в ещё студентом в 1949 году. Первые рассказы писателя выходили в журналах «Огонёк», «Смена» и «Октябрь». В 1951 году он окончил Литературный институт имени М.Горького. В том же году по совокупности публикаций в литературных журналах был принят в Союз писателей СССР. В 1953 году вышел первый авторский сборник рассказов Бондарева «На большой реке», затем в 1956 –. «Юность командиров». Он писал о войне глазами рядового участника, говорил о психологии человека на войне, о нравственных достоинствах, раскрывающихся в напряжённых драматических ситуациях. Но эти повести известности не приносят.

А вот когда в 1957 году вышла книга «Батальоны просят огня», Ю.В. Бондарев проснулся знаменитым. «Батальоны просят огня» – одна из самых трагических повестей о Великой Отечественной войне, которая рассказывает о форсировании Днепра Красной Армией, героизме советских воинов и человеческих отношениях.

Действие книги происходит во время Великой Отечественной войны, и в ней рассказывается о двух батальонах, которым поручено захватить плацдарм под Новомихайловкой. Первоначально им была предоставлена поддержка артиллерийских бригад, но командование меняет план, оставляя их без помощи, сводя с остатками уже перемолотых войск и бросая в безнадёжный бой. Результат оказывается катастрофическим: большие потери, в живых остаются только пять человек.

Одним из художественных принципов Бондарева был как бы вынос войны за скобки: «Для меня окопная правда – это подробности характера, ведь есть у писателя время и место рассмотреть солдата от того момента, когда он вытирает ложку соломой в окопе, до того момента, когда он берёт высоту, и в самый горячий момент боя у него развёртывается портянка и хлещет его по ногам. А в героизм входит всё: от мелких деталей (старшина на передовой не подвёз кухню) до главнейших проблем (жизнь, смерть, честность, правда). В окопах возникает в необычайных масштабах душевный микромир солдат и офицеров, и этот микромир вбирает в себя всё…»

В 1962 году вышел роман «Тишина». В этом произведении и его продолжении – романе «Двое» (1964) – Бондарев рисует жизнь молодых людей, прошедших сквозь испытания войны и ищущих свое место в мирной жизни. Роман «Тишина» состоит из трех частей, в название которых Ю. В. Бондарев выносит даты: 1945, 1949, 1953. Эти годы выбраны автором не случайно, поскольку ими обозначено не только реальное время действия в произведении, но и важные моменты в истории страны: 1945-й – год Победы в Великой Отечественной войне, 1949-й – время массовых арестов и новой волны репрессий, 1953-й – год смерти Сталина. С этими событиями теснейшим образом оказываются связаны судьбы недавно вернувшихся с войны главных героев романа.

Автор погружает героев в сложные ситуации, ставя перед выбором: заключить сделку с совестью, подстроиться под требования современной системы или остаться верным себе и своим убеждениям.

В 1969 году увидела свет самая известная книга Юрия Бондарева о войне – «Горячий снег». В романе описаны события, происходившие под Сталинградом в декабре 1942 года.

Цензура тогда строго следила за тем, чтоб не было «дегероизации подвига» и чрезмерного внимания к мрачным и неприглядным сторонам войны. Но Бондарев и не акцентировал внимания на чернухе, крови и грязи. Но и никакого пафоса, красивых слов, псевдо-героизма и ура-патриотизма в его книгах тоже нет. Там всё просто, по жизненному. Ведь Юрий Васильевич войну пережил сам. Поэтому он знал, что писал и что делал.

Особенно дорог писателю «Горячий снег», потому что это Сталинград, а герои романа – артиллеристы. Роман посвящён событиям Котельниковской операции, когда немецкие войска под командованием Манштейна рвались на помощь окружённой в Сталинграде группировке Паулюса, а советские войска изо всех сил сдерживали внешний фронт окружения. По сути, Бондарев описывал своё боевое крещение - в боях под Котельниковым он был командиром миномётного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии 2-й гвардейской армии, получил контузию, обморожение и ранение в спину.

Произведения Бондарева обрели феноменальную известность, и главная причина этому – искренность, с которой писатель описывал происходящие события. Повести Юрия Бондарева стали вершиной батального жанра. Их называют истинной «окопной правдой».

Роман «Берег» Юрия Бондарева был написан в 1975 году. Это роман-послесловие к войне, роман-эпилог. Затем появились романы «Выбор» (1980), «Игра» (1985), «Искушение» (1991), «Непротивление». В 1999 году вышел роман «Бермудский треугольник» (1999), рассказывающий о детях и внуках солдат Победы, в 2004-м – роман «Без милосердия».

Сценарист лучших военных фильмов

На вопрос «Какие из созданных им фильмов более всего дороги ему?», Юрий Бондарев отвечал: «Их несколько - любимых фильмов: «Тишина», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег». А ещё люблю песню «Горячий снег» на слова моего друга фронтовика Михаила Львова».

В 1962-м году вышел роман «Тишина», который стал бестселлером, а спустя год книгу экранизировал Владимир Басов. Премьера фильма растянулась: два месяца вокруг кинотеатра «Россия» стояли очереди. Песня «На безымянной высоте» (музыка – В.Баснер, слова – М.Матусовский), прозвучавшая в фильме в исполнении Льва Барашкова, сразу стала любимой в народе и таковой остаётся и сейчас:

«Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат.

Нас оставалось только двое

Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших

Лежать осталось в темноте

У незнакомого посёлка

На безымянной высоте».

После выхода романа «Горячий снег» Юрий Бондарев написал сценарий на его основе для одноимённого фильма, который был снят в 1972 году режиссёром Гавриилом Егиазаровым. Главные роли исполнили Георгий Жжёнов, Анатолий Кузнецов, Борис Токарев, Николай Ерёменко. На экраны фильм вышел 4 декабря 1972 года - к 30-летию описываемых событий.

И книга, и фильм полюбились читателям/зрителям, во многом потому, что к их созданию имел отношение непосредственный участник тех страшных событий.

Бондаревская проза полна внутренней поэзии (всё-таки его первые литературные опыты были связаны со стихосложением), и это особенно чувствуется в его фильмах. Поэт-фронтовик Михаил Львов, прочитав роман «Горячий снег» писателя-фронтовика Юрия Бондарева, под неизгладимым впечатлением от романа написал стихи, ставшие песней «Горячий снег» благодаря композитору Александре Пахмутовой, принадлежащей к поколению, названному «дети войны». Песня, по выражению поэта Льва Ошанина, «бьёт в сердце» каждого, кто её слышит. Лучшим исполнителем песни считается Юрий Александрович Гуляев. Песня стала своеобразным гимном Сталинградской битве. Премьера песни состоялась в программе «Песня года – 74»:

«Клубились яростно метели

По сталинградской по земле,

Дымились потные шинели,

И шли солдаты по золе.

И танк в сугробе, как в болоте,

И бьют снаряды по броне...

Снежинки таяли в полете,

Как ветки с листьями в огне,

И падал в битве человек

В горячий снег, кровавый снег».

В 1967 году, вместе с режиссером Юрием Озеровым и журналистом Оскаром Кургановым, Бондарев на несколько лет включился в работу над сценарием грандиозного фильма о войне – киноэпопеи «Освобождение». Это один из крупнейших кинопроектов в истории. Действие фильма развивалось сразу в двух измерениях: с одной стороны, получился хроникальный рассказ о политиках и полководцах, решавших судьбы Второй мировой, с другой – армейская одиссея, от сражений на Курской дуге до взятия Берлина. Сценаристов консультировали маршалы Победы – и Бондарев познакомился с Георгием Жуковым, Иваном Коневым, Константином Рокоссовским. Убежденные «шестидесятники», дети «хрущёвской оттепели», считавшие Бондарева «своим», сочли этот фильм чуть ли не предательством. Ведь там впервые после долгого перерыва Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин предстал мудрым и обаятельным, а зрители в кинозалах встречали его аплодисментами. Надо ли напоминать, что антисталинизм был основой мировоззрения оттепельного поколения, по крайней мере – большой его части. Но Бондарев не собирался подстраиваться под чьи-то представления об истории. Писатель даже подарил Иосифу Сталину фразу, которую после фильма стали считать исторической: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». Так он ответил в фильме не предложение обменять капитулировавшего в Сталинграде Фридриха Паулюса на попавшего в плен к гитлеровцам старшего лейтенанта Якова Джугашвили. В эпопею вошли и сюжетные линии известных бондаревских повестей – в том числе «Батальонов». В мировом прокате киноэпопею посмотрели 350 миллионов зрителей.

И вновь фильм, снятый по сценарию Бондарева, подарил нам бессмертную песню «Последний бой» (муз. и сл. Михаила Ножкина):

Мы так давно, мы так давно не отдыхали

Нам было просто не до отдыха с тобой.

Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,

А завтра, завтра, наконец, последний бой.

Еще немного, еще чуть-чуть,

Последний бой - он трудный самый,

А я в Россию домой хочу,

Я так давно не видел маму.

А я в Россию домой хочу

Я так давно не видел маму

Труднее всего складывалась судьба картины «Батальоны просят огня»: фильм начинал снимать один режиссёр, заканчивал другой... Но работа всё-таки состоялась: «Мне важно было рассказать, как мы форсировали Днепр. Всё, что написал, – пропустил через себя, а об оставшемся за скобками говорить не хочу».

Повесть «Батальоны…» была дважды удачно экранизирована: фабула произведения стала основой для второго фильма «Прорыв» (1969 г.) эпопеи «Освобождение», а в 1985-м году, к юбилею Победы, режиссёрами Владимиром Чеботарёвым и Александром Боголюбовым был снят одноимённый четырёхсерийный телевизионный сериал.

«Окопная правда» Юрия Бондарева

В июле 1943 года писатель, военный корреспондент Илья Эренбург писал: «Замечательные книги о войне напишут не соглядатаи, а участники, у которых теперь подчас нет возможности написать письмо родным... Зародыш классического романа уже живёт в голове фронтовика, который теперь думает куда меньше о литературных формах, нежели о характере вражеской обороны». Фронтовик-морпех, друг писателей Константина Симонова и Виктора Некрасова Лазарь Лазарев справедливо заметил: «Самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали её участники — солдаты и офицеры переднего края, “окопники”. Долгие годы у нас не больно жаловали такие книги, а это был большой массив самой высокой пробы литературы, которую уничижительно называли “лейтенантской”, потому что требовалась “генеральская”».

Считается, что «лейтенантская проза» началась в 1957 году, с публикации романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня». Молодой писатель-фронтовик, ученик Константина Паустовского уже был известен, даже считался лидером писательского поколения. «Все мы вышли из бондаревских «Батальонов...»», — сказал известный писатель Василь Быков от имени писателей-участников войны, младших офицеров.

Но и до выхода «Батальонов» публиковались произведения, которые можно отнести к направлению «окопной правды». Это и повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» (1943, журнал «Знамя»), и дневники Константина Симонова (1945, журнал «Знамя»), и повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946, журнал «Знамя»). Но эти публикации были единичными на фоне официально поддерживаемой плакатной прозы о войне.

Начавшаяся «хрущёвская оттепель» дала возможность для публикации «окопной правды». Тогда были напечатаны произведения писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева: «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959); Григория Бакланова «Южнее главного удара» (1957), «Пядь земли» (1959), «Мертвые сраму не имут» (1961), Василя Быкова: «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962), Константина Воробьёва: «Крик» (1962), «Убиты под Москвой» (1963), Виктора Курочкина: «На войне как на войне» (1965).

Это предопределило появление течения в русской литературе, названного «литературой лейтенантов» или «лейтенантской прозой», или «окопной правдой» (это более корректное название, поскольку не все авторы были младшими офицерами, многие – солдатами и сержантами).

В 1965 году Юрий Бондарев заявил: «Окопная правда для меня, в первую очередь, – это очень высокая достоверность. Окопная правда – это те подробности взаимоотношений солдат и офицеров в их самых откровенных проявлениях, без которых война выглядит лишь огромной картой со стрелками, обозначающими направление ударов, и полукругами, 7 обозначающими оборону. Для меня окопная правда – это подробности характера, ведь есть у писателя время и место рассмотреть солдата от того момента, когда он вытирает ложку соломой в окопе, до того момента, когда он берет высоту и в самый горячий момент боя у него развертывается портянка и хлещет его по ногам. А в героизм входит всё: от мелких деталей (старшина на передовой не подвез кухню) до главнейших проблем (жизнь, смерть, честность, правда). В окопах возникает в необычайных масштабах душевный микромир солдат и офицеров, и этот микромир вбирает в себя все…»

Принципиальное же отличие Юрия Бондарева от других фронтовиков состояло в том, что он нашел язык для того, чтобы описать все, с чем столкнулся на фронте. И это была не глянцевая официозная героика победителей, а то, что назовут «окопной правдой» и «лейтенантской прозой»: отношения между бойцами, их ежедневный быт, привязанности и антипатии, маленькие человеческие подвиги, простительные и непростительные слабости. То, о чем Бондарев написал в повестях «Батальоны просят огня», романах «Горячий снег», «Берег» (все были экранизированы) и других.

Одним из основных направлений художественного поиска Бондарева является анализ духовного мира рядовых участников войны, истоков их мужества, особенностей фронтового братства. Мы видим, как характеры героев постепенно раскрываются, эволюционируют.

Бондарев так определял понятие героизма на войне: «Мне кажется, героизм — это постоянное преодоление в сознании своём сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на двоих, замёрзшая смазка в затворах автоматов; пальцы в заиндевевших рукавицах не сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую; отвратительное посасывание под ложечкой при виде входящих в пике “юнкерсов”; гибель товарищей. А через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя. В эти мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты — быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе. Но он определил победу в минувшей войне».

Ю.В. Бондаревым уже автором ранних произведений о войне, была сформулирована концепция «тихого героизма», которая также восходила к истокам православно-христианской соборности. Она является противоположностью по отношению к героизму, основанному на собственной гордыне, мечте о славе, личном величии. Как подчеркивал сам писатель, истоки такого героизма связаны с особенностями русского национального характера.

В нынешнем году страна празднует столетие лейтенантской прозы. Почему? Потому что в этом году исполняется 100 лет со дня рождения писателям, участникам Великой Отечественной войны: Юрию Бондареву, Борису Васильеву, Владимиру Богомолову, Василю Быкову, Виктору Астафьеву…

Вера православная на фронте

Размышляя уже в наши дни о том, почему он остался жив на войне, пройдя с артиллерийским расчётом через сталинградские степи, Курскую дугу, форсирование Днепра, через бои в Карпатах, Польше и Чехословакии, Юрий Бондарев обмолвился: «Видимо, Господь хранил. На фронте бывали моменты, когда действительно просекало в сознании: “Спаси и Сохрани!” Всё меркло вокруг от огня и грохота. Вера — она ведь глубоко в душе»

«Я видел, как неверующие солдаты начинали молиться» (книга «Мгновения, 2008).

«Выжил на войне чудом. Были случаи, когда, что называется, смотрел смерти в глаза. Однажды снаряд прямо-таки ввинтился в бруствер прямо передо мной, но почему-то не взорвался. В голове промелькнуло: "Господи, спаси и сохрани!" И уцелел. А ещё как-то угодил под шрапнель. Мой вещмешок разнесло в клочья, а спину задело только по касательной. Значит, Бог и на этот раз помиловал. Вообще-то, говорить долго о войне я не могу. Тяжко…» – говорил Юрий Васильевич в интервью другу, писателю Александру Арцибашеву.

В интервью писателю Сергею Шаргунову (2019 г., опубликовано 29.03.2020) Юрий Васильевич сказал: «Вера — это тайна. Я крещён, читаю Библию», а его супруга Валентина добавила «Мы отмечаем все церковные праздники».

На войне складывается особое товарищество, братство, возникают сложные взаимосвязи между бойцами, не ограничивающиеся только служебными отношениями. Это почти родственное сплочение, духовное единство. Подчеркнём, что речь здесь идёт именно о соборном целом, о таком единении людей, в котором личность не обособляется, но и не сливается с ним до неразличимости, а пребывает в родственном, питаемом любовью единстве со всеми, в братском служении ближнему, в которых наиболее полно раскрывает себя. Эти отношения, это соборное начало в народе, по мнению писателя, и явились залогом нашей Победы в Великой Отечественной войне. Ю.В. Бондарев был из тех личностей, кто в советские времена фактически с самого начала своего творческого пути открыто заговорил о традиционных духовных ценностях. «Соборное единство» мёртвых и живых было святым сочетанием для Ю. Бондарева. О миллионах погибших писатель, проходивший сам постепенно свое духовное становление, не мог позволить себе писать небрежно, непродуманно, торопливо. Память о своих однополчанах для него была священна.

В 2015 году Юрию Бондареву была присуждена Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которую вручил ему Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Бондарев комментировал своё награждение: «Рад этой награде. Но главное, конечно, не премия, а Вера. И Церковь, которая собирает народ. Отрадно, заходя в храм, видеть живой интерес людей, чувствовать их желание что-то понять, узнать. Кто-то скажет, это поветрие. Однако, помню, еще в советские годы жил в Москве, на углу Климентовского переулка, а там была, да и сейчас есть церковь. Хорошая церковь, добрая. Она переживала разные времена, но никогда не пустовала. На праздники народ стекался. Мы наблюдали это с женой Валюшей многие годы».

«Предательство — это духовная смерть»

Творчество Ю.В. Бондарева было высоко оценено государством.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1984 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с шестидесятилетием со дня рождения писателю Бондареву Юрию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Он награждён советскими 2 орденами Ленина (в т.ч. 14.03.1984), орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (18.03.1974), «Знак Почёта», российским орденом Дружбы народов (14.03.1994), медалями, в том числе 2 медалями «За отвагу» (14.10.1943, 21.06.1944), а также орденами и медалями иностранных государств.

Лауреат Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1977, 1983), Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1975), премии имени Льва Толстого (1993), Международной премии имени Михаила Шолохова (1994).

«Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства» – так пишет Юрий Васильевич Бондарев спустя много лет о своем поколении.

В 1988 году, когда ещё не было принято открыто критиковать руководителей государства, выступление Ю. В. Бондарева на XIX Всесоюзной партконференции наделало много шума. Он сравнил перестройку с самолётом, который летит и не знает, где сядет. Для тех времён это было очень дерзко. Тогда же он резко осудил очернение советского прошлого, поиск в нём «грязного белья» и потрясание им, самобичевание и заискивание перед Западом. «Наша свобода – это свобода плевка в своё прошлое, настоящее и будущее», – говорил писатель, – и такая свобода нам не нужна!».

Именно Юрий Васильевич, будучи депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР 11-го созыва, по-лейтенантски использовал эту высокую трибуну для того, чтобы выразить протест против преступного проекта поворота Северных рек.

Неслучайно главным текстом зрелого Бондарева стал не роман, а манифест «Слово к народу» (23.07.1991), исполненный не индивидуально, а в коллективе (из писателей — Юрий Бондарев, Александр Проханов, Валентин Распутин). Архитектор перестройки Александр Яковлев называл «Слово» документом, идеологически обеспечившим ГКЧП; интеллигенция, тогда почти поголовно либеральная и проельцинская, особенно возненавидела, Юрия Бондарева и Александра Проханова.

В 1991 году, после поражения ГКЧП в офис возглавляемого Бондаревым Союза писателей РСФСР прибыли новоявленные «национальные гвардейцы» с «мандатом», предоставляющим им право разогнать Союз писателей, но бывший лейтенант Бондарев первым встал на знаменитые писательские баррикады, чтобы защитить Союз.

В 1994 году Юрий Бондарев отказался от награждения орденом Дружбы народов в связи с 70-летием, написав в телеграмме Президенту РФ Б.Н. Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

А уже в нынешнем веке, в 2014 году 90-летний Юрий Бондарев поставил первым свою подпись под письмом творческой интеллигенции, приветствующим возвращение Крыма в Россию.

Умер Юрий Бондарев 29 марта 2020 года в Москве и похоронен на на Троекуровском кладбище.

«Окопная правда» фронтовиков СВО

Специальная военная операция (СВО) всколыхнула страну, и писатели не могли остаться в стороне. Кто-то ушёл добровольцем на фронт, кто-то с литературными десантами посещает госпитали и воинские части вблизи линии боевого соприкосновения, другие собирают и возят гуманитарную помощь фронтовым воинским частям. И как следствие, уже появилась плеяда писателей, запечатлевших в прозе события последних двух лет. Их произведения нельзя назвать «лейтенантской прозой» (у писателей разный возраст, разные воинские звания или даже отсутствуют таковые), а вот прозой «окопной правды» можно!

Это писатели-фронтовики, непосредственные участники СВО: Алексей Шорохов. «Бранная слава» («Вече» 2024), Дмитрий Артис. «Дневник добровольца» («Яуза, 2024), Захар Прилепин. «Некоторые не попадут в ад» («АСТ», 2019), Захар Прилепин. «Ополченческий романс» («АСТ», 2020), Даниил Туленков. «Шторм Z. У вас нет других нас» («Яуза», 2024), Сборник «Жизнь за други своя. Истории участников СВО» («Защитники Отечества», 2024).

А также волонтёры, участники литературных десантов, военкоры: Олег Рой. «Неотправленные письма» («Вече», 2023), Олег Рой. «Тени Донбасса. Маленькие истории большой войны» («Вече», 2023), Олег Рой. «Сашка Вагнер. Вера. Отвага. Честь» («Вече», 2024), Михаил Фёдоров. «Герои СВО. Символы российского мужества» («Вече», 2023), Михаил Фёдоров. «Воины Новороссии. Подвиги народных героев» («Вече», 2024), Николай Иванов. «Суворовец Воевода. Боец республики» («Вече», 2022), Андрей Лисьев «Не прощаемся. «Лейтенантская проза» СВО» («Яуза», 2023), Алла Бегунова «Дорога на Дебальцево» («Вече», 2017), Катерина Полтавченко «В прицеле Азов» («Вече», 2024), сборник «Возвращение домой. Молодая проза Донбасса» («Вече», 2023) и другие.

Готовятся к изданию книги: Александр Пересвет. «Мститель Донбасса», Александр Пересвет. «Воин империи», Георгий Савицкий. «Танк "Чёрный сепар"», Сборник «Фронтовое причастие. Люди и война», Георгий Савицкий. «Ракета стартует в зенит», Валерий Поволяев. «Путь кочевника», рассказы Дмитрия Филиппова, Алексея Полуботы, Василия Дворцова и др.

Для перечисленных писателей и для новых, которые непременно будут создавать художественную летопись СВО, примером является фронтовая проза Юрия Васильевича Бондарева.

1.0x