Всё было как надо, и, наверное, иначе быть не могло. В "Анатомии Героя" Эдуард Лимонов пишет, что проиграли все. И Христос. И Че. И он, Лимонов. Это нормально — проиграть в такой компании. Впрочем, подбивая некоторый, далеко не окончательный, баланс, осознаёшь, насколько красивый всё-таки получается расклад.
Воздействие лимоновской прозы было, помню навсегда, оглушительным. Ничего, подобного Лимонову, в мировой литературе не случалось. И, сколько бы ему ни подражали (а ему подражают десятки и даже сотни литераторов, и не только в России) — подобного уже не будет. Другие родятся, но таких — не ждите.
Сознание подростков, впервые прочитавших "Это я, Эдичка", "Дневник неудачника" и "Книгу воды", будет взрываться до тех пор, пока есть подростки и есть письменность. Это — на века.
Так что, во-первых — великий писатель. Счёт "1:0" в пользу Лимонова.
Поэта Лимонова большинство узнали чуть позже, чем Лимонова как автора роскошной и наглой прозы.
Что греха таить: я, воспитанный несколько консервативно, поначалу не смог оценить в полной мере несколько попавшихся мне на глаза в конце 80-х стихов Лимонова. Но, к счастью, я становился взрослей — и шаг за шагом дорастал до этих стихов. Теперь дорос до такой степени, что они проросли в меня. Десятки, или даже сотни лимоновских строк вспоминаются мне в самые разные дни и минуты — и, бывает, я произношу одну лимоновскую строчку, жена отвечает второй, а дети знают третью.
Год назад я собрал огромный том изданных и неизданных (свыше трёхсот вообще никому не известных) стихов Лимонова. Переслал ему. Он ответил, что пока не будем издавать. Я сказал: ок. Но я-то знаю, какие чудеса имеются у нас в запасе. Лично у меня имеются, завидуйте.
Лимонов — поэт уникальный, волшебный, зачаровывающий. О поэте Лимонове ещё напишут не десятки, а сотни книг, и томики его, с ненавистным Лимонову золотым тиснением, будут стоять в головах лучших русских девушек — до тех пор, пока русские девушки водятся в природе. И, значит, счёт "2:0".
Любой учебник новейшей российской журналистики (а такие сейчас стали появляться) выглядит нелепо, если там нет отдельной главы про газету "Лимонка". В России есть красивые журналы и неглупые таблоиды, но есть ли хоть одно издание, что реально воспитало целое поколение? По мне, "Лимонка" — вообще лучшая газета из всех, существовавших когда бы то ни было. Громокипящая, взрывоопасная, создавшая свою эстетику, свой юмор, свою интонацию. От этой газеты шёл такой драйв, что подзарядиться могли даже впавшие в кому.
Но это была не просто газета. Это была священная книга. Это был свод героических былин, сага о Нибелунгах, Илиада и Одиссея. И "Лимонка", да, воспитала целое поколение русских мальчиков и девчонок. Лучших из поколения.
Но, что тут скрывать, "Лимонку" читали не только безбашенные максималисты и провинциальные эстеты — её внимательно изучали все ведущие представители будущего "креативного класса".
И всё, чего есть в нынешней "креативной интеллигенции" хорошего, — это, во многом, привито "Лимонкой". (А в этой интеллигенции определённо есть много хорошего — потому что из скотоподобного, аполитичного, жвачного стада 90-х её представители парадоксальным образом превратились в чувствующих, внесистемно мыслящих и, страшно сказать, патриотически настроенных людей).
Создал эту газету — великий редактор Лимонов. И не просто редактор, а человек, научивший огромное количество журналистов и журналюг делать отличную публицистику — яростную, саркастичную, очень живую — такую до Лимонова тут не делали вообще. Так что, публицист и редактор. Даже этой ипостаси ему хватило бы, чтоб войти в историю. И счёт "3:0" в его пользу.
Парадоксально, но Лимонов мог бы ничего и не писать — а только жить — той жизнью, что он жил. И даже в этом случае он был бы, как минимум, примером если не для подражания, то для восхищения.
Сам он как-то сказал, что книги погубили его — видимо, в том смысле, что он желал бы вместить в свою жизнь куда больше жизни как таковой, со всей её страстью и кровью, а не с буквами и абзацами.
Нам этого, конечно же, не хотелось бы, тем более, что Лимонов и так — идеальный персонаж для романа, на глазах превращающегося в житие. Созидатель собственной биографии, ставшей Судьбой.
Московская богемная юность, эмиграция в США, жизнь в Нью-Йорке 70-х — это гостиницы для бедных и чёрные кварталы, эта работа хаузкипером у мультимиллионера... Даже сейчас, когда в Америку ездят все подряд, лимоновская история кажется диковатой, а каково её было узнать в первые постсоветские годы, когда само словосочетание "американский миллионер" обладало почти мистическим свойством.
...А потом Франция, парижские салоны, французские "левые" и "правые", и вполне логичный (алогичный только для европейских буржуа) перелёт из этих салонов в Сербию, где этот вчерашний завсегдатай вечеринок для селибрити в Париже, позавчерашний житель негритянских гетто, встречающий очередной Новый год в компании чернокожих проституток, — вот этот, говорю, странный и удивительный тип, бежит с автоматом в руках в атаку... пьёт с сербскими полевыми командирами ракию... общается с будущими фигурантами судилищ в Гааге.
...А из Сербии — на улицы Москвы, в кровавые мясорубки у Дома Советов, и потом в Приднестровье, и потом в Абхазию, и ещё чуть позже — на границу Казахстана, откуда Лимонова со товарищи вывозили на борту как государственного преступника, готовившего вторжение на территорию бывшей республики Союза... И — тюрьма.
Это ж, на первый взгляд, не биография, а Голливуд. Но если всмотреться, это не Голливуд — а биография. Смотрите и завидуйте. Счёт, кстати, "4:0".
Не просто писатель, поэт и великолепный журналист, а ещё и боец — честный и дерзкий солдат своей удачи. Или неудачи, без разницы. Про таких мы читали в детстве — в тех самых книжках про мушкетёров. Лимонова всё время норовят сравнить то с Троцким, то с протопопом Аввакумом, то с Чарльзом Буковски (или с его героем Генри Чинарски), а он — Д` Артаньян, Атос, Портос и Арамис в одном лице.
И весь этот путь, тысячи увиденных лиц и тысячи прочитанных книг, отразились не только в текстах, которые принято называть "художественными" (и о которых Лимонов, с каждым годом, говорит со всё большим пренебрежением), но и в его трактатах — давайте назовём это так.
Безусловно, идеи, заложенные в "Дисциплинарном санатории", в "Другой России" или в "Ересях", — отличная основа для новой философии или нескольких философий — от социальной до религиозной. Там, конечно же, есть вещи, сформулированные поспешно и не осмысленные до конца — но это всего лишь повод попытаться всерьёз подумать над сказанным Лимоновым.
У Лимонова имеют место не только литературные озарения, рассыпанные в его стихах и в "Дневнике неудачника", но и политические, удивительно точные диагнозы и предсказания. Свою репутацию в качестве мыслителя и провидца он неоднократно подтверждал. Всех сомневающихся отправляем к тому же "Дисциплинарному санаторию", написанному, между прочим, четверть века назад. Так что не просто писатель, поэт, создатель журналистской школы и боец, но и — философ. "5:0" в его пользу, и движемся дальше.
То, что Лимонов занимается политикой — это, не перфоманс человека, завязавшего с литературой, а одно из немногих оправданий самого существования слова "политика" в России. Если б не было Лимонова, что бы мы называли "политикой"? Перестановку ВВП на ДАМ? Оранжевую куртку Шойгу? Пляшущие щёки Жириновского? Розоволицые стада, мигрирующие в парламент и прочь из парламента?
Когда наши т. н. "профессиональные" "политики" сетуют, что Лимонов занимается не своим делом, это не просто отвратительно и глупо — это смешно. Потому что, кто это говорит? Люди, которые ничего не умеют, кроме того, как делать бизнес, имея политическую крышу в виде правительства или парламента. Как только они перестают быть "политиками" — они перестают быть вообще. Можно назвать сразу сорок имён очень именитых "политиков" 90-х и "нулевых", которые ушли из "политики", — и вы даже не вспомните имён этих "деятелей"! И уж тем более их дел...
Помните, у Экзюпери в "Маленьком принце" был такой герой, который всё время повторял "Я человек серьёзный! Я человек серьёзный!" Вот это ровно про наших "политиков": они все "люди серьёзные". Но какие они, всё-таки, нелепые и глупые на фоне Лимонова...
Лимонов, опять же, привнёс на нашу скудную политическую сцену столько новаций, что об этом нужно писать отдельный труд. У него учились не только те, кто сегодня возглавляют (или пытаются возглавить) оппозицию. У него учились штатные кремлёвские политологи, предводители новой квазипионерии и лично создатель термина "суверенная демократия".
Ну, да, они всё делали наоборот тому, чему учил Лимонов, однако методы, отдельные идеи и саму его страсть они бесстыдно пытались своровать у него — для борьбы с ним же, и ему подобными. Безрезультатно, конечно. Мало того, как ни прискорбно, но борьбе с оппозицией наши полицаи и федералы тоже учились, пытаясь задавить и утопить Лимонова.
Ни задавить, ни утопить они его не смогли, но опыта набрались. К слову сказать, о том, насколько серьёзен и опасен Лимонов, надо спрашивать в этих коридорах, а не у "серьёзных политиков", которые даром никому не нужны. В итоге, вынуждены констатировать: "6:0".
Про жён Лимонова — Елену Щапову и Наталию Медведеву, мы рассказывать не будем, но очевидно и здесь, что это одни из самых ярких женщин второй половины прошлого века. Лимонов и Щапова, Лимонов и Медведева — нисколько не меньше по трагике и очарованию, чем, скажем, Маяковский и его Лиля или Есенин и его Айседора.
Зато точно хочу сказать, что когда я вижу Богдана и Александру, детей Лимонова, рождённых самой красивой актрисой российского кино Екатериной Волковой, я точно знаю: такие красивые дети случайно не получаются. Они получаются, когда имеет место быть отличная порода. К тому же, пацан удался, когда Лимонову было 63, а девочка появилось, когда ему исполнилось 65. Мужик, чего тут сказать! И, значит, счёт "7:0": разгромный!
И, главное, — никаких итогов.
Просто поздравляю.
И преклоняю голову, отец Эдуард.