Факультет журналистики МГУ на Моховой, 9 расположен прямо напротив Кремля, в очень красивом старинном особняке. Его изысканные, почти дворцовые интерьеры восхищают (недаром Эльдар Рязанов снимал в них сцены для одного из своих фильмов), а огромный портрет Михаила Васильевича Ломоносова в вестибюле сразу вызывает душевный трепет и невольное уважение к тем людям, которые в этом прекрасном здании учатся и преподают.
К сожалению, интерьеры интерьерами, но подготовка будущих журналистов здесь производится путём внушения мыслей о ничтожности русских героев, о бесчеловечности Российского государства. Здесь, в этих стенах, тысячи молодых людей, будущих журналистов и блогеров, проходят самую жёсткую психологическую обработку.
«Гагарин разбился по пьяни, это каждый знает. Вы что, не в курсе?». «Историк Игорь Чубайс подробно объяснил, почему Россия в XVII веке пошла по неправильному пути». «Почитайте "Практическую политологию" Екатерины Шульман: карго-культ – это вера дикарей, что изготовление моделей самолетов из навоза и соломы привлечёт настоящие самолёты, которые привезут много тушёнки. Федеральное собрание в России – это типичное сооружение из навоза и соломы. Люди смотрят на него и думают, что так и должен выглядеть настоящий парламент. Обратный карго-культ – это вера в то, что в цивилизованном мире самолеты тоже из соломы и навоза, а тушёнки нет. Когда вам чиновники снова расскажут про обман американских выборов, помните: в свободном мире самолеты существуют, и люди на них летают. Также на Западе реальны экономическая конкуренция, свободные выборы и независимый суд». Нет, это не из передачи радиостанции "Голос Америки", это всего лишь отрывки из обычных, будничных лекций по предмету "Основы журналистики" на журфаке МГУ – повторюсь, напротив Московского Кремля.
Если вы думаете, что это мнение одного отдельно взятого преподавателя, который будет вскоре уволен за пропаганду, то вы жестоко заблуждаетесь. По личным наблюдениям (а я закончил обучение по программе переподготовки кадров в 2020 году), примерно 70% преподавательского состава факультета журналистики занимаются не столько преподаванием своего предмета, сколько систематическим либеральным промыванием мозга студента. Всё делается жёстко, но продуманно и аккуратно, с юридической точки зрения не придерёшься. Нет прямых оскорблений президента, нет прямого призыва выходить с протестами на Болотную площадь, на сайтах и в официальных социальных сетях университета всё чинно-благородно и подчёркнуто аполитично, в своих интервью ни декан, ни ректор ни сном, ни духом, но тем не менее в этих стенах ведётся ежедневная, кропотливая работа...
Вообще, студенты в основной своей массе изначально восприимчивы к либеральным идеям, всегда за свободу и против репрессий. Московские студенты и студентки, в основном, космополитичны, любят подолгу и бесконтрольно со стороны родителей путешествовать по миру, проходить стажировки за границей, учить иностранные языки в других странах. Для некоторой части студентов возможность пройти обучение в Германии по программе академического обмена DAAD или в США по программе Fulbright (кстати, непонятно, почему они до сих пор не под запретом в России) – это вообще основной стимул к учёбе. И вот представьте: ваши сладкие мечты о жизни за рубежом, часто подогреваемые родительскими наставлениями, а родители и сами зачастую получали зарубежные гранты, вдруг натолкнулись на железобетонную стену в виде спецоперации на Украине. Всё рухнуло в одночасье. Как бы вы отреагировали? Конечно, реакция многих студентов – это гнев, раздражение, разочарование.
Сначала наиболее активные пытались сопротивляться. В первые дни спецоперации в Санкт-Петербурге состоялась несанкционированная антивоенная акция протеста студентов СПГУ, не сказать, чтобы очень многолюдная, но всё-таки. Студенты были задержаны полицией за несоблюдение масочного режима, но потом отпущены, были составлены протоколы об административном правонарушении, а данные об участниках переданы в ректорат. Спустя несколько дней в Ютубе появились ролики этих самых задержанных студентов с жалобами на то, что их собираются незаконно отчислить без решения суда, и уже якобы готов проект приказа об отчислении.
Со всеми политически активными студентами разбирались, судя по сообщениям в социальных сетях, в ректорате. В "Новой газете" писали о том, что в МГУ якобы приходили сотрудники полиции, чтобы предупредить ректорат о политически неблагонадёжных студентах, которых необходимо отчислить, если их заметят на антивоенном митинге, но эта информация не проверена, она на совести сотрудников газеты. Известно точно только то, что администрации университетов официально поддержали спецоперацию, а неофициально поговаривают, что студентам и преподавателям дали указание сидеть тихо и не высовываться.
Также кое-где начались прокурорские проверки. Например, прокуратура Москвы заявила, что программа факультета "Liberal arts" Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте (РАНХиГС) и Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) направлена на искажение истории и разрушение традиционных ценностей. По данным газеты "Коммерсант", сотрудники ведомства настаивают, что факультет «не создаёт условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей». Надо сказать, формулировка беззубая и невнятная. Сразу понятно, что писал её бюрократ, который не до конца понимает, с чем едят эти самые «ценности». От администрации тем не менее потребовали устранить нарушения и наказать виновных.
Таким образом, болезнь загнали вовнутрь классическим «жандармским» способом, как при царе-батюшке. Снаружи кажется, что в высших учебных заведениях страны всё спокойно. Действительно, антивоенных студенческих митингов нет, на официальных сайтах и на официальных страничках в соцсетях проукраинской пропаганды нет, тишь и гладь, всё аполитично, причём даже в вотчине либералов – в Высшей школе экономики. Отдельные ультралиберальные экземпляры, конечно, бегут из страны – как например, завкафедрой новых медиа журфака МГУ господин Иван Засурский, внук покойного президента журфака МГУ Ясена Засурского, но массового побега нет, подавляющее большинство остаётся на местах. Но это не значит, что всё действительно хорошо.
Недавний скандал в РАНХиГС, связанный с преподавателем Денисом Грековым, показал, насколько многочисленны и сплочены либералы в преподавательском составе вуза. Напомню, что Греков в социальных сетях разродился тошнотворной, гневной отповедью своей родине, цитировать его полностью здесь не хочется, но смысл сводится к следующему: в результате смены поколений и развязывания «позорной и подлой войны» полностью обнулился «миф о великой победе 9 мая», а путинская Россия заняла в мире место Третьего рейха. Когда одна из профессоров вуза Наталия Таньшина раскритиковала в своём телеграм-канале этот эмоциональный бред, другие преподаватели обвинили её в доносе на своего коллегу.
Таким образом, мы имеем перед собой настоящее торфяное болото. Дыма пока нет, огня тоже не видно, но где-то внутри, под ногами, что-то урчит, нагревается, происходят внутренние процессы, которые могут выйти на поверхность в самый неблагоприятный для страны момент. И можно не сомневаться, что это тление недовольства среди студентов и преподавателей будет использовано нашими врагами на все двести процентов. Студентов в вузах будут массово приобщать к прозападным либеральным ценностям и при этом на сайтах университетов деканы будут поздравлять друг друга с 9 Мая, да ещё и делать селфи на шествиях "Бессмертного полка".
Англосаксы очень настойчивы, они умеют ждать и умеют работать на перспективу. Когда им нужно, они умеют идти к своей цели десятилетиями. Наши враги уже очень плотно поработали с профессорско-преподавательским составом России, посеяли семена, им остаётся только подождать, пока те дадут всходы. Сегодняшние студенты завтра станут председателями правлений банков, депутатами, министрами, президентами, они будут распределять финансовые потоки, а главное – они будут решать, куда идти нашему государству, с кем дружить и с кем враждовать, где проходить государственной границе. Сегодня Российское государство, по мнению многих студентов, их оскорбило – лишило возможности поучиться во Флоренции или в Кембридже. Разбило их детскую хрустальную мечту о свободном человеке в свободном мире. Но завтра они отомстят по полной программе. Если ничего не предпринимать, они развалят Россию так же, как верхушка ЦК КПСС развалила в своё время Советский Союз – потихоньку, под красными флагами, под усыпляющую болтовню о победе коммунизма, о «славе труду» и о том, что мы все идём верной дорогой.
Можно ли с эти что-то сделать? На мой взгляд, можно.
Во-первых, похоже, что исключительно «жандармские» методы борьбы со студенческим свободомыслием неэффективны. Жандармов очень легко обмануть – это мы все помним с детства, из рассказов о молодом Владимире Ильиче, как он водил за нос полицию в ссылке в Шушенском. Внешний полицейский контроль ничего не стоит, когда руководство вуза держит фигу в кармане. Прежде всего нужно здраво оценить состояние ректоратов и деканатов, позаботиться о том, чтобы ключевые административные должности занимали патриотически настроенные преподаватели, а не потенциальные перебежчики-засурские. Хотя и полностью исключать органы государственной безопасности из учебного процесса тоже нельзя, особенно если речь идёт о журфаке МГУ.
Во-вторых, с молодёжью можно и нужно разговаривать на равных. Когда-то, после русской весны 2014 года на разговор к студентам Финансового университета пришёл Игорь Стрелков. Я уверен, что среди участвовавших в той беседе студентов было немало либерально мыслящих людей, которые благодаря ему изменили свои убеждения и осознали, для чего нужно российское государство. Только таких стрелковых сегодня нужны сотни, тысячи, чтобы хватило на каждый российский вуз, на каждый факультет. На журфак МГУ, впрочем, потребуется не один Игорь Стрелков, а целая команда. И такие люди есть – это ветераны спецоперации, это те, кто прошёл (или ещё пройдёт) все круги ада на Украине в составе наших войск. Они доступно, на понятном для молодёжи языке смогут объяснить своим ровесникам-студентам, что происходит в мире.
В-третьих, студентам нужно дать возможность самим поучаствовать в колоссальных тектонических сдвигах в нашей стране. Есть старые, проверенные способы – стройотряды, например. Кто сказал, что они не нужны будут для восстановления того же Мариуполя? Или волонтёрское движение в помощь беженцам с Донбасса – студенты и так в нём участвуют, но только меньшинство из них, а государство мало делает для того, чтобы пропагандировать работу волонтёров. Во всяком случае, в Москве не заметно на улицах билбордов с хэштегом #МыВместе.
В-четвёртых, нужно внятно сформулировать идею, ради которой все эти жертвы. Ведь с точки зрения студента, невозможность учиться в Оксфорде или провести каникулы в Праге – тоже жертва, как это ни глупо звучит. И её нужно компенсировать чем-то значимым: идеей воссоединение братских народов, возрождения империи, создания справедливого общества, можно как угодно это назвать, главное – чтобы зажигало и вдохновляло. Чтобы никто не думал, что война – это очередной циничный распил бюджета.
Наконец, в-пятых, нужны социальные лифты, чтобы каждый студент понимал, что он займёт достойное место в обществе, при условии, что будет добросовестно учиться и не участвовать в политических провокациях врагов. Пусть это будет даже партийный лифт, любой хорош, лишь бы работал.
Если со студенчеством работать серьёзно и на перспективу, то оно из горючего для будущего политического пожара, заботливо подготовленного нашими англосаксонскими «друзьями», может превратиться в союзника и даже помощника в преобразовании государства. И тогда кто-нибудь из вчерашних студентов журфака МГУ придёт на работу преподавателем в чудесный, старинный особняк по адресу Москва, Моховая, дом 9 – и воздух в нём сразу станет свежее и чище.