Авторский блог Андрей Ведяев 21:49 7 июля 2020

Седьмой крест генерала Судоплатова

О некоторых знаках судьбы в жизни Павла Анатольевича Судоплатова

Сегодня в день рождения патриарха советской нелегальной и диверсионной разведки генерал-лейтенанта Павла Анатольевича Судоплатова мы вместе с советником президента клуба ЦСКА Дмитрием Валерьевичем Александровым, мастером спорта по боксу и рукопашному бою, преподавателем кафедры физподготовки Академии ФСБ, посетили Донское кладбище и возложили цветы к могиле прославленного разведчика и чекиста, создателя первых специальных подразделений для ведения разведывательно-диверсионных и партизанских действий в тылу врага в годы войны, внесшего тем самым неоценимый вклад в Победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.
В церемонии возложения цветов участвовали также Муза Наумовна Малиновская, дочь легендарного генерала Эйтингона – заместителя Судоплатова, президент Ассоциации группы специального назначения «Вымпел» Валерий Владимирович Попов, представители Службы внешней разведки и других ветеранских организаций. В своем выступлении Валерий Владимирович подчеркнул, что генералу Судоплатову самой судьбой было предначертано занять особое место в истории советской разведки, и наша задача донести правду о нем и подразделениях разведки особого назначения до будущих поколений.

двойной клик - редактировать изображение

И это действительно так. Павел Анатольевич Судоплатов родился на Ивана Купалу (славянский вариант имени Иоанн Креститель) – легендарный народный праздник восточных славян, посвященный летнему солнцестоянию (24 июня по старому стилю), т.е. наивысшему расцвету природы. В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками, поиски цветка папоротника (обладатель которого становился прозорливым, мог понимать языки животных, видеть клады, становиться невидимым и принимать любое обличье) и купание в утренней росе. Вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.
При этом еще более важной является сама дата рождения Судоплатова, носящая глубокий мистический смысл. Это три семёрки: 07.07.07 – седьмого июля тысяча девятьсот седьмого года. Тут же напрашивается сравнение с Джеймсом Бондом – агентом 007. Если сравнивать их по числу семерок, то Павел Анатольевич как минимум втрое круче. И это при том, что Джеймс Бонд имеет реальных прототипов и по своей принадлежности к управлению специальных операций является коллегой Судоплатова.
Особые свойства, присущие сочетанию трех семерок, широко известны. Еще в древности считалось, что ребенок с таким числовым кодом отмечен судьбой и призван вершить великие дела. Ведь в сумме три семерки дают 21 – число безусловного выигрыша в большинстве карточных игр. Как говорится на сайте Нумероскоп.ру, утроенное влияние семерки дает такие качества характера, как «мудрость, очарование, утонченность и мастерство, а также – экспрессия, артистичность и дар воображения. Такие люди способны взять судьбу в свои руки, и идти к цели, не рассчитывая на поддержку со стороны. Жаль, что никто, кроме них, этой цели не видит. Окружающие осознают, что перед ними – неординарный человек, но не понимают его. В частности, основы его мотивации остаются для них вечной загадкой».
Человек с кодом 777 способен овладеть такими областями знания, которые недоступны подавляющему большинству людей. И это осмысление будет основано не на логике или жизненном опыте, а на духовном видении, опирающемся на особую связь человека со Вселенной. Приобретенные благодаря этому способности и навыки будут восприниматься окружающими, как нечто недоступное пониманию, как самая настоящая магия. К примеру, если такой человек изберет областью применения своих знаний нетрадиционную медицину, то очень скоро его станут считать чародеем.
Павел Анатольевич Судоплатов начал свою чекистскую деятельность не в разведке, а в контрразведке – в мае 1921 года. Тогда ему было 13 лет. По данным Александра Ивановича Колпакиди, вначале Павел Судоплатов был регистратором Особого отдела 44-й дивизии, затем Волынского губотдела ГПУ в Житомире. С 1922 года он служил в погранвойсках ГПУ сотрудником Изяславского погранотделения, затем Славутинского погранпоста. В апреле 1933 года Судоплатова переводят в Москву и в 1935 году внедряют в ОУН* в Берлине, в результате чего 23 мая 1938 года в Роттердаме был ликвидирован вождь украинских националистов Евген Коновалец. В мае 1939 года Судоплатова назначают заместителем начальника внешней разведки НКВД СССР и поручают возглавить операцию «Утка» против Лейбы Троцкого, которая завершилась утром 20 августа 1940 года в Мексике, когда Рамон Меркадер нанес Троцкому смертельный удар по голове ледорубом. В годы войны старший майор госбезопасности, затем генерал-лейтенант Судоплатов в свои 35 лет возглавил всю зафронтовую диверсионную разведку НКВД-НКГБ и внес огромный вклад в Победу, сопоставимый с вкладом полководцев Жукова или Рокоссовского. В сентябре 1950 года Судоплатов был назначен начальником Бюро № 1 (спецоперации за рубежом) МГБ СССР. 21 августа 1953 года, после совершенного Хрущёвым вместе с рядом высокопоставленных военных государственного переворота, Судоплатов был арестован как «пособник Берия» и провел за решеткой 15 долгих лет.

двойной клик - редактировать изображение

4-е Управление НКВД-НКГБ СССР, которое возглавлял Судоплатов, не входило в систему внешней разведки. Фактически оно занималось организацией террора и диверсий на оккупированных противником территориях и ведением партизанской войны. К моменту создания этого управления подобные подразделения уже активно использовались спецслужбами других стран мира. Так, еще 22 июля 1940 года в Великобритании было создано мощнейшее Управление специальных операций (англ. Special Operations Executive, сокращенно SOE) для проведения саботажа и диверсий, оказания помощи участникам Сопротивления в Европе и организации партизанского движения и подпольной работы на оккупированных Германией и ее сателлитами территориях. В SOE вошла и Секция D английской разведки МИ-6. Моделью SOE явилась тактика городской герильи Ирландской республиканской армии (ИРА) – любопытно, что именно боевики ИРА 20 сентября 2000 года произвели выстрел из гранатомёта РПГ-22 по 8-му этажу здания МИ-6 в Лондоне. Штат SOE был негласным и насчитывал 13 тыс. человек (агентов), а общая численность контролируемых ими подпольных и партизанских формирований на оккупированных противником территориях достигала одного миллиона человек. Агенты занимались физической подготовкой, осваивали технику бесшумного убийства, владение оружием, взрывное дело, чтение карт, работу с компасом, изучали правила выживания и телеграфную связь (в том числе азбуку Морзе). Поскольку штаб-квартира SOE располагалась на Бейкер-стрит, известной по рассказам о Шерлоке Холмсе, их называли «ополченцами Бейкер-стрит». Все подразделения SOE были залегендированы, а сотрудники использовали псевдонимы.
Успехи SOE были впечатляющими. Например, операция «Антропоид», в результате которой 27 мая 1942 года в Праге было совершено покушение на шефа Главного управления Имперской безопасности (РСХА*), фактического наместника Богемии и Моравии, обергруппенфюрера СС* Рейнхарда Гейдриха. 4 июня 1942 года от полученных ран Гейдрих умер. Терактов подобного уровня в активе 4-го Управления НКВД-НКГБ нет – наибольшим его успехом является ликвидация 22 сентября 1943 года в Минске генерального комиссара (наместника) Белоруссии Вильгельма Кубе, да и то совместно с военной разведкой ГРУ. Ликвидировать рейхскомиссара Украины Эриха Коха, как известно, было поручено Николаю Кузнецову, который действовал в составе отряда специального назначения «Победители» 4-го Управления НКВД-НКГБ СССР – но ему это сделать не удалось. Вместо этого Кузнецов 20 сентября 1943 года в Ровно застрелил заместителя Коха по финансам Ганса Геля и его секретаря Винтера, а 30 сентября пытался противотанковой гранатой убить первого заместителя Коха – Пауля Даргеля. Тот потерял обе ноги, но выжил. После этого Кузнецов 16 ноября похитил и расстрелял командующего «восточными батальонами» (нем. Osttruppe zur besonderen Verwendung 740 – «бригада особого назначения 740») генерал-майора Макса Ильгена вместе с Паулем Гранау — шофёром Эриха Коха (интересно, что командир карателей Макс Ильген также, как и шеф полиции безопасности и СД* в Галиции Йозеф Витиска родился в семье мясника). В тот же день был убит глава юридического отдела рейхскомиссариата оберфюрер СА* Альфред Функ. Во Львове Кузнецовым были ликвидированы шеф правительства Галиции Отто Бауэр и начальник канцелярии правительства генерал-губернаторства доктор Генрих Шнайдер.

двойной клик - редактировать изображение

Нередко приходится слышать, что ликвидация нацистских преступников вызывала лишь ужесточение карательной политики оккупантов и влекла за собой гибель ни в чем не повинных людей. Например, 9 июня 1942 года, в день похорон Гейдриха, в качестве возмездия была уничтожена чешская деревня Лидице. Все мужчины старше 16 лет в количестве 172 человек были расстреляны, 195 женщин были отправлены в концлагерь Равенсбрюк, дети доставлены в Центральное бюро по делам переселенцев города Лицманштадт и распределены по немецким семьям. При этом, однако, умалчивается, что только на оккупированных территориях Советского Союза нацисты и их пособники уничтожили не менее 15 млн мирных жителей, среди которых большинство – русские. Если говорить о евреях, то в Белоруссии погибло более 800 тыс. человек, на Украине – примерно 1,5 млн, в Польше – 3 млн. евреев. Этих людей нацисты убили не в качестве наказания или возмездия за сопротивление оккупантам. Как раз наоборот, если бы такого сопротивления не было, то число их было бы еще больше вплоть до полного уничтожения целых народов. А справедливое возмездие, настигающее нацистских главарей, разрушало машину террора и вызывало духовный подъем среди населения, которое видело, что борьба против фашистов будет продолжена до полной Победы.
В качестве руководителя советского диверсионного ведомства Павел Анатольевич Судоплатов, обладавший голливудской внешностью, отличался особой харизмой, сопоставимой с гипнозом. Как мне недавно рассказал последний из ныне здравствующих учеников Судоплатова, почетный сотрудник госбезопасности, полковник Иван Павлович Евтодьев, «с самой первой встречи Судоплатов произвел на меня глубочайшее впечатление. Я хорошо помню, как он сказал: “Я в штатском – Вы в форме. Мне понравилось, как Вы вошли, как Вы держитесь. У Вас хорошая осанка. Только знаете – надо чуть помягче. Чтобы, когда Вы будете в штатском, никто не почувствовал в Вас военного. Пусть оно сохранится – но помягче”… И затем: “Вы лейтенант, я – генерал-лейтенант. Но у нас принято обращаться по имени-отчеству. Но на всякий случай все же не забывайте, что я генерал”. Судоплатов действительно был генералом не по должности, а по жизни. Он мог расположить к себе, и я испытывал внутренний комфорт. Причем, в отличие от других, он в ходе разговора не ставил барьеров, не отталкивал. У меня даже иногда возникала мысль, а не владел ли он гипнозом. Когда он ставил задачу – тебе хотелось ее выполнить! И какой-то внутренний чертик тебя дергал: “Да, это надо – это хорошо, это здорово!” Я не знаю, как на других – но на меня он оказывал влияние. Я его чувствовал – какую-то энергетику, что-то передавалось».
Находясь во Владимирском централе, Судоплатов и Эйтингон продолжали мыслить по государственному и не терять времени даром. Все происшедшее с ними они расценивали как роковую ошибку. При этом они оставались профессионалами своего дела. Узнав о том, что в США идет формирование войск специального назначения «зеленые береты», они написали в ЦК письмо о необходимости использования опыта ОМСБОН для противодействия «зеленым беретам». На основе этих рекомендаций в 1966-1969 годах была создана кузница спецназа госбезопасности – КУОС КГБ СССР, где готовили резервистов для ведения партизанских действий в тылу врага на случай войны.
В 1960 году в Мексике из тюрьмы освободили Рамона Меркадера. В Москве ему вручили Звезду Героя Советского Союза. Вместе с Долорес Ибаррури он тут же стал добиваться освобождения Судоплатова и Эйтингона, но безрезультатно. Эйтингона освободили лишь в марте 1964 года, зачтя ему срок пребывания под следствием после первого ареста. Судоплатов отсидел свой срок полностью и вышел на свободу 21 августа 1968 года. В тюрьме он перенес три инфаркта, ослеп на один глаз и получил инвалидность 2-й группы.

двойной клик - редактировать изображение

Как вспоминает Иван Павлович Евтодьев, первая встреча с Павлом Анатольевичем Судоплатовым после его освобождения произошла у него в клубе Дзержинского на Лубянке. Один товарищ подошел со словами: «Палыч, П.А. пришел! Вон там в вестибюле его окружили».
– Иду туда, пробиваюсь плечом через кольцо. Действительно, стоит Павел Анатольевич. Сильно изменился. Вдруг он повернулся и посмотрел на меня. Я говорю: «Здравствуйте, Павел Анатольевич!» – «Здравствуйте! Узнаю, узнаю. Вы пришли к нам в 1951-м? И мы Вас сразу отправили – забыл, куда». Я говорю: «Точно, в Австрию!» – «А в опере были?» Я хотел было сказать, что опера тогда была разрушена. Но, видимо, он сам вспомнил, и ему стало неловко. Тут сын его Анатолий плечом толкает меня: «Не надо, чтобы он вспоминал»…
По счастью, Павел Анатольевич Судоплатов много что вспомнил и оставил нам и будущим поколениям свои воспоминания. А завершить свой рассказ мне бы хотелось строками из стихотворения Дениса Давыдова, знаменитого партизана и предшественника Судоплатова:

Умолкшие холмы, дол некогда кровавый!
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
И шум оружия, и сечи, и борьбу!
Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу
Попрали сильные. Счастливцы горделивы
Невольным пахарем влекут меня на нивы...

Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей
Умчался брани дым, не слышен стук мечей,
И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,
Завидую костям соратника иль друга.

(*) организация запрещенная в Российской Федерации

1.0x