За все надо платить.
Казалось бы истина вполне себе тривиальная. Тривиальнее может быть только другая: кто сколько девушку ужинает, тот столько ее и танцует.
То есть ничего не бывает "за так" и на чистой духовности. Можно много рассуждать о слабости и корыстолюбии людей и народов, но тем не менее таков непреложный закон политического бытия. Для того чтобы за тобой следовали и тебе внимали, нужны не просто вдохновляющие красивые слова, но и деньги, работа и забота, воплощаемая в конкретные дела и поступки. Ждать благодарности и вздыхать об утраченной духовности и бескорыстии ("мы для них столько сделали!") в наш рациональный и прагматичный век само по себе глупо и несовременно. Взывать исключительно к духовным порывам - либо глубокая наивность, либо манипуляция, за которой скрывается хрестоматийная, тонко подмеченная Салтыковым-Щедриным практика воровства.
Любое действие даже высокого духовного порядка, обращенное в плоскость политики и общественного развития требует реального и материального подкрепления. Мало обещать райскую жизнь, следует показать хотя бы ее кусочек, попробовать на вкус хоть тесто, хоть начинку, из которой она будет сделана.
Все эти тривиальные в общем-то мысли приходят в голову, при просмотре документального цикла "Преданная Россия", который идет по каналу "Звезда".
Собственно, уже заглавие вызывает недоумение. Почему преданная? Разве немцы, поляки, или болгары, о которых шла речь в первых сериях цикла, нам что-то обещали? Разве отдали они нам душу, или поступили в услужение на веки-вечные?
Оперировать человеческими категориями морали вроде чести и совести в отношениях политических, в делах межгосударственных следует с осторожностью. У каждого государства и каждого правительства есть обязанности в первую очередь перед своей страной и народом, а не перед сиюминутным союзником или покровителем.
Соображения собственного блага определяют близость к тому или иному политическому блоку, следование в кильватере той или иной сверхдержавы. Поэтому стенания разного рода по поводу предательства дружбы, исконных этнических связей, братства и всего такого мифологически-поэтического вызывают недоумение.
Для политика воистину "где тепло - там и Родина".
Можно, конечно, очень долго спорить по поводу верности такого прагматического подхода и его результативности в конечном итоге, но так есть и от этого никуда не денешься. Можно долго разглагольствовать о борьбе за правду и моральных обязательствах. Но принципами, как говорится не пообедаешь, и политики тех или иных стран решают прежде всего задачи прагматического характера.
Собственно, задачи такого же рода и решал в свое время СССР.
Трудно объяснить, откуда взялось у нас это перестроечное и не до конца выветренное представление о "России - щедрой душе", бездумно, из утопического коммунистического идеализма разбазаривавшего свои деньги на ветер. Этот миф о простофилях из ЦК, вполне был, кажется, поддержан и самовозведенным в достоинство почетным пастырем русского народа позднесоветской эпохи А. Солженицыным. Между тем, вопрос стоял просто, не в идеалистической плоскости, а в плоскости реалистической - оплаты за пресловутый "девушкин танец".
Это нынче нас кормят грошовой идеологией и чечевичной похлебкой из слов, а тогда, кажется, вполне здраво рассуждали о том, что крепость идеологии измеряется ее способностью быть поддержанной материальными аргументами, ее способностью быть привлекательной не только в чисто теоретическом, но и в практическом смысле.
Чистой любви в политике ждать трудно, привязанности эмоционального плана там нехарактерны, поэтому финансовое подкрепление и реальная практическая помощь, демонстрировавшие нашим соседям положительные стороны жизни вместе с СССР, обеспечивали, скажем так, конкурентоспособность нашей тогдашней идеологии и доминирование страны на международной арене.
Это была не щедрость, это была покупка. И стоит ли обижаться на то, что наши бывшие страны-союзники побежали к тому, кто предложил более радужные перспективы? Стоит ли удивляться нашему сегодняшнему международному одиночеству, сейчас, когда мы не можем предложить ни внятных слов, ни материального подтверждения этим словам?
Впрочем, то, что случилось в конце 80-х с казалось бы нерушимым блоком социалистических стран, неплохой показатель того, что покупки недостаточно и всякая покупка оборачивается лишь арендой, если финансовые вливания и практическая помощь не идет дальше и вглубь, если они не стимулируют концептуальных и фундаментальных изменений в политической, социальной и экономической системе.