Авторский блог Агамали Мамедов 13:58 4 июня 2019

Счастье - это когда... мы учимся

Сейчас во всех школах идет последний звонок! Детская радость Праздника перемежевывается с грустью расставания со школой и учителями. Девочки прочитают стихи: «Не смейте забывать учителей». Все вместе споют: «Школьные годы чудесные ». Все по плану, по хорошей (реально) традиции. А дальше? А помним ли потом мы их? Или «съемки закончены, все свободны».

Говорят, что мы все родом из детства. Первые образы и переживания надолго остаются с нами. И взрослая жизнь зачастую лишь осмысление того, что было в детстве. Конечно же оно (детство) было наполнено не только весельем и радостью. Был шок от осознания, что люди помирают. Непонятно было, почему же столь рациональный мир допускает это. Книги (а дом был их полон) объясняли все. И будущее казалось лишь реализацией того, что знали ученые. На глазах врачи исцеляли больных, инженеры постоянно что-то создавали или чинили. И вдруг такая невидаль, продлить жизнь(всего то?) до бесконечности. Хотя бы близким. Журналы все это обещали, а жизнь казалась несовершенным воплощением Знания. Вот все будут хорошо учиться, осознают безальтернативность (этого слова не знал, наверное) Науки, тогда и решим все проблемы.

Так мыслилось мне тогда. Наверное, большинству так мыслилось. Как же, ведь осваивали Космос, создавались невиданные доселе материалы. И люди делились для нас очень просто: фанаты науки и мещане. Как бы вернуть эту систему координат. А, оказалось, все сложнее, куда как сложнее. Все больше появлялось вещей из взрослой жизни, что по Шекспиру …и не снилось нашим мудрецам. И «Горациев» это не радовало. Оказывается, были люди, совсем рядом, причем я их практически всех знал, что сотрудничали с немцами в годы войны. И надо сказать неплохо жили.Никто им не мстил, почему то. Кроме мальчишек в виртуальных военных баталиях. Порядок в садах у них был образцовым. Наверное, прививка Орднунгом не прошла бесследно. Был недалеко «сажевый поселок», чьи обитатели отбывали «химию». Не мог понять, как же так? Кого же грабили они? Своих? Честно говоря, до сих пор не приемлю глубоких «психоаналитических» панегирик по этому поводу. А тогда рассуждал так – не голодают же, почему б не поработать.

Взрослый мир был воплощением справедливости, где труд и знание ценились превыше всего. Поступление детей в ВУЗ отмечалось широко, по-доброму. Новоиспеченным студентам соседи дарили рубашки, ручки, папки, а иногда просто 10 рублей. Считалось, что этот человек уж точно встал на рельсы. Только учись. И дороги для тебя открыты. Почти все. Но все бывает вдруг. И происходит в самый неподходящий, неожиданный (в прямом смысле) момент. Как то на пляже сыграли в футбол с детдомовскими. Играли они жестковато, но самозабвенно и весьма мастеровито. Конечно же потом совместный лимонад и коржики. И осознание (или озарение?). А почему этих детей бросили? Чем они провинились? Такие же как и все, красивые и бесхитростные. В чем же вина их? Конечно же, первая реакция, забрать всех домой к себе. Полемика дома завершилась компромиссом - приглашать их на выходные. И впервые взрослый мир повернулся (надолго, к сожалению) «обратной стороной Луны».

А книги молчали. Их толстые тома писали о многом, но не о несправедливости мироустройства. Они были немы. Потом были Достоевский, Андреев и Ибсен. Но это потом, нескоро. А пока «полный раздрай» (к счастью не окончательный) с миром книг. И попало это на 6-7 классы и как реакция появились нигилистские нотки, некое бунтарство. Как правило, демонстративное. Желание дерзить взрослым. Но в Баку так уж безнаказанно это не проходит. Старших здесь чтут до иррационального обожания. И отец (в который раз) увидев этот разрыв книжного и реального в детской голове, ввел меня в мир более серьезного осознания книг: разбора, препарирования текста, выстраивания схем и сценариев. И собственные попытки писать. Правда, не просто наивно, а примитивно. Но Свое собственное. Пошли рассказы, конспекты, дневники, подборы афоризм и анализ текста. Позже чуть к этому процессу примкнул классный руководитель Георгий Александрович. В нашей интерпретации Гёр Санч. Помимо того, что прекрасный математик (они с отцом на этой почве сдружились), он обладал уникальным качеством спокойного разъяснения. Он нами просто ЗАНИМАЛСЯ. Причем многим, от баскетбола и шахмат до танцев. Учил резать правильно сосиски (а вкуснее сосисок на железнодорожном вокзале в Баку с какао, горчицей и булочкой не было и нет), чистить ножом и вилкой яблоко. И для каждого придумывали они вдвоем Игру. Игру, что поведет ребенка в жизни. А самая сложная игра (игра ли?) была в нормы. Брали какую-то норму (моральную, как правило), например, трудолюбие или порядочность. И затем находились герои произведений и собственный (обязательно) рассказ о судьбе людей, следовавших этим нормам. Не было проблем с фактурой и фантазией по теме мужество. Книг про войну, как наиболее, яркое воплощение этого, было огромное количество. Тем более, что появился роман В. Кожевникова «Щит и меч» в серии «Роман-газета». Появились воспоминания полководцев (Жукова, Штеменко и др.) Самая большая сложность(непродолимая) возникла с понятием честности. Было грустно, что никто из героев, олицетворявших эту благую норму, не был счастлив и успешен. И стоит только говорить правду и только правду, как герой оказывался один, без друзей и богатства. Так и началось прощание (ментально) с детством.

И теперь меня пытаются убедить, что IT-технологии вытеснят учителей. Наверное, многое заменят. Сам сторонник внедрения новых технологий. И будет голограмма с внешностью Алена Делона и голосом С. Чонишвили и текст от самых сильных теоретиков. Но уловят ли они колебания души ребенка?? И впрямь, НЕ СМЕЙТЕ ЗАБЫВАТЬ УЧИТЕЛЕЙ!

1.0x