В Выставочном зале Союза Художников Подмосковья (м. «Пролетарская», Крутицкий вал, д. 3 , к. 1) 17 января, в самый канун Крещения Господня, открылась выставка прекрасного русского художника — живописца и графика Дмитрия Павловича Мощевитина (1894–1974), творческий потенциал которого стал раскрываться в динамичные, наполненные авангардом и удивительными экспериментами 20-е годы XX века.
Совершенно особое место в творчестве Мощевитина занимала книжная графика. Именно она и была представлена на экспозиции. А приурочена выставка к переизданию книги Оскара Уайльда «Баллада Редингской тюрьмы», с переводом и вступительным словом Валерия Брюсова. Книга проиллюстрирована прекрасными работами Мощевитина, которые были созданы в 1921-1922 годах в Новосибирске (тогда — Новониколаевске). Ещё не высохла кровь, пролитая на Гражданской войне, не зарубцевались тяжёлые переживания. Но жизнь не стояла на месте: неутомимый художник организовал красноармейскую студию, в ней же преподавал живопись и историю искусств.
Идея проиллюстрировать" Балладу" возникла у Мощевитина после выхода книги на русском языке в 1919 году. Дмитрию Павловичу максимально хотелось передать трагический пафос произведения в своих работах. Художник сделал это, но ещё ему удалось передать дух тех бурных и жёстких лет, в которые он сделал эти работы. Эпохи, лежащие между сегодняшним днём, и таким далёким, почти фантастическим прошлым, когда были созданы рисунки, делают особой эту книгу, привносят в неё некий мистический элемент сбывшегося ожидания, дают особый тонкий вкус и аромат, как у выдержанного вина.
Впрочем, графику лучше видеть, чем слышать. Приходите на выставку, радуйтесь, наслаждайтесь искусством Дмитрия Мощевитина, приобретайте «Балладу Редингской тюрьмы» с его иллюстрациями.
P.S.
Если бы не энергия и усилия благодарной дочери своего отца, Надежды Дмитриевны Мощевитиной, вряд ли книга увидела свет, и выставка не состоялась бы, посему хочется выразить признательность ей и всем людям, посодействовавшим реализации этого доброго дела.