Сообщество «Экономика» 00:00 13 февраля 2023

Сбор с «Ютьюба» – на поддержку российского контента

это около 500 млрд руб. в год

В течение прошлого года много раз поднимался вопрос о запрете «Ютьюба» по соображениям наличия оппозиционного, антироссийского контента. Однако решение принято не было из-за негативного социального эффекта от параллельного запрета нейтрального, развлекательного контента «Ютьюба». Значимыми также были неидеальность программных средств контроля трафика интернета и недостаточная раскрученность российских аналогов «Ютьюба». В начале этого года одно из действий нашего правительства было нацелено на увеличение доходов и прибыли крупных российских госкомпаний, в том числе в отрасли связи и интернета. Усиление западных санкций по нефтепродуктам и другим отраслям ещё раз заставляет задуматься об оптимальных решениях в этой сфере.

Наш асимметричный ответ может быть таким: введение целевого сбора с «Ютьюба» и других зарубежных платформ, который может дать бюджету до 500 млрд руб. в год. Эти деньги пойдут российским работникам сферы культуры и СМИ, а также на развитие отечественных видеоплатформ.

Ещё каких-то 25 лет назад мобильная связь была роскошью, как автомобиль в советские времена. Минута разговора стоила доллар, разговоры были короткими и редкими, а дешёвый и массовый мобильный интернет казался фантастикой. В месяц за мобильную связь можно было выложить до ста долларов при обычной зарплате в несколько сот долларов. Следует извиниться за неполиткорректное упоминание доллара, но в 1990-е годы в России именно так обстояло дело с тарифами на мобильную связь и зарплатами.

Теперь почти у каждого есть смартфон или компьютер со скоростным интернетом, а изрядная часть досуга тратится на просмотр видео. За домашний интернет с безлимитным объёмом трафика и с приличной скоростью достаточно выложить 500 руб. в месяц, и примерно столько же в 2022 году стоил безлимитный мобильный интернет.

В последние месяцы мобильные операторы подняли тарифы и установили ограничения на объём интернет-трафика. Но внушительные 35 Гб можно получить за 600 руб. либо докупив менее чем за 100 руб. дополнение на безлимитное видео. Даже при умеренной зарплате в 30 тыс. руб. в месяц такая плата за интернет незаметна в общих расходах.

Мобильные операторы уже много лет как научились разделять трафик и тарифы по происхождению контента. Например, может быть безлимит на конкретный перечень мессенджеров и социальных сетей, скажем на «ВКонтакте», «Одноклассники», WhatsApp, Viber, Snapchat, eMotion, «ТамТам», TikTok. Отдельно могут выделяться конкретные онлайн-кинотеатры, музыка, онлайн-книги. В тарифах отдельно выделяется трафик «Ютьюба», который у одного федерального оператора можно подключить за 150 руб. в месяц, у другого – за 415 руб. в месяц, у третьего – за 5 руб. в сутки, а у четвёртого – за пустячные 3 руб. в сутки, и всё это без лимита по объёму видео.

Доходы операторов связи почти полностью остаются этим операторам, а создатели видеоконтента получают очень небольшие авторские отчисления. Является ли просмотр ютьюб-роликов и мобильного видео в целом социальной услугой, за которую следует платить по минимуму, или за эту услугу можно брать гораздо больше денег? Должны ли отечественные культура, кинематограф, телевидение и СМИ зависеть только от рекламы и господдержки с мизерными отчислениями за авторские права?

Российские СМИ сообщали о доходах операторов связи за услуги интернета (со ссылкой на аналитику Высшей школы экономики) за 9 месяцев 2022 года. Так, доходы от услуг мобильной связи без учёта интернета составили 343 млрд руб. (457 млрд руб. с простой экстраполяцией на весь год), мобильный интернет принёс операторам 263 млрд руб. доходов (351 млрд руб. за год), фиксированный интернет – 180 млрд руб. (240 млрд руб. за год). То есть интернет в целом дал в 2022 году заработок в размере порядка 591 млрд руб. Трафик фиксированного доступа составлял порядка 65 эксабайт, а мобильного – 26 эксабайт за 9 месяцев. Доля видео в общем интернет-трафике была около 80%. По сообщению официального телеграм-канала Минцифры и по словам министра Максута Шадаева, доля «Ютьюба» в российском интернет-трафике составила 18%, TikTok – 10%, "ВКонтакте" – 10%, «Телеграма» – 6%, «Рутьюба» – 2%, заблокированный контент через VPN – 20%. То есть перекос трафика в пользу зарубежных платформ очевиден.

Следует отметить, что и плата традиционных телезрителей за антенну тоже идёт распространителю сигнала, а телеканалы живут за счёт рекламы и господдержки. В среднем в 2020 году в составе тарифов ЖКХ оплата телевизионной антенны составляла 213 руб. в месяц (более поздних данных в открытых источниках не найдено). В настоящее время «Ростелеком» предлагает услугу "Антенна" за 260 руб., которая позволяет смотреть 127 цифровых телеканалов. Более того, в федеральном бюджете есть субсидия распространителям телесигнала – около 30 млрд руб. в год (в среднем за последние несколько лет и по разным каналам).

«Газпром-Медиа», управляющий девятью эфирными телеканалами (НТВ, ТНТ, ТВ-3, «Матч ТВ» и другие), отчитывался о выручке 121 млрд руб. за 2021 год, из которых 91 млрд руб. принесла реклама, остальное – продажа прав и иные доходы. ВГТРК показала выручку 30 млрд руб. за 2021 год, Первый канал – 28 млрд руб. Размеры убытков и бюджетных субсидий у этих двух медиа в последние годы были около 24 и 6 млрд руб. Суммарно эти три основных телехолдинга заработали 179 млрд руб. выручки за год плюс другие существенно менее состоятельные каналы. В федеральном бюджете на 2022 год на телевидение и радиовещание было выделено 88 млрд руб.

Американский «Ютьюб» захватил российский рынок в том числе из-за того, что платил хорошие деньги создателям наиболее популярных каналов, которые поэтому и стремились работать именно через «Ютьюб». Доходы от проката голливудских блокбастеров примерно пополам делятся между прокатчиками и правообладателями, и внушительные доходы студий позволяют снимать дорогое и эффектное кино.

Британская «Би-би-си» в значительной части финансируется за счёт платы домохозяйств, которая принесла этому медиагиганту 3,8 млрд фунтов в 2022 году при коммерческих доходах в 1,7 млрд фунтов. В пересчёте на рубли по среднему курсу 85 рублей за фунт получается, что зрители напрямую заплатили за год только «Би-би-си» 323 млрд руб. Этих денег хватает не только для удовлетворения потребностей британских зрителей, но и для перевода контента на сотню иностранных языков, включая русский.

Британская семья в 2022 году заплатила фиксированные 159 фунтов за год (13,5 тыс. руб.) или 13,25 фунтов за месяц (1,1 тыс. руб.) так называемой лицензионной платы. Такая плата взимается независимо от устройства просмотра видео, будь то телевизор, настольный компьютер, ноутбук, мобильный телефон, планшет, игровая приставка или проигрыватель DVD. Для работы всех этих устройств через домашний интернет достаточно одной лицензии, но за пределами дома при просмотре со смартфона или планшета нужна дополнительная лицензия. Отдельно тарифицируется трафик «Ютьюба», VPN не позволяет манипулировать происхождением трафика и его оплатой. Небогатые британцы от 74 лет и старше освобождены от платы за просмотр телепередач, плата существенно меньше для социального жилья.

Экономика России по ВВП по паритету покупательной способности больше британской: эквивалент 4,65 и 3,78 трлн долл. в 2022 году. Хотя по номинальному ВВП размеры экономик выглядят наоборот: эквивалент 2,13 и 3,2 трлн долл. Курс рубля по паритету покупательной способности мог бы быть 23 рубля за доллар при номинальном курсе 67,46 в среднем за 2022 год. Курс фунта по паритету покупательной способности мог бы быть 1,44 доллара за фунт, а номинальный курс был 1,24 доллара за фунт в среднем в 2022 году. Пересчёт по паритету покупательной способности даёт уровень цен в России в 2,5 раза ниже британских, а российскую экономику – в 1,2 раза больше из-за внушительной разницы в численности населения. То есть российский аналог лицензионных доходов «Би-би-си» должен быть порядка 388 млрд руб., а в расчёте на семью или мобильное устройство – 450 руб. в месяц. Следует ещё раз подчеркнуть, что это плата не распространителю телесигнала, фиксированного или мобильного интернета, а именно производителю контента и одновременно вещателю (вторая буква в аббревиатуре BBC означает broadcast – вещание).

Всего в России насчитывается 146 млн абонентов мобильной связи и 34 млн абонентов фиксированного доступа к интернету (суммарно 180 млн абонентов). Часть абонентов имеет больше одного устройства, некоторая часть не смотрит видео, часть может начать экономить. Учитывая это, предположим сборы в размере 450 руб. в месяц со 100 млн абонентов, и тогда речь пойдёт примерно о 500 млрд руб. в год. В федеральном бюджете на 2023 год на культуру выделяется 204 млрд руб., на СМИ – 118 млрд руб. То есть за счёт предлагаемого сбора можно с лихвой профинансировать все эти расходы, а также значительную часть расходов на цифровизацию.

Рассмотрим в связке тарифы операторов интернета, господство «Ютьюба» и других иностранных платформ, российские телевидение и культуру. Является ли фиксированный или мобильный интернет в части видеотрафика социальной услугой с минимальными тарифами? Целесообразно ли продолжать перегружать ключевые федеральные телеканалы рекламой и так постепенно сокращать аудиторию? Должны ли многочисленные рядовые работники культуры получать небольшие зарплаты в основном за счёт бюджета?

Если посмотреть с позиций молодого фаната «Ютьюба» или TikTok, то повышать тарифы на интернет точно не надо, а надо продолжать "залипать" в смартфоне или домашнем компе вместо учёбы или спорта. Даже для взрослых пользование смартфонами всё чаще превращается в болезнь, когда в общественном транспорте подавляющее большинство пялится в смартфоны, по каждому пустяку лезет туда за информацией или псевдообщением. Попытка прожить без мобильного телефона и интернета хотя бы неделю или месяц будет означать форменную ломку для многих молодых и даже зрелых людей.

Когда-то пиво продавали на розлив на улицах, как квас или газировку, и получили массовый алкоголизм. Пришлось вводить ограничения на продажу хотя бы для подростков. Сколько ещё должно пройти десятилетий и поколений, чтобы понять массовый вред для умственного развития, производительности труда и уровня жизни от "залипания" в смартфонах?

Нисколько не станет социальной проблемой, если к тарифу оператора мобильной или фиксированной связи в размере 500–600 рублей в месяц добавить аналогичную по размеру фиксированную плату в пользу российских телеканалов и учреждений культуры. При средней зарплате в России около 60 тыс. руб. и даже массово-умеренной зарплате в 30 тыс. руб. платить за интернет 1000 рублей вместо нынешних 500 будет вполне по силам.

Коли «Ютьюб», другие западные видеоплатформы и VPN являются для нас политической и культурной проблемой, то начать следует с введения фиксированной платы именно за их использование. Есть у одного из четырёх крупнейших операторов связи тариф 415 руб. в месяц за безлимитный «Ютьюб» – настоятельно рекомендовать правительственным постановлением другим операторам мобильной и фиксированной связи установить такие же минимальные тарифы. Будут негласно сопротивляться – влиять на них через разрешения на сделки с акциями или выпуск облигаций, через аренду мест под вышки связи или подключение к ним электричества. «Ростелеком» может установить такой специальный тариф просто на основе правительственной директивы и решения представителей правительства в совете директоров. Собирать деньги можно через специальную лицензионную плату (как в Британии или как в 1990-е годы было разрешение на мобильный телефон), ввести которую можно оперативно за месяц постановлением правительства по аналогии с уточнением состава и тарифов услуг ЖКХ. Главное – использовать собираемые таким образом деньги с участием Министерства культуры, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, чтобы внушительные сборы шли целевым образом на создание российского контента, поддержку российской культуры, на импортозамещение оборудования связи вплоть до программ льготной ипотеки и сниженной ставки социальных взносов для айтишников. Как уже говорилось выше, речь идёт о потенциальных сборах в масштабе около 500 млрд руб. в год, что значимо больше бюджетного финансирования указанных направлений.

Автор – доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета

1.0x