Авторский блог Ольга Шахова 23:32 1 мая 2017

Сантехнический натюрморт и Фауст

Немного мистики. Аллюзии на тему картины Сергея Животкова.
17

Сергей, ваша картина всколыхнула воспоминание о прекрасной постановке оперы "Фауст" в нашем Академическом театре оперы и балета, на которой мне посчастливилось побывать.
Представьте - открылся занавес и взору открылось нечто, напоминающее вашу картину - переплетение труб. На больничной каталке лежит старенький Фауст и страдает об ушедшей молодости:

Проклинаю я все надежды!
Вас, мечты мои и жажду знанья!
Огонь любви, сердечный жар!
Проклинаю я жизнь, веру и все науки!
Проклинаю я честь!
Своё терпенье проклинаю!
Ко мне, злой дух! Ко мне!

А в переплетении этой сантехнической конструкции возникают помыслы - юные обнаженные красотки и проч.
Я замерла в каком-то удивлении и восторге. Это же закоулки человеческой души, скорее всего по замыслу сценографа, конкретно Фаустовской. Но для меня - это была просто человеческая душа, с ее омутами, со спрятанными в них сокровенными желаниями, грехами, и каким-то метафизическим ужасом и мраком.

Больше всего меня поразило цветовое решение: пепельно-серое и алое. Расскажу почему.

Когда-то в раннем детстве, даже не помню сколько мне было лет, мне приснился сон, наполнивший меня каким-то первобытным ужасом, который я помню всю жизнь. Мне приснилась унылая странная местность. Земля в виде какой-то пепельно-серой корявой хрупкаой корочки, под которой колыхалась жуткая темная жидкость, какой-то омут, источавший ужас. А на этой серой корочке росло несколько алых или коралловых, ягодок на тонких коротеньких стебельках.
И все, но больше я такого ужаса никогда не испытывала.

Я всегда помнила этот сон и размышляла - зачем ребенку это было показано. Со временем я поняла, что это был сон-предупреждение, показавший, мрак души и ужас, ожидающий такую душу. Поэтому меня так ошеломили эти лабиринты труб в таком спектакле с чертовщиной.

Я всю эту длиннющую оперу как завороженная просидела, как будто целую жизнь прожила. Надо сказать весь спектакль был решен именно в этих цветах. Персонажи были в костюмах разных эпох, что создавало впечатление вневременного вечного пути души. Вышла я потрясенная - почему цвета моего детского сна? Неужели у художника были на то основания?
Потом с удивлением прочла у Блока «К Музе»: «Тот неяркий, пурпурово-серый и когда-то мной виденный круг». «ты в алом сумраке, ликуя. . . » (алый сумрак встречается несколько раз). А пурпурово-серый — это не грязный, а все тот же красный, трагический цвет, это костер и тлеющие до поры угли под пеплом: «Пеплом подернутый бурный костер. . . » . Этот же оттенок и в стихотворении «Сквозь серый дым. . . »:

О чем в сей мгле безумной, красно-серой...

Если учесть, что Блока одолевала какая-то темная сила, то мне думается, безумная красно-серая мгла неспроста появилась в его творчестве.

Вот такая мистика! Так что, Сергей, когда Вы упамянули дьявола, Остапа понесло. Уж простите за недержание ассоциаций.
А потом мне в инете попался отзыв на этот спектакль, так там эти конструкции сравнили с трубами нефтепровода - это когда мировоззрение не отягощено религиозной мистикой :)). Так, наверное, и вашу картину надо воспринимать, но почему-то она оживила эти старые воспоминания.

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение


P.S. Больше этой оперы в репертуаре нет, новый директор театра Кехман далек от мистики - предмет его гордости новые туалеты в НОВАТе (так он пытается называть наш любимый Оперный театр). Вот такой натюрморт. Без сантехники никуда!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
2 мая 2017 в 06:03

Ольга! Позволю себе поделиться своими ФАНТАЗИЯМИ после того как я с УДОВОЛЬСТВИЕМ ознакомился с вашими реминисценциями: серый - смесь белого и черного, красный - низкая частота, начало спектра, Вы посетили Ад, если бы пошли дальше, то попали бы в пустынную холмистую долину, где тяжело идти, дышать, где гул, еще больший страх и где неорганика действительно может Вас в буквальном смысле съесть. Провидчески Вам была дана такая возможность увидеть это, возможно в следствии того что из Вас мог бы получиться хороший ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ или СВЯЩЕННИК. Спасибо.

С уважением, ТТ.

2 мая 2017 в 06:40

Тимур, да я поняла, что мне было показано - просто не решилась все назвать своими именами.
Я думаю это было предупреждение, которое Господь дал мне вначале жизненного пути. Поэтому мой путь - верить Богу, идти за ним, дабы избежать Ада, очистить всё, скрытое под темною водой, все омуты. Это неимоверно трудно, иногда мне кажется, что это невозможно. Только вера помогает снова и снова подниматься, после очередного предкновения, которыми Господь показывает какая я есть на самом деле - единственный способ победить гордость - источник всех бед человеческих.
Спасибо за понимание.
С уважением, ОШ.

2 мая 2017 в 07:28

Конечно,Ольга,вы увидели в работе моего отца то,что,может быть,он сам для себя и не очень точно формулировал. И видимо эту оперу вы прочли именно так,как она поставлена,хотя отзывы о ней неоднозначные,как и обо всём,что происходит в этом театре.

2 мая 2017 в 08:03

Сергей, шкандаль вышел с постановкой оперы "Тангейзер", когда поднялась православная общественность против глумления над чувствами верующих. Все это привело к смене дирекции.
Пришел скандально-известный Кехман, вот теперь в нашем театре, действительно, не все ладно: как водится был сделан пошлейший ремонт, теперь бохато, как в борделе; репертуар потерял прекрасные спектакли, билеты подорожали. А главное Академическому театру оперы и балета Кехманом навязывается какая-то кличка НОВАТ, усиленно рекламируются "спектакли в НОВАТЕ", на слух это воспринимается, как на вате. Вот такой ватный и плюшевый театр стал.
Помните, Адаму была дана власть всему давать имена, это указывало его превосходство над тварным миром - только хозяин может давать имена. Вот такой хозяин появился и у нас, сразу замахнулся на смену имени.
Общественность, конечно, возмущается, но ...
Так что получилось классически: хотели как лучше, а получилось как всегда!
Князь мира сего пока торжествует и без "Сатана там правит бал"!
Люди гибнут за металл...

А я думала это ваша картина. Так Вы здесь выставляете отцовские работы?

2 мая 2017 в 08:16

Я и свои немножко и отца. Я подписал,что это его работа.
А на фотографию Кехмана я посмотрел с большим интересом. В этой физиономии собралось всё самое поганое,что сегодня есть в России. Не удивлюсь,если он Министром Культуры станет,а может быть и президентом. )

2 мая 2017 в 08:19

Свят!Свят!Свят! Не дай Бог!

2 мая 2017 в 09:18

История создания "Сантехнического натюрморта" очень проста,я её знаю,мне отец рассказывал : перед отопительным сезоном ремонтники расковыряли в земле нишу,где были жуткие трубы с горячей и холодной водой и на тёплой трубе кошка родила котят.
Он вечером выносил мусор и увидел это. Очень,говорил,запомнился взгляд кошки. Сложно написать животное с портретной характеристикой,а в его работе это передано,посмотрите.

2 мая 2017 в 09:39

Подвальные животные имеют этот неповторимый взгляд, напрямую устремленный в душу. Это передать вашему отцу удалось.
У нас полтора года назад появился такой замерзающий в подвале щенок, взяли себе - невозможно было противиться его взгляду. Теперь вырос добрейший, красивый, умный пес (почти овчарка:)), Федя зовут.

2 мая 2017 в 13:01

Коммунисты не любили абстракционистов за их разрыв с реальностью, за шаманизм, за пифийское оракульство, за гадания жрецов абстракционизма по внутренностям человеческой нервной системы, поиск в абстракциях расстроенного головного мозга, забывшегося во сне или в отвлечённых фантазиях каких-то высоких смыслов. Коммунисты претворяли свои фантазии и мечты в реальность. Абстракционисты свои мечты и фантазии лелеют, смакуют, обожествляют, но превращать их в реальность не стремятся, испытывая удовольствие от копания вних, ища в этом хаосе сознания исчезающие смыслы. Более практичные в этой мутной водице ловят золотых рыбок или способов манипуляции сознанием простодушных людей, делая некоторых фанатиками абстракций, готовых ради абстракции порвать с реальности и, даже, порвать с жизнью своей и жизнью тех на кого укажут жрецы абстракционизма.

2 мая 2017 в 20:02

Мистика является ядром или как бы сердцем религии. Без мистики религия распадается: догматика становится философией, нравственность (заповеди) - нормами общественной морали, а богослужение – эстетикой; вне мистики Церковь представляет собой социально-исторический институт.
Мистика представляет собой опыт вечности, ощущения высшей реальности, чувство того, что есть таинственное Существо, Которое стоит над текучим потоком времени, за пределами материального мира и, в тоже время, проникает в эту материальность и высветляет ее.

Человек, потерявший или деформировавший свое мистическое чувство, сводит религию к шарлатанству, и поэтому никак не может понять, какая разница между Православием, католицизмом и протестантизмом, шаманизмом, оккультизмом и язычеством.
Если человеку все предметы кажутся окрашенными в один цвет, то это говорит не о широте взгляда, не о зоркости глаз, а о болезни зрения. Если человек заявил бы, что между философскими системами нет разницы, а что все они совпадают в главном, то его назвали бы невеждой, незнакомым с различными философскими постулатами.
Но зачем такому человеку многообразие постулатов, борясь с хаосом сознания и фантазией, он добился практического вакуума, он сузил свою картину мира до одного постулата, сделав его своим идолом, который намертво пригвоздил его гвоздем реализма к материи.
Какое счастье, что мир состоит не только из верующих в коммунизм!
Счастье, что есть гении, способные воспарить духом и дерзновенно пытаться проникнуть в тайны мироздания, озаряя наш мир своими божественными откровениями.
Не будь их, мы бы не услышали музыки Баха, Моцарта, Верди, Гуно, Рахманинова и Чайковского. Не увидели бы творений Рафаэля и Андрея Рублева. Куцым был бы мир без Пушкина, Лермонтова, Гете, Достоевского, Булгакова и многих-многих гигантов духа.

2 мая 2017 в 20:22

Ольга Шахова
Сегодня в 06:40
единственный способ победить гордость - источник всех бед человеческих.
__________________________

Я вот тут подбираю видеоряд к празднику, и обнаруживаю что стержневым моментом в клипах является как раз таки ГОРДОСТЬ, поэтому хочу поделиться с Вами, Ольга, своими рассуждениями: гордость - ПЕРЕЖИВАНИЕ чувства собственного достоинства она может быть обращена к ПОЧВЕ И КРОВИ, связана с ощущением искры Божьей в тебе и подвигает человека защищать это достоинство в себе и окружающих, поэтому она как ни странно несет смирение, отсутствие шума, показухи, а в следствии не требующей доказательства силы, я бы даже сказал могущества связанного единением с Сущим, короля узнают даже в лохмотьях. А вот ГОРДЫНЯ это болезненная, я бы даже сказал греховная трансформация гордости, крайний вариант - МАНИЯ ВЕЛИЧИЯ, или можно сказать одержимость. Вот такие мысли в голову приходят, возможно когда Вы ознакомитесь с моим видеорядом к празднику мне удастся в большей степени прояснить свои рассуждения.

С уважением, ТТ.

3 мая 2017 в 07:42

Тимур, мне думается, что гордость и гордыня - это все-таки одного поля ягоды. Разница в градации. Гордыня это уже предельное развитие самолюбия - зародыша, с которым мы все приходим в этот мир. Промежуточных этапов много: эгоизм, тщеславие, самомнение и ...
Гордость все же предполагает ощущение превосходства над другими.
А вот достоинство - это совсем другая ягода. Осознание себя любимым творением Господа, накладывает и определенные правила, не позволяющие пачкать Образ, по которому мы созданы. Это же чувство не дает права заноситься над ближним, ведь он же тоже носитель Образа. Достоинство - это уважительное отношение к себе и другим.
С уважением, ОШ.

3 мая 2017 в 01:42

Мистика отражена в художественной абстракции в виде Чёрного Квадрата Малевича. Вглядываясь в этот квадрат зритель может вообразить себе любой образ. Вглядываясь в чёрный мрак мистики люди населили это воображаемое пространство всякими ужасами, чертями, лешими и прочими пугалками, но, для равновесия, чтобы несильно испугаться, туда-же поселили и образы добра, которые должны победить мистический ужас и внушить мистическую любовь. Игра разума, игра воображения, сплошная химия, стремление получить удовольствие. Получение удовольствия, это главная движущая сила всяких начинаний человека. Человек получает удовольствие и от преодоления страха мистического ужаса и от чувства любви и благодарности к мистическому богу, который спасает от ужаса злых мистических сил, мистики смерти. Но всё это чёрный квадрат, обманка, такая-же как обман нервной системы возбуждением с помощью химических наркотических веществ. Некоторые деятели искусств, которым не удавалось возбудить своё воображение мистикой использовали химические возбудители. Что касается художников Возрождения, то для них сильным возбудителем был папский гонорар, а, кроме того, стремление выразить свой талант, конкуренция, тщеславие. Сюжеты им, как правило, определял заказчик, так что, в основном, это были библейские сюжеты. В мистичности римских Пап я сильно сомневаюсь, уж очень они были деловые ребята, дельцы от мистики. Не был мистиком и Пушкин – его талант был настолько мощным, что ему не требовалось возбуждаться чёрным квадратом, из него просто рвалось наружу. Если бы чёрный квадрат мистики был только средством доставления удовольствия, так и слава бы богу – чем больше удовольствий, тем лучше. Но жрецы мистического абстракционизма заявляют претензии своего чёрного квадрата на создание Вселенной, создание человека, на управление всем и всеми. Это уж чересчур, какое-то нахальство, наглая ложь. Эта ложь скрещивается с политической ложью и получается вселенская ложь и из-за этой лжи пролились реки крови. Страшновастенькая получается мистика. Недостойно всё это человека разумного. Но, как говорится – по разуму и достойная шапка.

3 мая 2017 в 07:15

Пушкин верил в Бога, и эта вера без мистики невозможна по определению, это его главное отличие от Малевича, который в Бога не верил. Его черный квадрат, повешенный на месте православных икон - это отрицание Бога и всего святого, это пустота, черная дыра безверия, поэтому он по мироощущению как раз очень близок Вам, уважаемый Виктор Гончар.
Не надо все красить черной краской своего безверия, не делая различия между православным мистицизмом и оккультным, между светом и тьмой. Вы все свалили в кучу: католиков, пифий, гонорары, игры разума и воображения, шаманов, химию, и даже квадраты, увенчав все это абстракционизмом.
Наверное, Вам удобно укрываться за этой кучей и изобретать все новые и новые обвинения, одно нелепее другого.
Надеюсь, наш диспут исчерпан, спасибо за внимание.

3 мая 2017 в 13:46

Уважаемая, Ольга. Извините, что мои комментарии не доставили вам удовольствие, но я диспутирую не с вами, а с религиозным мировоззрением, которое считаю вредным для развития человека и общества и приводящему к раздорам и кровопролитию, в связи с фанатизмом мистической веры. В какого бога верил Пушкин, каков был образ этого бога, который ему внушали старшие товарищи с детских лет сказать трудно, так как у каждого человека в голове свои индивидуальные образы, но его воображение было гораздо ярче и шире, чем воображение тех древних еврейских религиозных писателей-политтехнологов, которые придумали внушаемый ему образ бога. Мой образ, который вы создали не имеет ничего общего с с реальностью – я за честность в отношениях, если фантазируете, то говорите, что это фантазия, если выдвигаете гипотезу создания материального мира, то доказывайте её, а если отказываетесь доказывать её, то это шулерство, обман. А фантазировать и воображать необходимо и обязательно – это порождает искусство, культуру, доставляет удовольствие, порождает научные гипотезы из которых возникает наука и научные проекты. Увы, общественно-политические гипотезы, пока, доказываются мордобоем, но скоро наука предложит моделировать и доказывать состоятельность этих гипотез на суперкомпьютерах и тогда мордобоя станет меньше. Ещё раз извините, диспутирую не с вами, с религией. С уважением, Гончар.

1.0x