Авторский блог Егор Казанцев 12:29 26 марта 2014

Санкции на поражение

В своем стремлении “отомстить и наказать” США нарушили одно важное, неформальное правило. В свой черный список они включили не политиков и не военных, а бизнесменов.

Несмотря на то, что эффект от введенных США и Европой санкций уже нанес урон российскому бизнесу, настоящее экономическое противостояние только начинается.

На этой неделе США введут новые санкции против российских и украинских чиновников, бизнесменов и военных. Это уже третий этап санкционирования, и каждый раз санкции охватывают все более широкий круг лиц. Первый этап начался 6 марта, когда Европейский Союз заморозил активы 18 должностных лиц за якобы растраченные государственные средства Украины. В тот же день Обама сделал распоряжение о том, чтобы и американское казначейство подготовило свой список – это произошло как раз на прошлой неделе. США официально заявило о том, что готово заблокировать активы 11 человек, ЕС одновременно расширил свой лист на 21 имя.

Формально санкции затрагивают лишь личные активы и ограничивают возможность посещения стран Европы и США. Что в этом плохого? В принципе, большинство жителей России эти санкции могут поддержать. Ну зачем российским чиновникам и военным иметь активы во Франции или в Майами? А если уж они и хотят отправиться на море, то почему бы им не поехать в Крым вместо побережья Италии или посмотреть Кижи вместо шопинга в Нью-Йорке?

Однако все не так просто. В реальности влияние санкций гораздо более существенное. В своем стремлении “отомстить и наказать” США нарушили одно важное, неформальное правило. В свой черный список они включили не политиков и не военных, а бизнесменов. Они затронули ближайший круг Владимира Путина, намереваясь тем самым уязвить его и, возможно, затронуть его личные активы. Как все мы знаем, в список США вошли Геннадий Тимченко (владелец “Новатек”, “Сибур”, в прошлом Gunvor), Владимир Якунин (топ-менеджерРЖД), братья Роттенберги и владелец банка “Россия” Юрий Ковальчук.
Что и говорить, это был неосторожный ход со стороны Обамы. Опрометчивый ход. Ведь таким образом США дали понять всему миру, что из сферы политического, юридического противостояния их страна объявила о начале экономической войны.

Дело в том, что если человек попадает в список неугодных, то не только он лишается возможности въезда на территорию США, под риск попадают не только его личные активы (дома, яхты,машины и прочее), но и бизнес. Те компании, в которых данный человек владеет контрольным пакетом акций или занимает руководящую должность, фактически лишаются возможности заниматься международным бизнесом. Банки принимают решения их не кредитовать, другие контр-агенты могут перестать закупать продукцию или поставлять свои товары. Другими словами, американский список делает из нормальной компании бизнес-изгоя, с которым не хотят и бояться работать во всем мире.

И вот США пошли на это. При этом основное противостояние России и Запада сводится именно к тому, как отреагировать на санкции, как постараться для России минимизировать их негативные последствия. Тем не менее, не стоит забывать, что это лишь один из инструментов экономического давления. Если США уже вступили на тропу войны, то они начнут атаковать на нескольких фронтах (а далее будут затронуты нефтегазовый и финансовый сектора).

Тот факт, что США способны влиять на мировые цены на рынке нефти, стал понятен две недели назад, когда американцы решили начать продажу на рынке своих нефтяных резервов. За один день на Нью-Йоркской товарной бирже цены упали до $97,76 за баррель, было продано около 5 млн. баррелей. Легендарный финансист Джордж Сорос назвал это самой “жесткой” из возможных санкций, ведь российский бюджет может стать дефицитным, если цены на нефть опустятся на $25-30 с нынешних 100.

Второй инструмент, который могут использовать США, это санкции по отношению к финансовому сектору. В России уже прочувствовали, что значит блокирование платежных карт Visa и Mastercard. Распространение санкций для финансового сектора может иметь еще более глубокие последствия, это и замораживание счетов за рубежом, ограничение экспортно-импортных операций, запрет на сделки с валютой.

Готова ли Россия к подобному конфликту? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет, но меры предпринимаются…

1.0x