Авторский блог Василий Шахов 17:27 29 июня 2017

Санино и Саларьево:московские тайны-4

Дистанционная лекция Московско-Троицкого университета Знаний (МТОДУЗ) В.В.Шахова

Василий Ш а х о в

САНИНО И САЛАРЬЕВО: МОСКОВСКИЕ ТАЙНЫ – 4

………………………………………………………………………………..

В предшествующих очерках и эссе говорилось о планах возведения на территории Большой Москвы, Новой Москвы двух вокзалов. В орбите строительства и освоения значительных пространств оказываются места, связанные с событиями духовно-эстетическими, цивилизационно-нравственными, исторически весомыми. Страноведение, регионоведение, краеведение аккумулировали факты, деяния, биографии, события евразийского и всемирно-исторического значения.

Дистанционный цикл очерков и эссе даёт возможность как бы совершить увлекательные просветительско-туристические «заочные экскурсии», которые позволят глубже познать «земли родной минувшую судьбу»…

………………………………………………………………………………………….

МОСКВА-САНИНО: «потревоженные тени»

далёкого-близкого

Один лишь день палящего июля:
тридцать шестой,
зажатый страхом год.
Но вот – заклятья Вечности коснулись
багряной арки Пятницких ворот;
и особняк с изысканным фронтоном
не памятником стал, а просто фоном.
Всего лишь час в кремле, в его ограде!
Но этот миг, прошедший сквозь века,
заговорит «Сожжённою тетрадью»
и отзовётся трауром «Венка»…
Так встретились: наш Город,
славой полный,
и тайной облечённый – человек…
Но этот летний день –
Коломна помнит,

слагая строки в каменный ковчег.

Анна Ахматова, 16 июля 1936 года.

Энциклопедическая справка:

Са́нинодеревня в Непецинском сельском поселении Коломенского района Московской области России. Население — 227 чел. (2010). Расположена в северо-восточной части района на левом берегу реки Северка. К западу от деревни проходит автодорога М5 «Урал». Автобусное сообщение с Коломной.

Предприятия: АЗС, производство чулочно-носочных изделий, минеральной воды, Неподалеку от деревни планируется построить Нефтеперерабатывающий завод.

Населённые пункты сельского поселения Непецинское

Административный центр — село Непецино

сёла: Пруссы Шеметово Шкинь посёлки: Возрождение Индустрия Осёнка посёлок станции Непецино

деревни: Андреевка Борисово Горностаево Городище-Юшково Куземкино Лыково Настасьино Новое Речки Санино • Семёновское

1.


АННА АХМАТОВА В КОЛОМЕНСКОЙ МОСКОВИИ

Пора, пора к берёзам и грибам,

К широкой осени московской.

Там всё теперь сияет, всё в росе,

И небо забирается высоко…

Анна А х м а т о в а.

«Три стихотворения». 1944-1950.

…Есть на Коломенском Арбате дом Луковниковых. Ахматова провела под Коломной три сезона - в 1936, 1953 и 1956 годах. Анна Андреевна гостила на даче у своих друзей Шервинских в Старках (с. Черкизово Коломенского района). В Коломне Ахматова также побывала. Как свидетельствуют источники, 16 июля 1936 года она пыталась отыскать дом Бориса Пильняка. Личное знакомство и первые встречи Б. Пильняка и А. Ахматовой относятся к 1924 году.

Б. Пильняк – талантливый прозаик. В 1918-ом выходит его первая книга — «С последним пароходом». Председатель Всероссийского союза писателей. Романы «Голый год» (1922), «Машины и волки» (1925), «Волга впадает в Каспийское море» (1930), «О’кей! Американский роман» (1931), «Соляной амбар» (1937).

. По воспоминаниям Лидии Чуковской, Пильняк хотел жениться на Анне Андреевне, делал ей официальное предложение. В 1925 году Пильняк и Ахматова совершили путешествие из Ленинграда в Москву на автомобиле. Через одиннадцать лет Анна Ахматова приехала в Коломну в сопровождении друзей - Сергея Шервинского и фотографа-искусствоведа Льва Горнунга - чтобы увидеть город Пильняка. Мемуаристы свидетельствуют: они долго гуляли по Коломне, осматривали кремль, хотя дом самого писателя не нашли. Но остались памятные фотоснимки: Вот Анна Андреевна Ахматова отдыхает на скамейке на улице Арбатской, вот она позирует на фоне Пятницких ворот, вот сидит на земле у дома Луковникова. Заметим кстати, что последний сюжет запёчатлён на памятной доске, укреплённой на этом доме. Выразительна фотография у другого дома, где Анна Андреевна присела отдохнуть.

Исследователи установили, что поэтесса по коломенским впечатлениям создала двадцать стихотворений.

«Вспоминают м о с к о в с к у ю Русь» («Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»). «И известность моя не хуже, - От М о с к в ы по парижскую рвань…» («Ты прохладой меня не мучай…»). «Так принимай, М о –

с к в а, отчаянное хулиганство. Посмотрим – Кто кого возьмёт…» («Мой путь»).

«Третий Зачатьевский» (1940) Анны Ахматовой: -

«Переулочек, переул…// Горло петелькой затянул. //Тянет свежесть с Москва-реки, //В окнах теплятся огоньки.// Как по левой руке – пустырь,// А по правой руке – монастырь,// А напротив – высокий клен //Ночью слушает долгий сон. //Покосился гнилой фонарь –// С колокольни идет звонарь…// Мне бы тот найти образок, //Оттого что мой близок срок.// Мне бы снова мой черный платок…»

«И весеннего аэродрома

Шелестит под ногой трава.

Дома, дома – ужели дома!

Как всё ново и как знакомо,

И такая в сердце истома,

Сладко кружится голова…

В свежем грохоте майского грома – Победительница Москва!

(май 1944).

Ахматовские «Стансы» (апрель 1940. Москва):

«Стрелецкая душа. Замоскворечье… Ночь.// Как крестный ход идут часы// Страстной Недели… Я вижу страшный сон. Неужто в самом деле// Никто, никто, никто не может мне помочь.// В Кремле не надо жить – Преображенец прав,// Там зверства древнего еще кишат микробы;// Бориса дикий страх и всех Иванов злобы, //И самозванца спесь взамен народных прав».

«Таинственной невстречи //Пустынны торжества,// Несказанные речи,// Безмолвные слова. //Нескрещенные взгляды //Не знают, где им лечь.// И только слезы рады, //Что можно долго течь. //Шиповник Подмосковья, //Увы! При чем-то тут… //И это всё любовью //Бессмертной назову» ( «Первая песенка», 1936).

Ахматовское стихотворение «Сон» (14 апреля 1936. Под Коломной») с эпиграфом из А. Блока «Сладко ли видеть неземные сны?». Подмосковная осень. ( «И в осени, что подошла вплотную И вдруг, раздумав, спряталась опять…»). Стихотворение «Не стращай меня грозной судьбой…» (помета: 15 октября 1959. Ярославское шоссе). Изящная ироничность («Чтоб ты слышать без трепета мог Воронья подмосковные сплетни»).

В помеченном - «осень 1935. Москва» «Вступле-нии» поэтесса исповедально-автобиографично воск-решает настроение былого: «…И короткую песню разлуки // Паровозные пели гудки, //Звезды смерти стояли над нами,// И безвинная корчилась Русь //Под кровавыми сапогами //И под шинами черных Марусь…». «Уводили тебя на рассвете,// За тобой, как на выносе, шла, //В темной горнице плакали дети//, У божницы свеча оплыла. //На губах твоих холод иконки, //Смертный пот на челе… //Не забыть! Буду я, как стрелецкие женки,// Под кремлевскими башнями выть».

«Трилистник Московский» (1961-1963): «Услышишь гром и вспомнишь обо мне,// Подумаешь: она грозы желала…// Полоска неба будет твердо-алой,// А сердце будет как тогда – в огне.// Стучится это в тот московский день,// Когда я город навсегда покину…». В том же «Трилистнике Московском» сюжет развивается «Среди морозной праздничной Москвы».

«И снова осень валит Тамерланом, В арбатских переулках тишина…» («Борису Пастернаку», 1957).

«…Где на четырех высоких лапах Колокольни звонкие бока Поднялись, где в поле мятный запах, И гуляют маки в красных шляпах, И течет московская река, - Всё бревенчато, дощато, гнуто… Полноценно цедится минута На часах песочных. Этот сад Всех садов и всех лесов дремучей, И над ним, как над бездонной кручей, Солнца древнего из сизой тучи Пристален и нежен долгий взгляд» («Под Коломной».

    • 2.

Коломенско-московская

тропинка к Пушкину

…………………………………………

Дом в Коломне: дедушка и бабушка Ржевские

Художественный мир Пушкина… Причудливо-таинственный мир метафор, омонимов, топонимов, гидронимов… Реальные и поэтически вымышленные имена, названия… «Путеводитель по Пушкину» в Собрании его сочинений насчитывает сотни (если не тысячи) пушкинских омонимов, топонимов, гидронимов, метафорических имён-прозваний. «Дон» («Блеща средь полей широких…»); «Великий день Бородина»; «Домик в Коломне»; «Куда же ты? – В Москву, чтоб графских имянин»; «Среди рассеянной Москвы»; « «Подъезжая под Ижоры»; «Не веровал я Троице доныне»; «В Коломне на углу маленькой площади…»; «Путешествие из Москвы в Петербург»; «Родословная Пушкиных и Ганнибаловых»; «Стрелец влюбляется в Ржевскую»… Коломна в Подмосковье и Коломна в Петербурге… Ставшие художественными образами реально существовавшие Болдины, Кистеневки, Троекуровы, Чёрные Грязи, «Тамбовские воеводы», «Муромские леса»…

«Нарочитые ж родословные люди» - так определяют Ржевских «Дворцовые разряды». «словарь церковнославянского и русского языка» (СПб., 1867, т. 1, с. 837) объясняет слово «нарочитый» как весьма значительный, отличный, знаменитый.

В 1742 году коломенский помещик Юрий Алексеевич Ржевский выдал дочь свою Сару Юрьевну за Алексея Фёдоровича Пушкина. Дочь А.Ф. Пушкина и С.Ю. Пушкиной-Ржевской – Мария Алексеевна Пушкина. От брака М.А. Пушкиной и О. А. Ганнибала родится Надежда Осиповна, которой суждено будет стать матерью великого русского поэта.

……………………………………………………………..

Такой видели Коломну Александр и Наталья Пушкины

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Ржевские владели имениями в Воронежской, Курской, Орловской, Рязанской, Тамбовской и других губерниях.

Александр Сергеевич Пушкин писал о гербах: «Гербы наши все весьма новы. Оттого в гербе Волконских, Ржевских пушка. Многие из наших старых дворян не имеют гербов» (т. Х11, с. 334). В частности, в описании герба Ржевских говорится: «В щите, имеющем серебряное поле, изображена чёрная пушка на золотом лафете и на пушке райская птица. Щит покрыт мантией и шапкою, принадлежащими княжескими княжескому достоинству, так как от князей смоленских происходит».

Генеалогически обозримое время на всём протяжении, история Отечества, «родословные книги», «дворцовые разряды» многократно возвращают нас к биографиям Ржевских: к их древности, знатности, приобретениям и потерям, возвышению и оскудению. Иван Ржевский (наместник в Ряжске, 1571 год) казнён Иваном Грозным.

……………………….

На протяжении столетий Ржевские, Загряжские, Гончаровы, Пушкины «соседствовали» и роднились

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сара Юрьевна Пушкина-Ржевская,

прабабушка поэта по материнской линии.

Портрет С.Ф. Сердюкова, 1780.

Замечательным представителем рода Ржевских середины ХУ11 столетия следует назвать Ивана Ивановича (четвёртого) Ржевского, пращура А.С. Пушкина (пращур – отец щура, щур (чур) – отец прапрадеда). Тимофей Иванович Ржевский в 1696 г. служит вторым посыльным воеводой во время Азовского похода. В «Истории Петра» А.С. Пушкин фиксирует: «30 июля в ночи (события 1698 г.) астраханские стрельцы взбунтовались; убили воеводу Ржевского с его детьми и до 300 дворян (т. Х, с. 84). В 1696 г. в Азовском походе Иван (пятый) Ржевский был первым завоеводчиком (следовал за воеводой, ожидая приказаний – В.Ш.). Его жена Дарья Гавриловна Ржевская, признанная в окружении Петра 1, обратилась к императору со словами: «Рада Вам служить от сердца моего, как умею. Только от великих кумплементов и от приседания хвоста и от немецких яств глаза смутились». «Любимцем Петра Великого» называли Юрия Алексеевича Ржевского, прапрадеда А.С. Пушкина.

Ржевские посылались «в науку», «для научения морского дела» за границу. Ржевские принимали деятельное участие в строительстве судов для флота (государево предписание: «Леса сплавлять для судов от Ржевских к Салтыкову…»). Несколько представителей рода Ржевских геройски пали на полях Куликовской, Полтавской битв. Пушкин обращается к истории рода Ржевских в романе «Арап Петра Великого», других произведениях. Герой пушкинского эпоса Абрам Ганнибал размышляет: «Государь прав: мне должно обеспечить будущую судьбу мою. Свадьба с молодою Ржевскою присоединит меня к гордому русскому дворянству, и я перестану быть пришельцем в новом моем отечестве» (т. У111, с. 27). Исследователи-пушкинисты отмечают, что автор романа «Арап Петра Великого» обнаруживает обстоятельное знание материалов, относящихся к семейству Ржевских (ревизские сказки, некрополи, сенатские архивы, походные журналы, переписка, эпистолярия). Бытие и быт, нравы, дела и дни, психология, менталитет Ржевских – в пушкинском повествовании: «Теперь должен я благосклонного читателя познакомить с Гаврилою Афанасьевичем Ржевским. Он происходил из древнего боярского рода, владел огромным имением, был хлебосол, любил соколиную охоту; дворня его была многочисленна. Словом, он был коренной русский барин, по его выражению, не терпел немецкого духу и старался в домашнем быту сохранить обычаи любезной ему старины. Дочери его было семнадцать лет отроду. Ещё ребёнком лишилась она матери. Она была воспитана по-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками и сенными девушками, шила золотом и не знала грамоты…»

Пушкинские маршруты

………………………..

3.

КОЛОМНА, ЗАРАЙСК, ИЛЬЦИНО

ПОМНЯТ ПУШКИНЫХ, РЖЕВСКИХ,

ГОНЧАРОВЫХ…

«…Русь не желателни суть на кровопролитье,

но суть миролюбци, ожидающе правды…»

«Повесть о Едигее», ХУ век.

Коломна «сродни» Пушкиным через Ржевских. В «Программе автобиографии» Пушкин записывает: «…Бабушка и ее мать…» (Х, с. 307, 429). Составляя генеалогическое дерево Пушкиных, поэт упоминает прабабушку Сарру Ржевскую-Пушкину (Х, с.437).

Несколько уроженцев Коломны и её окрестностей входили в число знакомых самого Александра Сергеевича, самой Натальи Николаевны, потомков Пушкина.

В частности, «пушкинский маршрут» связан с именем Ивана Ивановича Лажечникова (1797-1869), уроженца Подмосковья (усадьба Красное сельцо, другое название Кривякино). В Коломне сохранились здания, связанные с его пребыванием в древнем городе. В декабре 1831 года Иван Иванович направил А.С. Пушкину первые части романа «Последний Новик, или Завоевание Лифляндии в царствие Петра Великого» с дарственной надписью «Первому поэту Русскому Александру Сергеевичу Пушкину с истинным уважением и совершенною преданностью подносит сочинитель». Поэт благодарил его за «прекрасные романы», выделяя «Ледяной дом». Лажечников остро пережил смерть великого сына Отечества: «Не стало Пушкина. Удар Геккерна поразил всех, кто только умеет чувствовать прекрасное и высокое. Не будет убийце места на русской земле…» В круге чтения Пушкина и его «окружения» - исторические романы Лажечникова. «Моё знакомство с Пушкиным» уроженца земли Окско- Коломенской обогатило Пушкиниану.

Древняя Коломна… Современное население – 151,3 тыс. человек. Герб города: «На голубом поле колонна белая, наверху корона, около две звезды» ( утверждён в 1781, 1883 г.). Бытовала легенда: город сей построен знатным человеком Карлом Колонною, выходцем из Италии, около 1147 года, «отчего он (город – В.Ш.) имя свое и герб, представляющий колонну или столп, заимствует».

Древнейшие тексты… «Книга глаголемая временник, сии рече летописец русский, и от него же времени начат начатися русская земля… Повести временных лет, откуду пошла Русская земля, и кто в ней пръво поча княжити, и откуду Русская земля стала есть…» - «О Проявлении земли Русскыя от апостола Андрея Пръвозванного»…- «…дивно видех землю Словеньскую, идущу ми семо видех бани деревяны, и пережгут камение и будеть румяно, и идуть в ню, и совлекутся и будуть нази, и обливаются квасом кислым, и возьмуть на ся прутие младое, и биются сами, и на камение льют воду, и до того ся добьють едва излезуть али живи, и обливаются водою студеною, и тако оживут; и то творять по вся дни не мучими никым же, но сами ся мучать, и то творять омовение себе, а не мучение…»

«Повесть временных лет, черноризца Федосьева монастыря Печерьскаго, откуда есть пошла Русская земля и кто в ней почал первое княжити»… «Летописец Руския земля»… - «…иным ноги церкви постави и монастыри устрои. При сем бо паче вера христианская нача разширяти и плодити по всеи земле Рускои»…

Войны, борения… Примирение («И была радость и тишина по всей Руси»)… Война и мир…

«… бышу же ему у Коломны… …и ту на Коломне… … сторожи Романови через Оку… … И пришед к Коломне, остался во оной, а к великому князю послал возвестить о всем и, немедля собрав войска, из Коломны области братей своих воевал… … Князь же великий, милосерд сы, послуша молбы их и поиде к Коломне… …приде от Коломны…»

Свидетельства Х11-Х111 веков…

6745 (1237) год. «Нашествие Батыево»: «При взятии Резани татара пошли к Коломне февраля 1-го дня. Тогда Юрий, князь великий, послал в Новград к брату Ярославу, прося его, чтоб со всеми войски новгородскими как мог к нему поспешил и

Все свои войска, також братий своих и сыновцов Констянтиновичев велел собирать. А противо татар послал к Коломне сына своего Всеволода и с ним резанский князь Роман Ингоревич со всеми оставшими войски резанскими. Воеводу же Еремея Глебовича послали в передовой страже. И оные сошлися все у Коломны. Татара, вскоре пришед, учинили со оными князи жестокой бой. И хотя князи весьма храбро бились и многих татар побили, но от великого и несравненного множества сбиты к недолобам градским. Тут убили князя Романа Ингоревича и Всеволодова воеводу Еремея Глебовича. Всеволод же, видя крайнее свое изнеможение, еда мог спастися сам и отошел с достальными ко Владимерю. А татара, взяв, Коломну сожгли, людей же, бывших тут, частию побили, других в плен подобрали. По взятии Коломны пришли татара к Москве…» (В.Н. Татищев,

Т. 111, с. 231-233).

6746 (1238) год. «…и отступиша их Татарове у Коломны, и бишся крепко, и прогониша их к надолбам…

6872 (1364) год. «… Того же лета мор бысть… … на Коломну… …на Москву…

…и в Можайск и на Волок, и во все грады разыдеся мор силен и страшен»…

«Полное собрание русских летописей», т. Х1.

Интересные сведения о Коломне и «коломенских воротах» в Московию находим мы в монографии Г.К. Вагнера и С.В. Чугунова «По Оке от Коломны до Мурома» (М., «Искусство», 1980). Авторы берут эпиграфом своего краеведческого исследования слова Н.Н. Воронина: «Нам поучительны и дороги эти творения древних художников, их трудный и длительный путь к эстетическому познанию действительности и её воплощению, ведущий из тьмы веков к искусству нашего времени».

«Славянской рекой» называли Оку арабские авторы. Она была как бы части Древней Руси, где складывалось, формировалось ядро великорусской народности.

Коломна впервые упоминается в летописи в 1177 году. «Будучи городом московским, - пишут авторы, - а в фольклорной традиции даже «уголком Москвы» («Коломна городок – Москвы уголок»), Коломна своей архитектурой, скорее, предвосхищает многое из того, что встретится нам в архитектуре рязано-муромского Поочья».

«Эта Коломна – город известный и знаменитый», - сообщал Павел Алеппский. «А город каменный, что Московский Кремль»,- поведал Адам Олеарий.

Во все хрестоматии по Древней Руси вошли строки «Задонщины»: «Кони ржут на Москве, бубны бьют на Коломне, трубы трубят в Серпухове».

Процитируем также фрагмент романа С.П. Бородина «Дмитрий Донской», в котором с большой художественно-образной силой воссозданы картины Подмосковья:

«Пятнадцатого августа войска достигли Коломны. Здесь, как в полном котле, уже кипели многие ополченья, ожидавшие Москву. Стояли сорок тысяч, пришедших с Ольгердовичами: с Андреем да с Дмитрием. Подошёл князь Фёдор Елецкий со своими полками да воевода князь Юрий Мещерский - со своими. Да великое число сошлось малых ратей – нижегородские купцы с посадов пришли, не спросясь своего князя, да белевичи, да, может быть, и не осталось на Руси города, откуда хоть малое число не пришло бы. И ещё иные пришли, торопясь. И с ними – Клим-кожевник со своей рязанской дружиной.

Двадцатого августа рано поутру ударили колокола, и воеводы поехали навстречу Дмитрию».

На Девичьем поле близ Коломны состоялся смотр всем войсках. Рать двинулась по направлению к Лопасне.

…Коломенский кремль. Здесь поистине чувствуется-чуется Древнерусье, чудятся –слышатся как бы шаги самой Истории. Летописные источники гласят, что ко времени судьбоносных событий в Коломне уже возвышался белокаменный храм Вознесения. Во храме сем в 1366 году венчался Дмитрий Донской. Успенский же собор, начатый строительством в 1379 году, в годину судьбоносного Куликовского сражения, произошло невероятное: недостроенный храм рухнул. «Нужно было иметь великую моральную силу, чтобы не увидеть в этом плохого предзнаменования»,- замечают авторы книги «По Оке от Коломны до Мурома». После Куликовского триумфа храм был достроен. Сам Феофан Грек участвовал в росписи собора ( его кисти приписывается икона «Богоматерь Донская»). Позднее (в 16 и 17 столетиях) собор перестраивался. Специалисты полагают, что для Коломенского кремля собор этот играл столь же важную роль, как и Успенские соборы Москвы, Владимира, Рязани, других «старых» городов России.

(продолжение следует)

1.0x