Самоидентификация человека, победившего эгоцентризм
Что меняется в человеке, которому удается перебороть ядовитую лесть о свободе, вывести понятие «свобода» в зону критического восприятия, обнаружить бессмысленность этого понятия, в том виде, в котором оно применяется чаще всего. В первую очередь - бессмысленность утверждений «человек свободен», «у человека свобода выбора», «у человека свободная воля».
Переосмысление «свободы» позволит ему убедиться в следующем.
1. Человек никак не является свободным, потому что в Мироздании все взаимо-зависимо, взаимо-обусловлено и любые части находятся в непрерывном взаимодействии.
2. У человека нет никакой свободы выбора. Есть только возможность выбора между вариантами, которые предоставлены ему теми или иными конкретными обстоятельствами, созданными окружающим миром - законами Природы, усилиями общества, семьи. Его выбор обусловлен генами, влиянием культуры конкретного общества, которое дало ему образование и воздействовало на него через разные каналы информации, влиянием семьи и законов государства, в котором он живет.
3. У человека нет «свободной воли», а есть просто воля. Которая зависит тоже от совокупности разных факторов – гены, общество, воспитание, образование, семья, профессия, состояние здоровья и так далее.
Все эти важнейшие выводы, которые делает человек, позволяют ему выйти из мрачной тюрьмы эгоцентрического мировоззрения, где мир стоит верх ногами, где перепутаны причины и следствия. Того мировоззрения, в пространстве которого путь к свету знаний и постижению самых важных истин обозначен как путь к смерти и краху. Потому что на этом пути можно увидеть истинную картину мира, уничтожить мираж, выйти из мировоззренческой тюрьмы.
Такой человек начинает ценить свои реальные возможности и способности, ставить перед собой адекватные цели, видеть настоящие плоды своих усилий, замечать свои ошибки и достижения. Он уже не нуждается в том, чтобы приукрасить их ради самообмана.
Рассмотрим более подробно, каковы особенности его самоидентификации.
1. Он не является эгоцентричным.
То есть, он не считает себя повелителем или пупком Вселенной, как вынужден считать себя «свободный человек». Он осознает, что его возможности колоссальные и они могут расти постоянно, но никогда не были и не будут бесконечными. Для него важным становится настоящее исследование этих возможностей и способностей, чтобы выбрать самое лучшее и реализовать. Не выдумывая то, чего нет и не может быть, не гоняясь за миражом, забывая о реальности, теряя прекрасные шансы. Соответственно, он способен добиться несравненно большего, чем идолопоклонник «свободы».
2. Он не воюет с миром и другими людьми, чтобы все и всех подчинить себе и властвовать.
Человек, вышедший из замкнутого пространства эгоцентризма понимает, что все самое лучшее, на что он способен, предоставлено ему Мирозданием. Он понимает, что Земля, биосфера Земли, человеческое общество с его историей, культурой и ценностями, его собственный организм с умением ходить, говорить, думать, планировать и добиваться цели – все это невероятно ценные дары, которые он получил от Мироздания.
3. Поэтому не мнит себя выше всего, важнее всего и способен на искреннее чувство благодарности, как по отношению к Миру, так и к обществу. Он способен удивляться искренне, восхищаться, стремиться к тому, чтобы исследовать все полученные дары, искать и найти новые.
4. Он способен на искренний, настоящий поиск истины, потому что любая новая истина не угрожает его мировосприятию, а только содействует его расширению. И чем важнее истина, тем лучше для него, тем больше усилий он готов потратить на ее поиски, на ее осмысление, применение.
В отличие от эгоцентрика, который боится истины больше, чем смерти. Потому что истина может разрушить его вымышленный мир.
5. Вместе с тем, такой человек вполне способен видеть и настоящие угрозы, опасности, существующие вокруг.
Он не мнит себя «повелителем», способным путем своего «свободного волеизъявления» все изменить и все преодолеть.
Он не говорит себе «я всемогущий», как неизбежно вынужден делать пленник эгоцентризма на определенном этапе своего «развития».
Поэтому он мотивирован на то, чтобы обнаружить любую угрозу как можно раньше, научиться дать правильную оценку – какая угроза главная, какая-второстепенная. Он способен действовать с искренним рвением ради решения обнаруженных проблем, защиты от угроз, начиная с самых важных и завершая всеми остальными.
Если для эгоцентрического человека главной угрозой является крушение его иллюзий о мире, для того, кто переборол эгоцентризм, главными угрозами становятся вполне реальные явления и обстоятельства, факторы и проблемы.
Ведь ему не нужно прятать от себя особенности реального мира для защиты своих иллюзий. Он полностью открыт для восприятия и позитивного и отрицательного, готов действовать и двигаться в сторону положительного.
Таким образом, если обобщить, получим следующую «формулу самоидентификации» пост-эгоцентрического человека. Условно назовем его «человеком будущего».
Он воспринимает себя важной, но не главной частью РОДНОГО Мироздания, избавлен от мании величия, способен на благодарность по отношению к Мирозданию и обществу за свое существование и за все, что видит вокруг себя, а также внутри себя. И он не боится истины, не игнорирует ни угрозы ни возможности развития.
Такая самоидентификация является несравненно более адекватной и гармоничной, чем у эгоцентрического человека и она открывает невероятные перспективы, которые недосягаемы для эгоцентрика.
Рассмотрим, какие именно перспективы.
1. Способность к искреннему самопознанию.
«Человек будущего» не боится никакой истины о себе и поэтому способен заниматься искренним самопознанием. Он готов обнаружить свои качества и убеждения, заблуждения и ошибки, достижения и потери. Для него главным является поиск причин, вместо поиска виновного. Он не считает, что ошибки, которые совершил когда-либо доказывают, что он «плохой». И не хочет игнорировать эти ошибки. Может вполне искренне стремиться к тому, чтобы в течение всей своей жизни раскрыть в себе самое лучшее, а худшее перебороть, нейтрализовать, растворить, избавляясь от него. Потому что понимает, что это возможно и осознает, насколько это важно.
2. Он готов к поиску все более и более объективных критериев, необходимых для выбора лучшего направления развития. Но не склонен преувеличивать свои возможности, не видя в этом никакого смысла.
3. Он может избавиться от комплекса неполноценности, от тайного чувства вины и самоуничижения, от обвинения себя в преступлениях из-за любых совершенных когда-либо ошибок.
Потому что он стремится к обнаружению причин своих и чужих поступков, умеет находить эти причины, делать выводы, устраняя их, избавляясь от их влияния. А значит у него несравненно более крепкое психическое здоровье, обусловленное внутренней целостностью и гармонией.
4. Он готов видеть свои истинные мотивы все лучше и лучше, готов видеть настоящие последствия своих действий или своего бездействия, меньше врать себе, меньше поступать скверно по отношению к другим незаметно для себя. То есть, он является открытым и адекватным как в себе самом, так и во взаимодействии с окружающим миром, с людьми.
5. У него есть возможность для осознания своих желаний, потому что этому не мешает ни комплекс неполноценности, ни спрятанное глубоко в подсознании чувство вины. Поэтому он способен на укрощение своих недостойных желаний и может научиться контролировать себя все лучше и лучшее, поощряя в себе те желания и стремления, которые являются ценными и подчиняя, усмиряя те, которые не желательны.
6. А это говорит о способности нести ответственность за свои поступки все лучше и лучше. Так как развито умение видеть настоящие причины и следствия, влиять на причины в нужном направлении, последовательно уменьшая вероятность отрицательных последствий.
7. В отношениях с другими людьми он более уверен в себе и адекватен, способен на искренность и доброжелательность, нацелен на искреннюю взаимную поддержку, на взаимопонимание и сотрудничество. Потому что знает свои истинные цели, свои главные желания и понимает, как много хорошего можно ждать от других людей, как можно им помочь это хорошее найти и проявить.
Одновременно он не склонен игнорировать и отрицательные стороны взаимодействия с другими людьми. Потому что на своем примере прекрасно знает, что у каждого человека могут быть и слабости, и ошибки, и недостаточно управляемые скверные желания, намерения.
Поэтому может адекватно реагировать, взаимодействовать и с хорошим в другим человеке и с плохим.
Что делает взаимоотношения максимально эффективными, гармоничными, развивающимися в наилучшую сторону.
Группы и сообщества таких людей могут вместе добиваться результатов несравненно лучше и быстрее, могут проявить такую эффективность благодаря полноценному взаимо-дополняющему сотрудничеству, которая никак не доступна сообществу эгоцентриков.
Бесконечное количество взаимных претензий, бессмысленных амбиций, попыток навязать свою волю или испортить что-то из-за зависти, ненависти, из-за разнообразных неосознанных желаний и склонностей – все это в тысячи раз меньше повлияет на сотрудничество «людей будущего».
То, что сейчас делается за 10 лет, при доминировании не эгоцентрического мировоззрения можно будет делать за несколько месяцев. Потому что миллион субъективных преград будут сняты.
Те многочисленные болезни, которые сегодня существуют и поражают людей из-за ядовитой атмосферы в общении между людьми, уменьшатся в количестве в тысячи раз. В атмосфере общения и дома, и на работе, и в обществе в целом яда станет несравненно меньше, а доброты, взаимопонимания, искренности, любви, справедливости, дружбы станет несравненно больше.
8.Пороки.
«Человек будущего» добьется настоящих результатов в усмирении своих пороков, потому что его мировосприятие не подчиняется распространенной формуле самолюбования, гласящей «люби меня таким, какой я есть - невежда, но весь свободный и своевольный».
Он будет знать, какой он есть и каким может стать, если постарается. Будет знать о наличии у себя разных недостатков и пороков, потому что не будет причин бояться этого знания. Наоборот, он будет искренне стремиться все плохое в себе выкопать, исследовать до такой глубины, которая позволит избавиться от этого плохого, оставлять на его место что-то новое и прекрасное.
Своими усилиями и с помощью общества он добьется великих достижений в этом деле. Потому что общество тоже будет брать на себя ответственность за личные качества людей и за качество тех знаний, с помощью которых человек может меняться в лучшую сторону на самом деле, а не на словах.
Его победа над пороками будет полноценной благодаря отсутствию преград на пути к истине и благодаря искреннему желанию добиться этой победы.
Поэтому человек будущего не подчинится алчности, гордыне, властолюбию, тщеславию, зависти, высокомерию, ненависти, лени, похотливости и другим порокам, начиная от самых важных и завершая самыми мелкими, второстепенными. Ведь направление его усилий будет сущностным, воздействие будет оказано на главные причины наличия и влиятельности пороков.
9. Общение.
Люди будущего в общении смогут вести себя искренне, доброжелательно, помогая друг-другу так хорошо, как возможно в той или иной ситуации.
Им не нужно будет в процессе общения защищать свои иллюзии, удовлетворять свои порочные желания, амбиции, бояться того, что другие «окажутся умнее, добрее, честнее и проницательнее». Наоборот, они будут искать в первую очередь тех, кто превосходит их, чтобы общаться с ними и научиться чему-нибудь. Не отказываясь также от общения с теми, кто захочет у них научиться чему-либо.
Доброжелательное и искреннее, качественное общение позволит в тысячи раз ускорить развитие общества, ускорить обмен опытом для достижения максимальных положительных результатов и нейтрализации всего отрицательного.
Люди смогут за один час такого общения получить больше пользы, чем сегодня за 50 лет. Потому что общение будет иметь глубину, смысл, чистоту намерений и тренированность участников.
В течение всей жизни доброжелательные и глубокие беседы между людьми научат их развить свою проницательность и умение докопаться до причин, выявить следствия, делать выводы. Очень многое из того, что современный эгоцентрически мыслящий человек вынужден искать до конца жизни, чтобы не найти, человек будущего сможет найти еще в подростковом возрасте, чтобы далее встать на путь мудрости со всеми вытекающими позитивными последствиями.
Существует и множество других невероятных позитивных последствий отказа от эгоцентризма. Во всех сферах жизни человека. Они в совокупности способны изменить человечество до неузнаваемости в лучшую сторону. И данную перемену можно организовать так, чтобы люди добивались поставленной величайшей цели выхода из мрака эгоцентризма не через столкновения и принуждение, а в первую очередь через личный пример и эффективное взаимодействие между добровольцами. Двигаясь к цели через собственное преобразование и предлагая другим следовать примеру.
Это не значит, что проблем и сопротивления не будет. Но это значит, что указанную возможность нужно учесть и постараться максимально эффективно реализовать в качестве самой предпочтительной.
Главный ориентир для выбора направления усилий – стремление к соответствию человека своему наилучшем Предназначению.
То есть, в моем представлении это означает стремление человека к тому, чтобы Любить, Творить Добро и Справедливость, Красоту и Гармонию, иметь Сострадание и Совесть.
Эти критерии могут со временем измениться, получить боле четкое и мощное содержание.
Но направление усилий в сторону соответствия наилучшему предназначению можно считать универсальным.
Оно позволяет решить бесконечное количество проблем в сознании, поведении, взаимодействии как отдельного человека, так и группы людей, народов, человечества в целом.
Оно позволяет все лучше и лучше познать человека, раскрыть в нем главные драгоценные сокровища и проявить их в жизни, как в личной, так и общественной.
Поэтому считаю переход из эпохи «Поклонения Свободе» в эпоху «Стремления к Соответствию» самым главным делом из всех возможных на данный момент, самым лучшим шансом для человечества.
Страна, которая займется этим раньше других, останется в истории как страна, которая вытащила человечество из бездны и открыла путь к светлому будущему.