Авторский блог Инна Ветренко 13:14 9 апреля 2019

Сам себя отменил

в российских верхах снова обсуждается вопрос о конституционной реформе

Всю прошлую неделю активно обсуждалось предложения спикера Госдумы Вячеслава Володина о внесении изменений в Конституцию РФ. Последнее время для представителей правящей элиты России стало своеобразной модой обращать свои взоры на Основной Закон государства с целью обозначить его несовершенства. Так, осенью прошлого года председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин в «Российской газете» опубликовал целую статью о недостатках нашей Конституции, в числе которых были названы отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в сторону исполнительной ветви власти, недостаточная чёткость в распределении полномочий между президентом и правительством, в определении статуса Администрации Президента РФ и полномочий Прокуратуры. Ст. 12 Конституции даёт повод к противопоставлению органов местного самоуправления органам государственной власти (в том числе), в то время как органы местного самоуправления по своей природе являются лишь нижним, локальным звеном публичной власти в Российской Федерации. Тогда многие посчитали это своего рода сигналом к началу конституционной реформы. Но никаких шагов «сверху» в этом направлении предпринято не было.

И вот теперь Вячеслав Володин предложил внести в Конституцию изменения, направленные на усиление полномочий парламента, в том числе при назначениях членов правительства. По мнению Володина, это позволило бы повысить качество работы правительства и сделало бы его подотчётным Государственной Думе.

Однако эта инициатива не понравилась Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву, который поспешил сделать публичное заявление, лейтмотив которого состоял в том, что наша Конституция ни в каких изменениях не нуждается. «Никакая донастройка политической системы не должна, на мой взгляд, затрагивать важнейших положений о правах и свободах граждан, равно как и положений о форме государственного правления в нашей стране, то есть норм о президентской республике», — сказал он. Возникает вопрос, а Медведев точно говорит про нашу страну? Не про США, не про Аргентину, а про Российскую Федерацию?

Согласно статье 1 Конституции, РФ имеет республиканскую форму правления, но какую именно — не уточняется. И, если следовать по содержанию дальше, то получается такая картина. С одной стороны, президент избирается всеобщим голосованием, располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства, а с другой — наряду с президентом, действует правительство во главе с председателем, в определённой мере ответственное перед парламентом. Таким образом, содержание Конституции показывает, что РФ следует отнести к смешанной республике, а точнее, к «полупрезидентской» республике с доминирующим положением президента в системе властей. На практике элементы парламентаризма сведены к минимуму: ответственность правительства перед Государственной Думой крайне ограничена и затруднена, Думе очень сложно добиться увольнения даже отдельных министров, не говоря уже о правительстве в целом. Видимо, именно это и хотел исправить Вячеслав Володин, озвучивая свои предложения.

Тогда какую «президентскую республику» имел в виду Дмитрий Медведев? Ведь если бы Россия была таковой, то и должности председателя правительства (премьер-министра) не было бы и в помине, поскольку в этом случае главой государства и правительства является сам президент — как это принято, например, в тех же США.

Получается, что Дмитрий Анатольевич сам себя отменил?

1.0x