Кремль — в ярости! Причём — весь, вне зависимости от идеологической ориентации и политической принадлежности. Президент РФ Путин публично заявляет о "несправедливом, непрофессиональном и опасном решении", с которым "Россия не будет мириться"; премьер-министр РФ Медведев высказыается еще категоричнее: "Скажем прямо, это выглядит просто как конфискация чужих денег". Министр финансов РФ Антон Силуанов возмущается: "Мы со странами Евросоюза, кипрской стороной договорились о принятии согласованных действий в отношении оказания поддержки Кипру. Сейчас получается, что Еврогруппа принимает самостоятельное решение о введении разового налога на депозиты. Мы не участвовали в принятии такого решения, хотя от нас ожидают участия в поддержке Кипра с точки зрения реструктуризации тех кредитов, которые есть".
"Экспроприация денег вкладчиков на Кипре — сигнал большой опасности для России", — считает глава комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев и поясняет: "События эти наглядно показали, что в критический момент с российскими накоплениями никто церемониться не станет — будь они на счету Стабфонда или тем паче коммерческого Росфинагентства".
Наверное, самый неприятный сюрприз для наших власть предержащих заключается в том, что подобное развитие событий действительно оказалось для них полной неожиданностью — ни по дипломатическим, ни по разведывательным каналам соответствующих сигналов не поступало. А если с маленьким Кипром вышла такая промашка, то кто может поручиться, что аналогичные действия финансовых властей Евросоюза или США тоже не окажутся для российской элиты "тайной за семью печатями" — в один далеко не прекрасный день её представителей попросту могут поставить перед фактом, что теперь они никто и звать их никак.
Что же произошло? В общем, ничего особенного. У Кипра, как у многих стран Евросоюза, правительства которых тесно сотрудничали с крупнейшими транснациональными финансовыми структурами типа Goldman Sachs, Morgan Stanley, Bank of America, Citigroup и другими, набирая от них кредиты, возникли серьезные проблемы с обслуживанием внешних долгов. Возникли не вчера и не позавчера, а года полтора назад. Обсуждение проблемы в вялотекущем режиме тянулось всё это время, рассматривались разные варианты выхода из ситуации, пока, наконец, не приблизился финансовый "дедлайн".
У правительства Кипра было несколько вариантов выхода из ситуации. В том числе — при помощи России, кровно заинтересованной в сохранении статус-кво этого "оффшорного символа планеты", где хранились деньги множества российских физических и юридических лиц, исчисляемые (с учетом формально иностранных компаний, принадлежащих россиянам) не в одну сотню миллиардов долларов. Достаточно сказать, что по состоянию на март 2010 г. инвестиции Кипра только в российскую экономику составляли 52,2 млрд. долл., а за прошедшие с того времени три года они выросли еще почти на 13 млрд. долл. А сколько денег через Кипр было вложено в другие национальные экономики как в странах СНГ, так и за его пределами, история пока умалчивает. Но ясно, что это — суммы, в 2-3 раза превышающие "российское" направление "кипрских" инвестиций. Безвизовый режим, членство в Евросоюзе, курортный климат, относительно недорогая недвижимость, либеральные условия открытия банковских вкладов — Кипр был настоящим "налоговым раем" не только для олигархов, но и для просто зажиточных россиян, число которых исчислялось десятками, если не сотнями тысяч...
Теперь этой двадцатилетней российско-кипрской идиллии пришёл конец. Правительство Кипра под давлением Евросоюза (читай, Германии) пошло на самые жесткие условия получения финансовой помощи ЕС: введение единовременного 6,75% налога на депозиты до 100 тысяч евро и 9,9% налога на депозиты свыше 100 тысяч евро. Впрочем, это даже не налог как таковой, а принудительный обмен денег вкладчиков на акции банков, в которых они хранятся. Независимо от их желания. Тем самым общая капитализация кипрской финансовой системы должна была повыситься на 5,8 млрд. евро, что вкупе с предоставлением транша в 10 млрд. долл. от ЕС не стопроцентно решало, но сильно отодвигало в будущее возможность дефолта Кипра по его обязательствам.
Разумеется, узнав о такой перспективе, вкладчики ринулись в банки и к банкоматам снимать наличность и переводить свои активы за рубеж. Но столкнулись с тем, что часть их средств заморожена, а трансакции не производятся. И тогда люди вышли на улицы — протестовать.
На правительство Кипра пошло и дипломатическое давление не только со стороны России, но и со стороны США, где "сепаратный сговор" Кипра с ЕС был воспринят как покушение Европы на "империю доллара" — ведь с помощью аналогичных мер мог быть разрешен долговой кризис и в Италии, и в Испании, и в других "проблемных"государствах Евросоюза, что неизбежно привело бы к сокращению иностранных вложений в долларовые активы.
Как отмечается в мировых масс-медиа, американские фондовые индексы серьезно упали при открытии торгов понедельника 18 марта на фоне опасений по поводу введения властями Кипра однократного налога на депозиты.
По словам Михаила Хазина, "то, что происходит, — это конфискационная реформа. И, скорее всего, Евросоюз проверяет "на кошках", какова будет реакция. Негативных вариантов тут несколько: от объявлений санкций против Кипра и конфискации его имущества на территории "обиженных" стран — до подачи частных исков в рамках международного законодательства, поскольку имеет место ухудшение экономических условий «задним числом». Я не знаю, будут ли такие иски, но если они завершатся для истцов неудачно или их вообще не будет, то, скорее всего, конфискационные реформы продолжатся и в других, более "серьёзных" странах. И тогда последствия будут куда более серьёзными.
Фактически речь на самом деле идёт о том, что лелеемую много столетий финансистами идею о том, что банки — это надежнейший и устойчивейший инструмент защиты денег, порушили самым циничным образом. Конфискационную реформу начала 30-х все уже забыли, дефолт США 1971 года был компенсирован тридцатилетней политикой кредитной накачки — но банки и банкиров все это время пропагандировали как "рыцарей без страха и упрека". Сегодня стало понятно, что и этих "рыцарей" бросили на закрытие пробоины мировой экономики от кризиса.
Именно это стало (точнее, еще станет) главным последствием инициативы Евросоюза, навязанной им властям Кипра. Стало окончательно ясно, что частные деньги не может спасти ничто и никто, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Фактически было публично сказано, что кризис не просто не заканчивается, что он только усиливается, настолько, что пришла пора бросать в огонь репутацию банковской системы".
Возможно, именно поэтому окончательное решение Кипром до сих пор не принято, в парламенте правящей партии "Демократическое объединение" не хватает одного голоса до 49, нужных для его ратификации, в связи с чем президент Кипра Никос Анастасиадис сообщил своим европейским контрагентам: "Когда я вас предупреждал, что в парламенте нет большинства, вы меня не слушали. Передавайте привет госпоже Меркель". В настоящее время активно обсуждаются различные варианты изменения параметров налога на депозиты: например, освободить от него вклады менее 20 тысяч евро, одновременно повысив ставку на вклады более 100 тысяч евро до 12,5%, и так далее.
Но, возможно, "компромиссное" решение в нынешних условиях так и не будет найдено, что приведет к резкому обострению ситуации — с перспективой объявления национального дефолта и выхода Кипра из еврозоны. Однако данная перспектива тоже выглядит абсолютно неприемлемой.
Отсюда вовсе не исключается возврат Никосии к рассмотрению российских предложений, которыми, в связи с введением налога на депозиты, российские официальные лица за последние три дня буквально забросали своих кипрских коллег.
В частности, "Газпром" предложил предоставить финансовую помощь в размере искомых 10 млрд. евро в обмен на право разработки газовых месторождений в территориальных водах Кипра — разумеется, при условии отказа от единовременного перевода части банковских вкладов в акции соответствующих банков. На данное предложение уже последовала отрицательная реакция как в связи с общим нежеланием кипрских политиков оказаться под финансовым протекторатом России, так и по причине конфликта с частично признанной Турецкой республикой Северного Кипра и, соответственно, с Турцией, которые претендуют на "свою часть" территориальных вод и островного шельфа. Соглашаться с предложением "Газпрома" для Никосии означало бы резкое обострение турецко-кипрских отношений, на что они сейчас вряд ли готовы идти.
Самое парадоксальное заключается в том, что и для "Газпрома", и для Кремля такой шаг тоже означает резкое ухудшение отношений с Турцией — далеко не последним игроком в Каспийско-Кавказском и ближневосточном регионах, ключевым партнером по реализации проекта газопровода "Южный поток", популярным среди россиян туристическим направлением и так далее, и тому подобное...
Но, видимо, ставки настолько высоки — а единовременные потери российских резидентов от введения "налога на депозиты" могут составить до 20 млрд. долл., причем 90% этой суммы придется на оффшорные активы, — что российско-турецкие отношения моментально отошли на второй план.
Как бы то ни было, "кипрские проблемы" тем или иным образом будут закрыты. Но проблемы глобальной финансовой системы будут только расти. И в этих условиях возвращение активов российского происхождения на родину станет не только задачей, поставленной президентом РФ, но и насущной необходимостью для собственников этих активов. Проблема заключается в том, что смогут и что будут эти деньги (сотни миллиардов долларов) делать в России. Делать им тут пока абсолютно нечего: реальный сектор деградирует, внутренний рынок сжимается, кредитно-финансовая и налоговая политика направлена не на привлечение, а на массированный вывоз капиталов из страны. Но менять эту либерально-монетаристскую парадигму в Кремле пока не собираются. Проще отдать свою жену дяде, а самим идти туда, где уже находится автор известного афоризма про миллиард и задницу?