Авторский блог Сергей Черняховский 09:54 19 февраля 2021

Саботаж Минобрнауки

проблема в созданной и предельно лицемерной системе оплаты труда
3

Замечательно, что в ходе общения с Путиным Анастасия Проскурина огласила правду о том, о чем на менее широкую аудиторию говорили и писали многие: о мистификации власти с мнимым повышением зарплат учёных и профессорско-преподавательского состава вузов по сравнению со средним уровнем трудового дохода по экономике региона.

Да, приятно было видеть, как президент с карандашом в руке и с помощью несложных действий арифметики продемонстрировал министрам финансов, образования и науки, а ещё и местному губернатору, что 32 тысячи, которые за работу на полную ставку получает Проскурина, да и многие другие, — это никак не 78 тысяч, которые она должна получать при норме в 200% от средней по региону.

И особо приятно было узнать, что с этим должны будут разобраться и замешанные в афере министры, а ещё – прокуратура и Следственный комитет.

Проблема в том, что поручать разобраться в подобной ситуации Минфину и Минобрнауки — это всё равно, что хорьку с лисицей поручать инспектировать курятник.

Речь не о том, расхищают ли эти министерства деньги, выделенные на зарплату учёных и профессоров – предположим, что дело не в этом. Дело в созданной и предельно лицемерной системе оплаты труда, созданной этими министерствами как минимум в данной сфере.

Установка на 200% по сравнению со средним по экономике отрасли уровень зарплат в этой сфере была озвучена Путиным ещё в ходе сложной президентской избирательной кампании 2012 года и сыграла свою роль в триумфальной победе на выборах президента. В исполнение этого и других обещаний Путин, вступив в должность, издал знаменитые майские указы, а правительство начало отчитываться об их исполнении.

О требованиях других указов и их исполнении можно говорить отдельно, но вот этот конкретный указ никогда не исполнялся, хотя всё время говорилось, что министерство и правительство его выполняют.

За это время в Минобрнауки сменилось четыре министра, но этот указ не выполнял, по сути, ни один. Началось, конечно, с Ливанова, которого, в конце концов, перед парламентскими выборами 2016 года просто выгнали с работы, но и все остальные министры на неисполнение указа президента внимания не обращали.

Какую систему создал Ливанов и министерство в целом: повышать зарплату как таковую никто не собирался и не повышал.

Прежде всего Ливанов запретил принимать на работу в НИИ и вузы совместителей, потребовав, таким образом, всю имеющуюся вузовскую нагрузку выполнять силами штатных сотрудников. И ввёл норму, по которой средний уровень зарплаты определялся исключительно по зарплате штатных сотрудников: ни остающиеся редкие совместители, ни работающие по «договорам оказания услуг» в средний уровень не засчитывались. То есть им можно было платить сколь угодно мало.

Нагрузка возрастала вдвое и выше по сравнению с прежним, зарплата если и повышалась — то уже не в два-три раза, а от силы раза в полтора.

То есть формально можно было говорить, что зарплата выросла, но еще больше росла «норма выработки». При этом уже при одном из последователей Ливанова, Михаиле Котюкове, окончательно утвердился замечательный подход к науке и высшему образованию: они «должны быть эффективны». Михаил Котюков вообще никогда не работал прежде ни в науке, ни в образовании и «эффективность» понимал в соответствии с профилем своего образования: если один мастер делает пятьдесят табуреток, то это эффективнее, чем если один мастер делает за то же время десять табуреток.

Отсюда – чем большую нагрузку преподаватель ведет за свою зарплату, тем он эффективнее, чем больше студентов приходится на одного профессора, тем лучше, чем меньше при этом будет профессоров и чем меньше они будут получать, тем эффективнее. Этого, правда, тоже выгнали.

Кстати, еще одна блестящая новация, идущая со времен Ливанова и не отмененная пока никем: оценивать работу учёных по тому, насколько их работы понравились геополитическим конкурентам России. В области точных и технических наук – сколько государственных тайн ты выдал в своей публикации, в области народного хозяйства – сколько открытий ты подарил западной экономике, в области общественных наук – сколь убедительно ты обличал Россию, её историю и современную политическую жизнь… Можно удивляться, смеяться и не верить, но минимум десять последних лет (а если честно – то и все 2000-е годы) Министерство образования (оно же – и науки) проводило именно такую политику, шаг за шагом демонтируя отечественную науку и образование.

Хотя если говорить обо всех нелепостях и идиотских инициативах, за последние двадцать лет творимых этим министерством, это и более обширная тема, и куда больший объём работы. Желательно – с правовыми и политическими выводами.

Если опять вернуться к зарплатам: поручать разобраться с этим ведомствам Силуанова и Фалькова – бессмысленно, они эту систему создали и они будут ее защищать, лукавить и врать, что они уже начали делать. Сначала было объявлено, что Проскурина получает так мало просто потому, что работает на полставки – тут же выяснилось, что солгали: от неё пытались добиться ухода на полставки на указанную зарплату, но когда она отказалась, объём работы на ставку оставили, а зарплату установили как за полставки.

Это любимый прием и НИИ, и вузов, которым они срывают выполнение указов Путина: по указу требуется поднять оплату вдвое двум научным сотрудникам, обоим объявляют, что теперь они работают каждый на полставки, то есть можно считать, что зарплата по одной ставке возросла вдвое.

Ещё один прием саботажа указа – лукавая игра на слове «средняя». Дело в том, что работник под словами средняя зарплата понимает именно среднюю за месяц на протяжении года. То есть то, что он получает в среднем за свою работу в рамках исполнения своих обязанностей на своей должности. То, что он может ещё заработать сверхурочно или выполнив дополнительный заказ либо работу по гранту, выделенному для его отдела или его НИИ, в обычном смысле в его среднюю зарплату не входит.

Но финансисты, бухгалтера и администрация вузов на ясном лживом глазу твердят иное и считают среднюю по всему объёму финансирования и выплаченному, скажем, за исполнение учреждением гранта.

Но подобные дополнительные работы – это не предмет средней зарплаты как таковой: это приработок. Ровно так же. как если старший научный сотрудник Проскурина вдобавок к работе по научной теме начнёт вязать кофточки и их продавать — её выручка не может засчитываться в размер средней заработной платы научного сотрудника, это её личная подработка. Которой она должна заниматься постольку, поскольку коллективная сволочь в Министерстве финансов, в Минобрнауки и в её собственной организации, с одной стороны, не хочет платить ей столько, сколько стоит её работа и сколько ей будет достаточно, чтобы она не была вынуждена, будучи старшим научным сотрудником, подрабатывать сверхурочной работой по выделенному гранту или торговать вязаными кофточками, а с другой, эта же сволочь хочет иметь возможность, лукаво улыбаясь, докладывать Путину о выполнении всех его требований.

Силуанов некогда признался, что его зарплата составляет порядка 3 миллионов рублей в месяц. Сто зарплат Проскуриной, сто зарплат старшего научного сотрудника. Конечно, никто не спорит, что министр в стране должен получать больше, чем старший научный сотрудник.

Только не в сто раз. В советский период министр тоже получал много – но его зарплата ну никак не выходила за пределы 1000 рублей. А старший научный сотрудник получал 250-300 рублей. То есть там министр получал три зарплаты старшего научного сотрудника, а сейчас – в сто раз больше.

И еще: старший научный сотрудник, который должен иметь кандидатскую или докторскую степень, это третья из пяти градаций научных сотрудников: по возрастанию —

1. Младший научный сотрудник

2. Научный сотрудник

3. Старший научный сотрудник

4. Ведущий научный сотрудник

5. Главный научный сотрудник.

Третья – среди них как раз средняя. Вот его зарплата и должна соответствовать «средней», о которой шла речь в указе: если средняя по региону 39 тысяч, значит, зарплата старшего научного сотрудника должна быть 78 тысяч – и без того, что этот сотрудник заработает дополнительно к своим основным обязанностям. Младший может получать меньше. Ведущий или главный должен получать больше. Старший – это средняя между ними. А не между зарплатами за месяц и приработками за гранты.

И еще: в переводе на армейскую иерархию старший научный сотрудник – это примерно полковник или подполковник. И у администраторов и интендантов из экономических структур пиетет к нему должен быть соответствующий.

Публикация: km.ru

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
19 февраля 2021 в 11:24

Министерство образования и науки.
А назовите пожалуйста, хоть одну область деятельности где порочный режим буржуазной демократии принес что-либо положительное: может разгромленные НИИ и КБ, или тяжелую промышленность, или легкую промышленность, или самолетостроение, или медицину и курортолечение, или электронную промышленность, или армию, которую сначала разгромили, или космические исследования, а может ЖКХ, или "экономное" строительство...

Зато развелось мастеров ТВ-говорунов манипуляторов общественного сознания, до такой степени что народ практически разучился отличать важное от чуши собачьей и правду от лжи.
Благодатная почва для ограбления страны и вывоз всего ценного на продажу.
А бабло - по карманам.

19 февраля 2021 в 13:03

Глава РАН заявил о потере Россией космоса
Провал вселенского масштаба
Мы больше не можем конкурировать в космосе с другими ведущими в этой области державами. К такому печальному выводу подвел присутствующих в среду на заседании комитета Госдумы РФ по образованию и науке президент РАН Александр Сергеев.
Наше отставание имеет численный показатель — космическая наука финансируется в 60(!) меньше, чем научные проекты NASA. Постоянно недофинансируются и проекты в других областях науки — в частности, постоянно переносятся вправо сроки сдачи передовых ускорителей уровня «мегасайнс». «К чему подводят нас? — задал вопрос Сергеев. — Может, нам совсем отказаться от космоса?» Звучит почти апокалиптически, но в то же время, увы, абсолютно реально.
Первым «реквием» по российской науке исполнил открывший заседание председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов. Он констатировал, что, если судить только по количеству ученых, Россия уже давно не является лидером в научном мире. «Сегодня в Китае в шесть раз больше исследователей, чем в России, в США — вдвое! Хотя когда-то у нас их было гораздо больше», — отметил Никонов. Ежегодно только 1 процент наших выпускников идет в науку…..
Почему так происходит? Вроде бы президент страны Владимир Путин еще в 2012 году издавал указ о восстановлении уровня финансирования науки в размере 1,77 ВВП к 2015 году. Но его, увы, не исполнили даже к 2020-му. Этот уровень по-прежнему составляет 1,1% от ВВП.
Экономим мы на самом элементарном — например, на приборной базе, которая давно морально и физически устарела. 9–12 лет для многих приборов — это очень большой срок. На их обновление, по словам Сергеева, в 2020 году запланировано потратить около 10 миллиардов рублей, к 2024 году эта сумма должна возрасти до 90 миллиардов. Звучит громко, но на самом деле...
«Что такое 90 миллиардов рублей, — задался вопросом Сергеев, — это всего лишь 1 миллиард евро. Сумма, выделяемая в год на финансирование одного (!) европейского института». А ведь успех науки, уровень конкурентоспособности во многом зависит именно от владения уникальными инструментами. Тут Александр Михайлович вспомнил про установки уровня «мегасайнс», такие, как исследовательский ядерный реактор на территории Петербургского института ядерной физики им. Б.П.Константинова в Гатчине: «В 2010 году он был передан в Курчатник (Курчатовский институт. — Авт.). Его президент Михаил Ковальчук обещал быстро ввести его в строй, но на дворе уже истекает 20-й год, а запуск все переносится».
По словам Сергеева, президент страны дал указание восстановить финансирование научного космоса на должном уровне, но последующие встречи на уровне Минфина показали, что, наверное, вряд ли это будет сделано. Спрашивается, какой смысл в этих указаниях, если чиновники все равно их игнорируют?
Это только небольшая часть доклада Сергеева. Доклад отлично показывает лицемерие главнюка, пытающегося пиариться и свалить все на "стрелочников". 15 трл. рублей валяются без движения в бюджете, 100 млрд потрачено на дворец. 100 млрд. долларов вложено в трубы потока. Триллионы долларов вывезены за рубеж.. Нашей науке хорошо подходит колымская частушка В. Шаламова:
..
Я по Индигирочке-реке плотики гоняла
Тому, этому давала
Васе не хватало..

20 февраля 2021 в 04:16

Замечательно подмечено в статье: "... блестящая новация, идущая со времен Ливанова и не отмененная пока никем: оценивать работу учёных по тому, насколько их работы понравились геополитическим конкурентам России. В области точных и технических наук – сколько государственных тайн ты выдал в своей публикации, в области народного хозяйства – сколько открытий ты подарил западной экономике, в области общественных наук – сколь убедительно ты обличал Россию, её историю и современную политическую жизнь … Можно удивляться, смеяться и не верить, но минимум десять последних лет (а если честно – то и все 2000-е годы) Министерство образования (оно же – и науки) проводило именно такую политику, шаг за шагом демонтируя отечественную науку и образование".
=========================================================

Надо полагать, указанная "политика" в науке небескорыстна, и является концентрированным выражением коррупционной экономики в этой сфере.
Ещё отметим:
ВАК давно уже присваивает учёные степени на основе формально бюрократических требований, не имеющих отношения к науке.
Злые языки говорят, что ВАК с перестроечных времён бойко торгует учёными степенями, и на этом же поприще жирует множество "научных" руководителей, рецензентов, оппонентов.
Накопилась громадная масса "остепенённых" экономистов, юристов, политологов, социологов, историков, искусствоведов от "научной" деятельности которых в не худшем случае - только испорченная бумага, а нередко - целенаправленное вредительство.
Расплодилась масса наполненных "остепенёнными" преподавателями ВУЗов, дающих, вернее, - продающих, не специальности, а только дипломы.
На должности ректоров, проректоров по науке множества настоящих ВУЗов назначается сугубо административный блатняк, со всеми вытекающими отсюда последствиями для ВУЗовской науки.
Преподавательский состав всех ВУЗов перегружен формально бюрократической отчётностью, не связанной ни с качеством преподавания, ни с научной работой.

В такой обстановке простое увеличение финансирования одновременно "науки" и науки без кавычек только укорит вымирание последней. Здесь надо предпринять много очень не простых организационных мер (в том числе с привлечением прокуратуры и Следственного комитета), а финансировать пока только целевым способом плодотворные научные школы, исследования, проектные наработки.
Всё это - отдельная большая тема. Здесь только указами президента не обойтись.

Нельзя сказать, что у нас с наукой всё плохо. Появилось немало успехов. Головастики теперь находят себе применение и высокую даже по меркам богатых стран зарплату. Но масштабы паразитирования на науке, конечно, не терпимы.

1.0x