Сообщество «ЦАРЁВА ДРУЖИНА» 09:26 3 июля 2020

С берегов Гудзона на берега Куры

Из цикла "Никольские храмы как вехи Русской истории". Приложение 2

Продолжение. Начало см. в публикациях от 15 и 29 апреля, 14 мая 2017 г., от 30 сентября 2019 г., от 1 и 19 февраля, от 1 и 22 мая, от 5 июня 2020 г.

Один опытный форумчанин посоветовал публиковать большое произведение маленькими фрагментами, но чаще. Уже почти в самом конце своей работы я решил воспользоваться его советом…

Не стоит думать, что после 11.09.01 г. в результате погребения под останками Южного корпуса ВТЦ греческого храма Святителя Николая, Манхэттен и вовсе остался без попечения Чудотворца и Угодника Божия. В Ист-Виллидже, в Нижнем Манхэттене, находится удивительное сооружение – сочетание готического и православного стилей – красного кирпича храм Святителя Николая, принадлежащий Американской карпато-русской(русинской) православной епархии Константинопольского Патриархата.

И здесь я вынужден сделать нудное, но нужное пояснение. Представление о том, что Православие в Америке представлено исключительно русскими эмигрантами трёх «волн» - совершенно неверное. Да, точных данных о числе приверженцев Восточного обряда в США, Канаде и Мексике – нет. Цифра колеблется в широком диапазоне – от 1 до 6 миллионов. Но, как видите, она, в любом случае, весьма значительна. Наиболее полно американское православие представлено структурой под названием «Постоянная конференция канонических православных епископов Америки», иногда называемая «Ассамблеей». Существует она с 28 мая 2010 года. И здесь мне придётся «помучить» читателя некоторой, вероятно, не срочно необходимой ему информацией.

Конференция состоит из отделений различных юрисдикций. Так, Константинопольский Патриархат представлен отделениями Греческой архиепископии, Американской Карпато-Русинской православной епархии, Украинской Православной Церковью США, Албанской православной епархией Америки и Викариатом для палестино-иорданских общин; Антиохийский Патриархат представлен Антиохийской Православной Митрополией; Московский Патриархат – Российскими Патриаршими приходами в США и Русской Православной Церковью Заграницей; Сербская Православная Церковь – Сербской православной епархией, Румынская Православная Церковь – Румынской Православной Митрополией Северной и Южной Америки; Болгарская Православная Церковь – Болгарской православной епархией; Грузинская Православная Церковь – Грузинскими православными приходами в США и, наконец, Православная Церковь в Америке, сама себя и представляющая. Последняя и является одной из наиболее многолюдных организаций – более 85 тыс. приверженцев (активных прихожан – около 35 тыс., что для Америки весьма высокий показатель в соотношении «приверженец – прихожанин»), далее по числу приверженцев следует Антиохийская Митрополия – свыше 75 тыс. и Сербская Православная Церковь – около 70 тыс. Однако, абсолютное первенство по числу «сочувствующих и участвующих» принадлежит Греческой архиепископии – немногим менее полумиллиона приверженцев при около 110 тыс. активных прихожан. Российские Патриаршие приходы насчитывают чуть более 12 тыс. при 15% активных прихожан, показатели РПЦЗ чуть выше – около 28 тыс. приверженцев при 9 тыс. прихожан.

Помимо выше перечисленных отделений и юрисдикций, принятых мировым церковным сообществом, существуют ещё Церкви, не входящие в «Ассамблею» - это «Святая Православная Церковь в Северной Америке», насчитывающая чуть более 2 тыс. приверженцев, и Американская епархия Мексиканской православной церкви, членов которой значительно больше – свыше 15,5 тыс. человек.

И всё же не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы, сверив данные различных статистических таблиц, сделать вывод, что общее число относящих себя к православным верующим в Америке много менее одного миллиона человек, из которых активна от силы лишь пятая часть; но при этом в стране – около 80-ти монастырей и почти 250 приходов (в достаточно высокой степени «канонических», хоть и сама фраза о «степени каноничности» для русского православного слуха звучит несколько странно…)

В чём причина путаницы в цифрах числа исповедующих Православие в Америке? (Казалось бы, статистика поставлена здесь на высоком уровне…) Дело в принципиально различных методиках подсчёта, и – как всегда – в том, что сперва «не договорились о терминах»! Кто-то называет число православных «В Америке», учитывая одновременно всех православных и в США, и в Канаде, и в Мексике, кто-то выделяет только Соединённые штаты, но не делает при этом соответствующей оговорки; иные учитывают и старообрядцевя, и сектантов от православия, другие - не учитывают; кто-то учитывает эмигрантов, ещё не получивших американского гражданства, а кто-то нет; иногда приход подаёт данные о трёх новых прихожанах, хотя те посетили храм лишь затем, чтоб окрестить ребёнка, и более там они уже не появятся… Не исключён и такой вариант, что, если крёстные родители – люди всё же крещёные, то сами-то родители - и вовсе нет…Что ж, Америка – страна контрастов…

Боюсь повторить «wi-ki байку», но мировая всезнайка пишет, что: «восточные православные христиане являются одними из самых богатых христианских конфессий в Соединенных Штатах, и они также имеют тенденцию быть более образованными, чем большинство других религиозных групп в Америке. Они имеют большое количество выпускников (68%) и аспирантов степени (28%) на душу населения».

Приведу и несколько устаревшие, но дающие некоторую общую картину с Православием в Канаде, цифры. Так, по данным на 2011 год самая большая восточно-православная община – Греческая – более 220 тыс. чел., Русская община – 25,2 тыс. чел., Украинская – 23,8 тыс. чел., Сербская – 22,8 тыс. чел., Румынская – 7,1 тыс. чел., Македонская – 5 тыс. чел., Болгарская – 1,8 тыс. чел., Антиохийская – 1,2 тыс. чел. Такая вот статистика, но хватит о том…

Начало собственно «Русскому Православию» было положено Литургией в 1740 году на борту российского торгового судна. В 1794 году на Аляску прибывает будущий святой Преподобный Герман (в миру – Егор Иванович Попов, 1756-1836), которого вполне можно считать аляскинским равноапостольным… (О нём, кстати, моим старшим товарищем, ныне, к сожалению, уже покойным, написана хорошая книга-житие «Герман Аляскинский: Светило Православия» (М.: «Голос-Пресс», 2006). Им были крещены многие тамошние туземцы, а миссия вскоре преобразовалась в епархию. Её первым епископом стал будущий Митрополит Московский и Коломенский Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, 1797—1879), причём его епархия включала в себя и территорию Северной Америки, и Камчатку, и Чукотку, и Якутию… Как известно, в 1872 году кафедра Русской православной церкви была перенесена в Калифорнию, в Сан-Франциско…

Но вернёмся, однако, к истории нашего Ист-Виллиджского храма.

Он был построен в 1883 году по проекту одного из самых известных американских архитекторов XIX века Джеймсом Ренвиком младшим (1818-1895) в нео-готическом стиле и первоначально предназначался для католического богослужения. Кстати, Д. Ренвиком младшим построен и главный католический кафедральный храм США – Собор Святого Патрика на 5-ой авеню в Нью-Йорке…

двойной клик - редактировать изображение

Одно время храм в Манхэттене принадлежал Словацкой лютеранской церкви Святой Троицы. В 1925 году его сдали в аренду Американской карпато-русинской епархии, которая в 1937 году полностью выкупило здание. В 1938 году выходцы из Карпато-русинского региона Словакии, Польши и Западной Украины окончательно оформили свою епархию в юрисдикции Константинопольского Патриархата, и с тех пор храм на Ист-Виллдже своих хозяев не менял…

Древняя Иверия - нынешняя Грузия. Первый удел Пресвятой Богородицы. Место – «жребий» - находящийся под особым покровительством Божией Матери.

Второй удел – Святая гора Афон, третий – Киево-Печерская Лавра, а четвёртый – Серафимо-Дивеевский монастырь.

Христово крещение грузинский народ воспринял от равноапостольной Нины (280-335), просветительницы Иверии, собравшейся в дальнюю страну в поисках хитона Господня, а в результате обратившей ко Христу древний кавказский народ…

Святой царь Мириан III (IV в.) вместе со своей супругой царицей Наной (IV в.), крестился сам, крестил свою семью, царский двор и весь грузинский народ. Мириан III в городе Мцхета возвёл первый христианский, ещё деревянный, храм, на месте которого сегодня возвышается главный грузинский православный патриарший Собор – Светисховели (строился с 1012 по 1045 гг.).

Самоназвание Грузии – Сакартвело. Однако, в большинстве языков мира её имя закрепилось как Джорджия – Георгия. И хоть прямых исторических оснований считать, что Древняя Иверия названа так в честь Святого Георгия нет, тем не менее, данный миф очень прочен в грузинском сознании. Подкрепляется он ещё и тем, что по легенде Святая Нина сама была дальней родственницей Георгия Победоносца!

Не удивительно, что в Грузии так популярно имя «Георгий». Причём, многие грузинские имена, звучащие на самом деле несколько иначе, считаются как бы «уменьшительными», а полным именем («по паспорту») пишутся как «Георгий»…

Среди женских имён популярны и Нина, и Нана, и, конечно, Тамара, в честь реальной, но и легендарной грузинской Царицы (1166-1213), чьё царствование по праву считается «золотым веком грузинской истории».

Тут впору бы напомнить, что в первом браке Царица Тамара была замужем за сыном Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского – Юрием (Георгием, 1160-1194), но заметного следа в жизни грузинского государства сын первого русского самодержца, скажем прямо, не оставил. Расцвет Первого удела Пресвятой Богородицы совпал с царствованием супружеской четы – Царицы Тамары и её второго мужа – осетинского царевича Давида-Сослана (ум. в 1207 г.)…

Но и Святитель Николай – один из самых почитаемых святых в Грузии, один из её небесных покровителей. Около 60 тысяч мужчин носят его имя. Только в Тбилиси в честь Мирликийского архипастыря возведено пять храмов! В Грузии, как и в России, Угоднику Божию посвящены два ежегодных праздника (что, напомню, скорее исключение в православном мире, чем правило!). А «Никола вешний» (по-русски) – «Николо-зоба» (по-грузински) - 22 мая отмечается в стране всегда с большим размахом!

Наверное, самым «оригинальным» тбилисским храмом Святого Николая является храм в крепости Нарикала. Сама крепость на правом – скалистом – берегу Куры известна аж с IV века. При грузинском царе Давиде IV Строителе из рода Багратионов (1073-1125) цитадель была значительно укреплена и расширена. И в XII-м же веке на её территории был возведён первый храм Святителя Николая.

О храме Св. Николая в крепости Нарикала упоминает в своих историографических работах грузинский царевич и учёный-историк Вахушти Багратиони (1695-1758). С 1724 года он со своей семьёй жил и творил в России, и здесь же в 1745 году он завершил главный труд своей научной деятельности – «Сакартвело цховреба» - «Житие Грузии» - в пяти частях…

После присоединения Грузии к России, «за гранью дружеских штыков» (М.Ю. Лермонтов), Нарикала утратила своё военно-оборонительное значение, её стены и башни постепенно разрушались. В 1818 году на территории цитадели по распоряжению генерала А.П. Ермолова (1777-1861), тогдашнего Главнокомандующего Отдельным Грузинским (с 1820-го года – Кавказским) корпусом, был устроен большой пороховой склад. Мощный взрыв, произошедший в пороховом хранилище в 1827 году, разрушил практически все внутренние постройки в крепости, а церковь Святителя Николая снёс до основания…

двойной клик - редактировать изображение

В новейшее время на месте крепости Нарикала велись активные раскопки, в результате которых сегодня цитадель предстаёт перед нами почти в том же виде, что и накануне взрыва… А в 1996 году на месте завершённых археологических работ по проекту грузинского архитектора Тариэля Кипароидзе (род. в 1948 г.) возвели новый храм в честь Святителя Николая, причём сложившийся архитектурный ансамбль подтверждает возможность удачного сочетания построек XII-го и XX-го веков…

Католикос-патриарх всея Грузии Илия II (род. в 1933 г.) торжественно освятил вновь возведённый собор в 1997 году.

двойной клик - редактировать изображение

После возвращения из США, где Тариэль Платонович работал над проектом реконструкции Антиохийской церкви в Цинциннати, и в частности, над сохранением мраморной статуи "Венеры Милосели и Марка Аврелия» (2008), а также над реставрацией Мемориальной Ротонды Семинария «Восстановление весенней рощи» (Цинциннати, 2005), Кипароидзе опять же на территории Нарикалы установил колокольню…

И вновь над древней Курой гудят колокола со звонницы Чудотворца и Угодника Божия Николая, да и сам окрестный пейзаж уносит мысли и сердце в далёкое прошлое… И почему-то вспоминается тот факт, что равноапостольная Нина и Святитель Николай жили практически в одно и то же время, и пытливый ум пытается сделать из этого какие-то важные мистические выводы… А, значит, нам в продолжение нашей сказки-были пора переместиться в Грецию, в Метеорский монастырь Николая Анапавсаса…

Окончание следует

1.0x