Авторский блог Алексей Анпилогов 15:18 15 мая 2018

Ржавый «украинский капкан»

нынешний худой мир мало кого устраивает, но никто не будет менять его на ещё более бесперспективную ссору

Встреча «нормандской четвёрки» (Россия, Германия, Франция и Украина) пока что не согласовывалась, заявил помощник президента РФ Юрий Ушаков. В то же время ранее президент Украины, Петр Порошенко, заявил, что встречу в этом формате надо провести в начале июня, через каких-то две недели. Такое заявление Порошенко сделал сразу же после рабочей встречи в немецком Ахене, в которой приняли участие главы Германии, Франции и Украины. Тем не менее Меркель отдельно подчеркнула, что встреча в Ахене не является встречей в «нормандском формате», так как он подразумевает обязательное участие России.

В ближайшее время, 18 мая, с президентом РФ Владимиром Путиным в Сочи встретится канцлер Германии Ангела Меркель, а 23 мая Санкт-Петербург с официальным визитом посетит президент Франции Эммануэль Макрон. Судя по всему, эти встречи и будут решающими в деле какого-либо прогресса в ситуации вокруг Украины.

Конечно же, желание украинского президента определять или же задавать повестку встреч Путина с Меркель и Макроном определяется его собственным незавидным положением. На деле именно Порошенко сегодня единолично отвечает за «эскалацию» в Донбассе: начиная с мая этого года прошлый формат «антитеррористической операции» (АТО) был законодательно изменён на «операцию объединённых сил» (ООС), в рамках которой Порошенко сосредоточил в своих руках все рычаги военной и гражданской власти на территориях, граничащих с народными республиками Донбасса. При этом рассказы о «российской оккупации» оказываются хороши для внутриукраинской «повестки» или в качестве «сырья» для заявлений спецпредставителя США по Украине, а вот с европейцами они работают плохо. Ведь и Меркель, и Макрон отнюдь не хотят «таскать каштаны из огня» для Порошенко, а стремятся занять равноудалённую позицию в затяжном и бесперспективном конфликте, предпочитая договариваться как с Украиной, так и с Россией.

Более того, нынешний формат существования непризнанных народных республик ДНР и ЛНР и старательно увязываемый с ним Украиной «вопрос российского Крыма» для Германии и Франции комфортен именно в существующем варианте. Вялотекущие боевые действия в Донбассе и «холодная война» вокруг Крыма, конечно, требуют от европейцев дежурных заявлений, но их реальные интересы скорее требуют поэтапной отмены существующих антироссийских санкций. Изменить этот вектор мог бы подогрев конфликта в Донбассе, но тут «на вилку» попадает уже сам Порошенко: как было сказано, теперь невозможно спрятаться в хаосе событий, как в 2014 году; за смерти и разрушения теперь всю ответственность несёт украинский президент-главнокомандующий.

Попытка Порошенко насильно затянуть украинскую «повестку» в регламент будущих встреч Путина с лидерами Германии и Франции наивна и бесполезна. С одной стороны, в минимальном изложении («договорились договариваться и дальше») она и так будет присутствовать на них и даже, скорее всего, попадёт в итоговые документы обеих встреч на высшем уровне. С другой стороны, какого-то реального движения в исключительно украинских интересах, скорее всего, не произойдёт: у России на переговорах с Германией и Францией есть хоть и поднадоевшая, но по-прежнему актуальная «минская схема», которая требует от Украины реальных, а не декларативных шагов по урегулированию ситуации в Донбассе.

Кроме того, объективно Украина находится на периферии нынешних переговоров между Россией, Францией и Германией. Евротройка будет обсуждать и решать в переговорах между собой два других, куда более горячих вопроса, — ситуацию в Сирии и внезапное обострение вокруг Ирана, которое было спровоцировано недавними действиями США, скорее, похожими на поведение слона в посудной лавке. По обоим этим конфликтам: одному, уже длительный срок идущему в Сирии, и второму, потенциально назревающему в Персидском заливе, — европейцы нуждаются во взвешенной и, по факту, посреднической позиции России. В противном случае от большой войны на Ближнем Востоке мир отделяет только один шаг — и для Европы это может стать шагом в пропасть.

В такой ситуации лезть в ржавый «украинский капкан» для европейской дипломатии — затея явно неудачная. Пока в Донбассе присутствует пусть и худой, но мир, европейцев всё и так устраивает — при всей регулярности их заявлений об «осуждении» и «озабоченности». Более того, каждый месяц такого вялотекущего конфликта не только не приближает Донбасс к Украине, но и объективно отдаляет его от неё, привязывая мятежный регион к России всё более прочными связями. Каждый снаряд, упавший на Горловку, Донецк или Луганск, каждая пуля, убившая мирного жителя, лишь повышает итоговый счёт для Украины по всё более призрачной реинтеграции Донбасса — украинская армия сегодня уже никак не может быть «освободительной», её восприятие уже практически противоположно: для жителей народных республик это лишь каратели и оккупанты.

Нынешний худой мир в украинском конфликте мало кого устраивает, но никто не будет менять его на ещё более бесперспективную ссору.

1.0x