Авторский блог Наше Завтра 09:37 17 декабря 2021

Юрий Рябинин "Православие. Катехизация за V часов"

Рябинин Юрий. Православие. Катехизация за V часов. — М. : Наше Завтра, 2021. — 379 с.

Отношения между государством и церковью в нашей стране ещё со времён патриарха Никона строятся на условиях государства, что вообще характерно для православия (в этой связи можно вспомнить императора Константина, сделавшего христианство государственной религией Римской империи, после знамения «Сим победиши!»), а его критиками трактуется как «цезаропапизм». «Всякая власть от Бога» трактуется в данной религиозной традиции прямым образом, поэтому православные церкви уживались и уживаются, в принципе, с любой государственной властью: хоть языческой, хоть исламской, хоть атеистической, как это было в нашей стране в годы Советской власти. С западными, хоть католическими, хоть протестантскими, властями им выстраивать отношения гораздо сложнее, поскольку те, в силу исторических традиций, хотят сделать Царство Божие от мира сего и стать властью, а если «власть не от Бога», то и настоящей властью ими она не считается, что трактуется уже как «папоцезаризм».

Попытка Юрия Рябинина, называющего эпоху советского атеизма причиной современной нравственной катастрофы, дать — на основе собственного многолетнего опыта катехизации взрослых и не очень взрослых людей — синопсис основных знаний по догматике, библеистике, истории Церкви, литургике и апологетике, необходимых для понимания основ православной веры, конечно, не укладывается в пять часов физического времени. Даже для беглого прочтения книги такого объёма, который автор называет «невеликим», потребуется минимум вдвое больше времени, а уж для хотя бы приблизительного обдумывания и понимания — даже трудно представить, сколько. Но данная книга чётко даёт понять, что движение по пути веры — результат только собственных усилий и ещё — помощи Божией. Не все, кого учили в школе русскому языку, стали грамотными людьми. Не все, кому говорят о Боге, станут верующими людьми. Так было, есть и будет. Воздавать Богу Богово, а кесарю кесарево — вообще императив по сложности исполнения сопоставимый со стяжанием мира, а потому чрезвычайно редкий, о чём свидетельствует вся история христианства, исполненная мучеников за веру на протяжении без малого двух тысячелетий, прошедших с Воскресения Христова.

двойной клик - редактировать изображение

1.0x