О Владимире Маторине, народном артисте России, солисте Большого театра, говорят: русский бас, акцентируя ударением слово - «русский». Наследник Шаляпина, один из лучших исполнителей партии Бориса в опере «Борис Годунов», Владимир Маторин на протяжении почти четверти века занимается благотворительностью. А в 1996 году создал «Фонд возрождения культуры и традиций малых городов России», в рамках которого дает благотворительные концерты в городах русской глубинки: Владимире, Костроме, Рязани, Зарайске, Дмитрове, Кинешме… Средства от концертов адресованы на восстановления храмов, ремонты больниц, и что я узнала совершенно случайно - на восстановление музея Марины Цветаевой в Александрове, в котором сама побывала в году так 1992-м, и который произвел тогда впечатление брошенности, ненужности никому. В прошлом году фонд Владимира Маторина был удостоен президентского гранта на проект «Возвращение к истокам», в рамках которого во Ржеве артист дал концерт, сборы от которого направлены на строительство сквера памяти героя Отечественной войны 1812 года Александра Сеславина.
С Владимиром Маториным мы говорили для «Завтра» не раз. Но только в эти дни он согласился на рассказ о фонде, который начал с перечисления дорогих его сердцу друзей-меценатов, без которых деятельность фонда не состоялась бы. Назовём и мы их: Леонид Баренбойм, вице-президент ООО «Крона-Маркет», Геннадий Дрожжин, председатель народно-художественных промыслов России, Илья Махортов, председатель Совета директоров ЗАО «Трансмаш», Александр Никитин, руководитель холдинга «Парижская коммуна» Лео Бокерия, хирург, президент «Лиги здоровья нации», Сергей Хлебников, комендант Кремля, Петр Шаболтай, генеральный директор Кремлевского дворца… всех не перечислишь, но память о которых навсегда сохранена в фонде, «Фонде возрождения культуры и традиций малых городов России».
«ЗАВТРА». Владимир Анатольевич, чем вызвано было создание фонда?
Владимир МАТОРИН. Выезжая на гастроли за рубеж, уплотняя при этом график выступлений в Большом театре, потому как долги – пропущенные спектакли надо было восполнять, в какой-то момент я вдруг задумался о том, что надо послужить России. А каким образом артист Большого театра может послужить России? И я решил для себя, раз не все могут придти или уж тем более приехать в Большой театр, то я, артист Большого театра, сам должен выезжать с концертами в города русской провинции, идти, если так можно сказать, в народ. Я стал принимать участие в концертах, которые организовывали в начале 90-х Патриархия, епархии. В программу концертов входили духовное песнопение, русские народные песни. Вокруг меня стали появляться новые знакомые, друзья. Концерты собирали средства в пользу возрождения разрушенных храмов, больниц в малых городах, сельских школ. В итоге, от концерта к концерту, я пришел к решению создания благотворительного фонда, который назвали «Фонд возрождения культуры и традиций малых городов России».
«ЗАВТРА». Поддержка русской глубинки не та форма благотворительности, на которой артист может себя лишний раз пропиарить, собрать много денег. Почему Вы выбрали именно такое направление благотворительности?
Владимир МАТОРИН. Я так сформулирую. Как из маленького ключика вода идёт в ручеёк, из ручейка в речушку, из речушки в большую реку и та в море-океан впадает, так большинство талантливых людей рождаются в деревнях и малых городах. Обучаясь в институтах, университетах, отслужив в армии, они оказываются «приписанными» к столицам. В больших городах есть огромный спектр для реализации человека, здесь музеи, театры, выставочные площадки, богатейшие библиотеки... В глубинке что? Кинотеатр, он же Дом культуры и винный ларёк, который открыт с утра до поздней ночи… К тому же, мои поездки в начале 90-х совпали с тем, что на моих глазах русская глубинка погружалась в заунывность, тоску.
«ЗАВТРА». Повлияли ли сами города на работу Вашего Фонда?
Владимир МАТОРИН. Да, изменились приоритеты. Поначалу схема работы нашего фонда была такой. Мы даем концерт в городе и все средства от концерта возвращаем в город, то есть идея работы фонда заключалась в адресной помощи на нужды, городу необходимые. Но в некоторых городах, куда приезжали, мы оказывались на выступлениях коллективов самодеятельности. И оказалось, несмотря на то, что жизнь проистекает сегодня в «сетях», что телевизоры и компьютеры подменили реальность, народ всё-таки продолжает тянуться к чему-то исконному, к традициям, собираются в хоровые коллективы, поют. Всё-таки для духовной жизни народа нужно что-то большее, чем интернет. И так получилось, что приоритет работы фонда начал смещаться. Не менее важным для нас является теперь помощь талантливым детям, подросткам, взрослым, чьи выступления мы видели и запомнили. Наш фонд стал организатором фестивалей: Бахрушинский фестиваль, другой - «Жемчужина России». Жемчужина – это наши малые города. Проводим еще «Александровские сезоны Большого театра» в городе Александрове, Владимирской области.
«ЗАВТРА». Тогда как финалы фестиваля Вы проводите в Москве.
Владимир МАТОРИН. Да, и фонд организует приезд в Москву не только участников фестиваля, но публику - делегатов городов. Ведь нам, нашему фонду, интересна глубинка России, жителям глубинки – интересна столица. Таким образом, начало фестиваля – в городах глубинки, финал – в Москве.
«ЗАВТРА». Владимир Анатольевич, в Вашем репертуаре духовные, русские народные песни. Ощущаете ли Вы обратную реакцию, принимает ли такой репертуар публика?
Владимир МАТОРИН. Хочется лишний раз людей приобщить и к русскому романсу, и к русской народной песне. Это заложено где-то в генах - наше красивое горячее русское слово, наши традиционные обороты речи. И когда я начинаю петь «Степь да степь», то зал начинает, если не в голос, но подпевать.... И вот пятьдесят лет, как я пою «Гори, гори, моя звезда». И каждый раз, исполняя, мне хочется заплакать. И в зале, это чувствуется, повисает атмосфера особенная. И знаете, иногда чудо случается во время концерта. Запомнил, как в городе Петушки передо мной сидели два мужичка, крепких таких, похожих на меня по комплекции, с бородой даже. И вдруг я заметил: они слушали, улыбаясь, и плакали. Радость и горе… Потом подошли ко мне, попросили автограф… через меня тогда словно ток пустили. Я только в последние лет десять обратил внимание на то, что исполнение всё-таки зависит от публики, от той невидимой связи, что устанавливается между сценой и зрительным залом.
«ЗАВТРА». Формулируете ли Вы для себя важность таких концертов?
Владимир МАТОРИН. Сегодня ни по телевидению, ни по радио русских народных песен не услышать. Эта часть культуры выметается из жизни. Мы старались и продолжаем стараться «окучивать культурные грядки», возобновлять любовь людей к русскому искусству. И особенно приятно, когда видишь на концертах детей.
«ЗАВТРА». Верите, что концерты пойдут на пользу?
Владимир МАТОРИН. Думаю, если сегодня дети начнут слушать подлинную музыку, бывать на хороших концертах, то завтра они не выгонят стариков в дома престарелых; что для этих детей дороги будут и русские традиции семьи, и русская церковная соборность. Когда есть финансовая возможность у фонда, везём на концерт и хор, и оркестр. Под русские народные инструменты и русские песни звучат, набирая какую-то иную амплитуду. Происходит переполнение сердец. Задача искусства, как и задача Церкви, - объединять людей, побуждать думать о высоком, о братстве, о любви, о рае.
«ЗАВТРА». С какими коллективами Вы сотрудничаете?
Владимир МАТОРИН. На этой дороге счастливой дороге работы фонда, вдруг неожиданно потихоньку мы стали обрастать друзьями. Вот уже на протяжении трех лет, как в наших концертах принимают участие такие выдающиеся коллективы, как Президентский оркестр России под руководством Антона Орлова, Оркестр русских народных инструментов имени Осипова под руководством Владимир Андропова, хоровая капелла имени Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка на совершенно безвозмездной основе. Два раза на наш концерт приезжал из Белоруссии Молодежный оркестр народных инструментов имени Иванова, руководитель – Николай Михайлович Алданов. Мы выступали и в Храме Христа Спасителя, и в Доме музыки и в Кремлевском дворце, предстоит очередной концерт в Доме Российской армии для военных дипломатов.
«ЗАВТРА». Вы много гастролируете, ваши наблюдения – Россия возрождается?
Владимир МАТОРИН. Россия возрождается, но возрождается не в том темпе, в котором хотелось бы. Это медленные, мучительные роды. Лет восемь мы приезжаем в Зарайск, родину Бахрушина, где и проходит Бахрушинский фестиваль. Бахрушин – представитель того русского купечества, промышленников, кто деньги не пропили, не прогуляли, не понастроили себе особняков во Франции, или на Северном полюсе, или в Африке, а вложили деньги в строительство больниц, богаделен, оставили в память о себе галереи картин русских художников, музеи русского театра. Эти фабриканты жили любовью к искусству, к музыке, к родине. Полгорода в Зарайске отстроено Бахрушиным, а вот улицы Бахрушина в городе до сих пор нет.
«ЗАВТРА». Меняется ли сама публика?
Владимир МАТОРИН. Мы живем в такое время сейчас, что все куда-то торопятся, спешат. Это видно даже по спектаклям в Большом театре. Только дадут занавес, как публика быстрее-быстрее бежит к машинам, в метро. Раньше, лет двадцать назад, такого не было. Огромное количество информации людей дезориентирует.
«ЗАВТРА». Какие главные трудности в работе Вашего фонда приходится преодолевать?
Владимир МАТОРИН. Неверие. Подчас сталкиваемся с непониманием на уровне администрации города: с чего вдруг артист Большого театра приезжает с концертом? Да еще благотворительным! Прославиться хочет? Или еще какая хитрость?
«ЗАВТРА». Вы можете сказать, кто из лиц бизнеса помогает фонду?
Владимир МАТОРИН. Мы хотели сделать список всех бизнесменов, которые нам помогали за последние годы, поблагодарить, но многие просят нас не называть их. Могу сказать только, что вот недавно был концерт, для которого одна шоколадная фабрика передала тысячу коробок конфет. И посетители концерта получили у нас по такому подарку. Могу назвать как мецената обувную фабрику «Парижская коммуна», филиалы фабрики в разных городах находятся. Они берут на себя организацию приезда жителей городов на концерты в Москву. Помогают нам заводы по производству проволоки, труб, серьезные люди.
«ЗАВТРА». Верно ли, что Вы награждены еще и оружием от генерал-лейтенанта Шаманова?
Владимир МАТОРИН. Был спектакль «Борис Годунов», после которого Владимир Анатольевич Шаманов подарил мне, правда, без лицензии, боевой нож с драгоценной для меня надписью: «От командующего ВДВ».
«ЗАВТРА». Командующий ВДВ Ваш поклонник?
Владимир МАТОРИН. Думаю, да. Но я-то его поклонник - точно. В праздник – День десантника - даю концерты в Торгово-Промышленной палате, на Васильевском спуске. Артист, как солдат, – из народа.