Сообщество «На русском направлении» 12:24 18 февраля 2021

Русское счастье

о художнике Александре Степановиче Коледаеве

На нашей планете есть точки холода, тепла, есть самые радиоактивные зоны… Есть приборы, которые могут измерить это "самое" на Земле. И есть точка — самое доброе пространство на планете. Доброта — это свойство человеческое, её излучают люди. Самые добрые люди живут на моей ненаглядной Родине. И эта зона доброты — Россия. Какой "прибор" измеряет доброту? Ты чувствуешь её сердцем. Несмотря ни на что, ни на какие жизненные неурядицы люди моей страны сохраняют в себе доброту и насыщают ею мир. Ещё школьницей на уроке истории, слушая о войне, я вдруг подумала, что Советский Союз — это лёгкие человечества. Как леса вбирают углекислый газ и выдают кислород, так мы вбираем в себя зло мира и перерабатываем это зло в доброту, которую и получает от нас человечество.

Доброта проявляется разнообразно. Одно из проявлений — творчество. Когда человеку хочется от широты своей сердечной украсить мир картиной, песней, стихом, танцем, поделкой. Какое количество творческих кружков было в Советском Союзе! Практически каждый человек помимо учёбы и работы занимался чем-то ещё. И обязательно хотел поделиться с другими, показать, как он танцует, рисует, мастерит, как он поёт или пишет. Хотел своим творчеством украсить мир, обрадовать кого-то. Сколько было конкурсов, выставок, концертов коллективов самодеятельности!

Какое количество людей, вовсе даже не профессиональных литераторов, сейчас пишут стихи, рассказы, стараются издать книги, подарить их близким и далёким —- одарить той красотой, что они увидели и отобразили. Сколько людей, зачастую уже взрослых, идут заниматься в изостудии, учатся рисовать, пишут картины и дарят их. Словно желая восполнить то испарившееся добро, которым всех нас одаривало государство, наш незабвенный Советский Союз. И вот сами люди стали генерировать красоту и делиться ею, восполнять недостаток доброты и человеческого тепла.

Несколько лет назад совершенно неожиданно я получила щедрый дар — картины читателя газеты Александра Степановича Коледаева из Нижнего Новгорода, отметившего мои работы и пожелавшего представить мне свою живопись. Распечатав посылку, я была изумлена прянувшей с полотен красотой. Александр Степанович — не художник, он просто любит рисовать. И делает это неповторимо чудесно. Он позвонил, поинтересовался, дошли ли работы. Так мы познакомились. И сейчас у меня дома уже целая картинная галерея его работ. Это пейзажи. Осень, зима, лето, весна… Нехитрые русские виды. Ненаглядные поля, леса, речки, одинокие сосны, избушки. Кому-то эти сюжеты кажутся банальными и набившими оскомину. Мне это дорого и мной любимо. Кто-то жаждет квадратов чёрных, красных. Я посещаю выставки современного искусства, мне что-то интересно, что-то завораживает. Но большинство модернистских работ я лишь принимаю к сведению. А картины Александра Степановича — принимаю к сердцу. И словно прохожу духовное очищение, когда, вернувшись домой, иду по коридору мимо этих просёлочных дорог, колодцев-журавлей, мимо луны на ночном небе, проталин на опушках — развешанных по стенам картин…. У меня нет привыкания к этой рукотворной ненаглядности, я откликаюсь на эту красоту всякий раз, когда смотрю на картины. "Цель творчества — самоотдача". Одна из целей.

Александр Степанович — человек с богатейшей биографией. С ним интересно говорить, его суждения независимы, оценки взвешенны и прямы. В молодости на мотоциклах с другом добрался до Магадана. Освоил массу профессий. Как сам говорит: "Работал всю жизнь в самом низу, рабочим. В основном возил землю. На самосвале. Были и другие работы: в геологоразведке — рабочим, в морях три путины — матросом. У меня даже (это я всем говорю) три ходки на Колыму. Один год я в колымском леспромхозе лес пилил. И на юге я был, всего три раза. Первый раз в Бурштыне на Западной Украине. Помогал братьям-хохлам строить Бурштынскую ТЭС. Второй раз — Чернобыль. Опять же братьям-славянам помогал в ликвидации страшной аварии. Третий раз — Армения после землетрясения".

Ему всё интересно. Новые книги, собрания литературного кружка в районе, поэтические фестивали, теория Юрия Петухова… Как-то Александр Степанович попросил меня передать его картины Владимиру Сергеевичу Бушину. Просьбу я выполнила. Они стали перезваниваться. И были интересны друг другу.

То неторопливо поведает мне, что в деревне, в родовом доме, где он в основном и живёт, собирается порой 17 человек родни. И ещё он себе в бане келью устроил — там хорошо. То рассказал, как выучил очередную свою собаку охотничьим премудростям. То, как "с устатку" сел отдохнуть — делал шалашик в лесу. Старый ставил на год, временно, а тот взял, да и простоял 19 лет, но теперь уже заваливался. Так что новый пришлось мастерить. Устал, уже силы не те. Вот сел и решил позвонить, поделиться. Может, новости есть какие. Вот рассказал — присмотрел вид, будет рисовать. Уже три этюда лежат начатые, но вот вид хорош — надо его нарисовать. А потом и тех черёд подойдёт. На поэтический фестиваль надо картины подготовить — этот дар Александра Степановича в качестве призов вручают победителям литературного конкурса в Кстове.

Как Александр Степанович смешивает краски, как кладёт мазки, что у него вот дерево стоит в полной тишине, неподвижно. И ты слышишь эту тишину. А здесь — заря. И улавливаешь пение птиц. Вот солнце заходит, цветовой гаммой передана прохлада сумерек. Здесь — зной, жара и, словно в квартире у тебя, кузнечики стрекочут. "Ромашки", "Уголок России", "Лунный лес", "Русские поля", "Нахмурилось"…

Природа создала человека, чтобы было, кому оценить красоту окружающего мира. И наделила его великим даром воспроизводить красоту, множить её. Творческий человек стремится к совершенству в своих работах. Совершенство в нашем представлении — это Царствие Небесное, это рай. Слушая иные голоса, как например неповторимый голос певицы Светланы Твердовой, думаешь, что так поют в раю, именно такими совершенными звуками полнятся небеса. Райские сады чаще представляют наполненными благоухающими экзотическими растениями. Но что может быть краше нашей русской природы? Уж по несовершенству своему и не сподобишься. Но если бы судили меня не по грехам моим, а по милосердию Его, то я бы хотела оказаться в небесном саду, подобном русскому лесу, полю, опушке. Именно свой сад небесный создавали "зде, на земли", русские художники. Такой райский уголок создаёт и Александр Степанович Коледаев. И, одаривая своими картинами людей, помещает их в эти небесные сады.

1.0x