пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Сегодня 13 августа 2025
Авторский блог Василий Шахов 21:19 23 февраля 2017

Русский витязь Захар Прилепин и Русь Донбасская-4

Сердечное поздравление Защитникам Отечества!..

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

РУССКИЙ ВИТЯЗЬ ЗАХАР ПРИЛЕПИН И РУСЬ ДОНБАССКАЯ-4

Автор текста (слов):

Ласкин Б.

Композитор (музыка):

Богословский Н.

) Спят курганы тёмные,
Солнцем опалённые,
И туманы белые
Ходят чередой.
Через рощи шумные
И поля зелёные
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.
Через рощи шумные
И поля зелёные
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.

Там на шахте угольной
Паренька приветили,
Руку дружбы подали,
Повели с собой.
Девушки пригожие
Тихой песней встретили.
И в забой отправился
Парень молодой.
Девушки пригожие
Тихой песней встретили.
И в забой отправился
Парень молодой.

Дни работы жаркие,
На бои похожие,
В жизни парня сделали
Поворот крутой.
На работу жаркую,
На дела хорошие
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.
На работу жаркую,
На дела хорошие
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.

Через рощи шумные
И поля зелёные
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.
Через рощи шумные
И поля зелёные
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.

ИЗ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕРЕПИСКИ

«Дни работы жаркие, на бои похожие, в жизни

парня сделали поворот крутой».

RE: RE: Re[5]: диалоги о Есенине, нашей "большой" и "малой" родине

Василий Васильевич Шахов.

12.09.2016, 14:14:10 пользователь Василий Васильевич Шахов (vvshakhov@rambler.ru) написал:

Василий Васильевич Шахов.

12.09.2016, 13:11:19 пользователь Захар Прилепин (zaharprilepin@list.ru) написал:

Василий Васильевич, я живу в Нижнем Новгороде.
Но могу и адрес в Москве найти у моего помощника.
Ваш З.

Захару Прилепину
Добрый день! Сообщите координаты московские... В.В.

Понедельник, 12 сентября 2016, 10:35 +03:00 от Василий Васильевич Шахов <vvshakhov@rambler.ru>:

Захару Прилепину По какому адресу в Москве доставить книги для Вас? В.В.

Василий Васильевич Шахов.

11.09.2016, 20:48:15 пользователь Захар Прилепин (zaharprilepin@list.ru) написал:

ох. знакомцев там, увы, нет, Василий Васильевич
а книги крайне любопытные, судя даже только по названиям!

От

Ричард Семашков

Кому:

vvshakhov@rambler.ru

(без темы)

Василий Васильевич, добрый день.

Меня зовут Ричард. Я хотел бы забрать у вас книжки для Захара Прилепина.

Как это можно осуществить?
--
РИЧ

От

Ричард Семашков

Кому:

Василий Васильевич Шахов

Re[2]:

Есть несколько вариантов.
Ко мне домой - Ленинский район деревня Дрожжино дом 46 квартира 2 (это Бутово) - в любое время.
Либо в воскресение во второй половине дня - Клуб «16 Тонн», Москва, ул. Пресненский Вал, д. 6, стр. 1 — 60 секундах ходьбы от метро «Улица 1905 года».
89153565280

Пятница, 23 сентября 2016, 16:04 +04:00 от Василий Васильевич Шахов <vvshakhov@rambler.ru>:

Уважаемый Ричард! Приветствую Вас! Видимо, лучший вариант: Вы называете адрес, куда завезти книги. И время встречи: например, вторая половина дня в понедельник. Конечно же, контактные телефоны... Поклон Захару! Всего-всего Вам доброго! В.В. Шахов.

Василий Васильевич Шахов.

23.09.2016, 14:34:08 пользователь Ричард Семашков (peysmeyker@mail.ru) написал:

Василий Васильевич, добрый день.

Меня зовут Ричард. Я хотел бы забрать у вас книжки для Захара Прилепина.

Как это можно осуществить?
--
РИЧ

От

Захар Прилепин

Кому:

Василий Васильевич Шахов

Re: Книги ждут встречи с Вами В.В. Ш.

Василий Васильевич!
Книги передали!
Приступаю к изучению!
Прекрасный подарок.

Ваш, сердечно.

Четверг, 22 сентября 2016, 18:15 +03:00 от Василий Васильевич Шахов <vvshakhov@rambler.ru>:

Поклон и пожелания всего-всего доброго Вам и Вашим близким. Куда в Москве завезти книги? Просматриваете ли Вы электронную версию "Завтра"? Там я поместил полдюжины эссе на "захаровскую" тему... С уважением В.В.

Василий Васильевич Шахов.

10 ОКТЯБРЯ 2016, 15:09

От

Захар Прилепин

Кому:

Василий Васильевич Шахов

Re: Каликино - околица Вселенной

да-да, всегда рад Вашим письмам, Василий Васильевич!

Понедельник, 10 октября 2016, 15:47 +04:00 от Василий Васильевич Шахов <vvshakhov@rambler.ru>:

Если не возражаете, будем время от времени "перекидываться" информацией... Жанр "диалога"... Кстати сказать, наше Подстепье (рязанско-тамбовско-воронежско-тульско-московско-орловско-курско-елецко-данковско-лебедянское) ещё ждёт своих открывателей-Колумбов... Курская магнитная аномалия... Каликинско-добровская "аномалия"... "Каликино - околица Вселенной"... Поклон и пожелания счастья Вам и Вашим близким. В.В.

……………………………………………………………………………………………………………….

«ОКОЛИЦА ВСЕЛЕННОЙ». КАЛИКИНО. ДОБРОЕ. Здесь прошло детство

и отрочество Захара Прилепина

(дистанционные экспозиции регионоведения)

Дистанционные экспозиции Липецкого общественного просветительского центра

(опорного туристическо-экскурсионного методического пункта) пункта

"К А Л И К И Н О".

Координатор Владимир Шахов (Каликино Добровского района Липецкой области).

**********************************************************************

«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным,

как Америка – Коломбом…»

*********************************************************************

«В минуты редкой душевной тишины я спрашиваю себя, что для меня Россия, и что я для нее? Я родился на этой земле, я состою из песчинок этой земли, из капель росы, из ее лучей, из цветочной пыльцы. Россия сотворила меня, как Господь сотворил Адама, и вдохнула в меня свою жизнь и свой дух.

Россия для меня — это сверкающие ночные январские звезды и дивные дневные ослепительные снега от горизонта до горизонта. Россия для меня — это ветреные дубравы, наполненные дождем рощи, овраги, бушующие во время весеннего половодья. Это лесные цветы, то голубые, то алые, то белые. Россия для меня — это бесконечные разливы рек и летящие по небу летние облака.

Россия для меня — язык, которым я в раннем детстве научился произносить имена родивших меня отца и матери. На этом языке я читал моим маленьким детям русские сказки, на этом языке я молился и молюсь. Этот язык позволил мне пережить высочайшие наслаждения, читая стихи Мандельштама и Гумилева, Пушкина и Лермонтова. Я по-прежнему обожаю открывать страницы Толстого, Достоевского, Бунина и замирать от восторга, от восторга того, что есть на свете такой божественный русский язык.

Россия для меня — это русская история, это история моего рода и моего народа, который, чем дальше удаляясь от моего сегодняшнего дня, все больше и больше сливается во что-то огромное, бесконечное, дорогое мне, готовое меня принять к себе в свои объятья, когда я исчезну из этой земли. Россия для меня — это моя вера. Я молюсь на языке России. Она, Россия, открывает мне небесную лазурь, из которой я узнаю, что смерти нет, что все мы бессмертны и в мире торжествует любовь».

АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ. «Быть русским».

*********************************************************************

Московско-Троицкий общественный дистанционный университет Знаний, творческие группы «Учебная книга России», «Достопамятности Большой

Москвы и москвоведение», «Энциклопедия Подмосковья», «Липецкая Энциклопедия», «Китай-Город в Большой Москве», «Дистанционный

Университет просветительско - оздоровительного туризма и паломничества»

осуществляют новый творчески-культурологический п р о е к т

«К А Л И К И Н О. Просветительский центр регионоведения Русского Подстепья».

Краеведы, регионоведы, отчизноведы, страноведы, культурологи Липецкого края, а также энтузиасты - духовные пассионарии Рязани, Воронежа, Тулы, Орла, Курска, Тамбова накопили бесценный фонд архивных материалов, библиографических источников, эпистолярии, мемуаристики, иллюстративного материала, раскрывающего творческие и подвижнические дерзания Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского, Тихона Задонского, Ушакова; деятельность Петра Великого, Семёнова-Тяншанского, Муравьёва-Карского, Хомякова, Чаплыгина, Лодыгина, Славянова. «Домашние библиотеки», «домашние архивы», «домашние музеи» хранят уникальнейшие свидетельства о биографиях Державина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Плеханова, Радина, А. Буниной,

И. Бунина, М. Горького, Л. Андреева, Полонского, Есенина, Цветаевой, Обуховой, Игумнова, Сергеева-Ценского, Данилевского. Создание и функционирование Центра «КАЛИКИНО» даст возможность вначале интернет-дистанционно, а затем во время паломничества и туристических экскурсий узнать много нового о Болховитинове, Кольцове, Никитине, Эртеле, Лескове, Басове, Хренникове, Замятине, Мичурине, А. Белом, Марко Вовчок, Терпигореве, Левитове, Платонове.

Инициаторы проекта убеждены, что просветительско-культурологический центр «Каликино» станет источником содержательно-методической, духовно-методологической информации для всех любителей-отчизнознатцев, ценителей - просветителей, энтузиастов сбережения «очагов и алтарей».

Просветительско-духовный центр «КАЛИКИНО» преемственно связан с крупным регионально-культурологическим Центром «ЛИПЕЦКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ». В 80-ые,

90-ые годы, на «сгибе эпох», рубеже ХХ – ХХ1 столетия краеведы, регионоведы, книголюбы, культурологи, «физики» и «лирики» Русского Подстепья, в сложнейших и противоречивейших социально-политических, духовных, материально-экономических условиях, продолжали нравственно-духовное с о з и д а н и е. Экспонаты «КАЛИКИНА» расскажут о том, что и как совершались важные открытия в сфере культуры, истории науки и техники, архитектуры, этнографии, искусствознания.

Один из интернетовских проектов Александра Проханова имеет философско-метафорическое «нацеленное» заглавие «СОВЕТСКАЯ АТЛАНТИДА».

Заметим кстати, что в липецких регионально-краеведческих публикациях есть исследовательские сообщения об «АТЛАНТИДЕ», как-то: «Подмосковная Атлантида», «Липецкая ойкумена», «Духовная оседлость Лесостепи и Подстепья», «Нравственная экология дедичей и отчичей», «Cultura agricola и cultura animi».

«Большая» и «малая» родина… Паломничесмтво… КАЛИКИНО – ЗАДОНСК…В заметках, дневниковых записях Андрея Платонова (1899-1951) немало строк о «степной черноземной полосе». «В Задонск! – лозунг отца, крестьянский остаток души: на родине, в поле, из мастерских, где 40 лет у масла и машин прошла жизнь»; «В раннем детстве я жил в Задонске». Андрея Платоновича радовали позитивные изменения в жизни земляков-задонцев: «Все мне дорого, ничего нельзя забыть и оставить, и каждой рытвине, каждому столбу и далёкому человеку… я говорю: «Я восхищаюсь!».

**********************************************************************

…Прохановское размышление «Быть русским»: «Россия для меня — это Волга. Волга, на берегах которой сошлись множество народов — русские, чуваши, татары, казахи, люди степи, финны, угры, мусульмане, православные. Народы, которые пришли на этот восхитительный водопой к священной русской реке и сложились в удивительную державу между трех океанов, державу, которая демонстрирует гармонию и красоту.

Я пережил вместе с моей Родиной страшные чудовищные дни, когда они погибала, когда я кричал от боли, кричал вместе с ней. Я видел, как она умирает, и чувствовал, что умираю я. И мы умерли, она и я. И мы легли во гроб. И казалось, что эта смерть бесконечна. Но постепенно, повинуясь таинственным законам русской истории, мы стали открывать глаза, сначала она, потом я. И мы встали из гроба. И теперь я с восхищением посещаю университеты, где много превосходных, дивных, красивых юношей и барышень. Я посещаю заводы, где строят замечательные машины, современные самолеты и космические аппараты. Я выхожу в поля, которые десять лет лежали как пустошь, были не паханы, на них вырастали березы, и они зарастали диким лесом. Теперь они распаханы и на них зеленеют побеги».

…Сокровенно-психологическое, философско-автобиографическое раздумье нашего выдающегося современника-классика: «Я думаю, что когда истекут мои земные дни, и я уйду из-под этого света, я опять вернусь в ту землю, которая меня создавала, и опять превращусь в эти песчинки, в эти капельки росы, в эти переливчатые лучи света. И опять вернусь к тем бесконечно любимым близким и далеким людям, которые поджидают меня там в другой жизни, сидят в застолье, приготовив для меня свое место. И я приложусь к народу своему. И думая о моей Родине, плача вместе с ней, ликуя вместе с ней, наделенные от нее удивительными дарами и возможностями, иногда недостойные ее, я повторяю вслед за нашим великим полководцем Александром Васильевичем Суворовым: «Господи, какое счастье быть русским!»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

ПОДСТЕПЬЕ: СКАЗКИ ПРАРОДИНЫ А.С. ПУШКИНА

Каликино… Доброе… Кореневщино….

Личность бабушки поэта будоражит воображение не только липчан, тамбовчан, рязанцев. Многое можно прояснить, познакомившись с «малой родиной» Марии Алексеевны. Судьба распорядилась так, что родные для Маши Пушкиной места буквально «запортретировал» Александр Иванович Левитов.

Доброе – родное село Левитова – и Кореневщино, где увидела свет Мария Пушкина, расположены буквально в нескольких верстах друг от друга. Исследователи уже отмечали документальность как одно из жанровых свойств очерковых повествований автора «Аховского посада», «Степных выселок».

Доброе, Кривец, Кореневщино, Капитанщино, Каликино, Волчье, Крутое, Лебедянь, окрестные лесостепи, «тенистые и туманные берега Воронежа» узнаются во вдохновенных лирических импровизациях Левитова.

Каковы же они, родные места Марии Алексеевны, о которых рассказывала любознательному внуку?

Левитовские поэтические свидетельства приобретают при этом особый смысл… «Степная дорога днем», «Степная дорога ночью», «Сладкое житье», «Сельские тревоги», «Типы и сцены сельской ярмарки»…

Весна, окрестности «бывшего города Доброго», Кореневщина, типичных местечек Подстепья… «Всё выше и выше поднималось солнце – и с этим вместе роскошнее и роскошнее делался весенний сельский день: он весь был наполнен тёплыми, ярко-цветными красками, которые медленно и плавно лились с неба, дышавшего какой-то задумчивой и страстной жизненностью. Нежно звеневшие звуки несмолкаемо раздавались в расцвеченном солнечными лучами дневном свете и будили таким образом сельскую жизнь, заморенную гневной зимою. Приветствуя весенний блеск и тепло, жизнь эта виднеется теперь и в раскрытых окнах изб и на безлюдных гумнах – с звонким хохотом плавает и в чанах и в корытах по лужам, разлившимся по огородам…» Добровские, кореневщинские, тамбовские вёсны… Родные вёсны, воспетые гением:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга…

В «Аховском посаде» Левитов пользуется приёмом своеобразной «пейзажной живописи», повествуя о том, как добровские селения погружались в знойное лето: «Стоном стонала река от шумного гоготанья птиц и от их громких всплесков…» Это вольготно чувствует себя «вольная дичь», мешаясь с домашними, утиными и гусиными, стаями. Во всей своей первозданной прелести сочных цветов, чарующих звуков, шествует утро. На ближнем просяном поле, «застланном прозрачными туманами», «шумливо курлыкают» и танцуют длинноногие журавли. Слышен «писк какой-то маленькой пташки». Юрко шныряют в густой траве серые перепела, «бойко отчеканивавшие каждый слог своих незатейливых песен». Доносятся «тревожные вопли гусей, всячески старавшихся поскорее поднять с ночных становищ своих ленивых птенцов». Над гусями «вились и мелькали какие-то чуть приметные точки, которые, как бы мелким дождем, осыпали землю нежными звуками, звеневшими наподобие золота». Из поднебесья «слетал на землю клёкот хищных орлов».

Берега Воронежа… Маша Пушкина любила их, любила озёра в заливных лугах. Эти берега – свидетели детских и отроческих левитовских наблюдений: «Испуганно кагакая и широко распуская свистящие крылья, птичьи стаи, вместе с своими многочисленными выводками, дружно шарахнулись в реку, - вот с игривой массой цветов, которыми обливало солнце речные волны, смешались ещё нежно-белые крылья гусей, золотисто-сизые головки уток и снежный пух их слабой, но необыкновенно грациозной молодёжи».

Отец возил Машу в соседнее Доброе. Вернее, это был город, древний русский город-крепость. Отец рассказывал, что заложил крепость царствоваший на Руси Михаил Фёдорович. Городок, окруженный деревянной стеной, имел шесть башен с пушками. Воронеж был тогда судоходным, по реке могли свободно проходить суда.

Левитов использует летописные свидетельства, в которых встречались и имена древнего рода Пушкиных, обустраивавших и оборонявших тамбовско-липецкие, московско-рязанские края: «И после уж, когда этот острожек фортецией назван был, когда могучая рука, всему миру известная, из липецких дебрей стуком топоров, рубивших лес для Воронежского флота… зверей распугала, около этой фортеции мужичишки и всякие посадские люди селиться стали, потому что сторона была очень привольная: горсть посеешь – воза собирай, рыбы и живности всякой – ешь, не хочу…»

Левитов ссылается на архитектурные сооружения, которые существовали в Добром, Лебедяни ещё во времена Годуновых и Пушкиных.

Со стен старой церкви Аховского посада строго смотрели на прихожан суровые черные надписи на церковнославянском языке. «Памятники, пощаженные временем», напоминают о «прошедшем горе родной стороны, её испытаниях великих, о том, как старинные люди отстаивали русскую землю и русскую честь». Левитов любуется «необъятными раздольями родной земли и разнообразными дивами», его привлекают «разнообразные сказания», в разные времена созданные народным воображением». «Переходя из уст в уста… целые века… рассказы делались, наконец, какою-то летучей, волшебною сказкой». Это был пленительный «странный мир причудливых сказок, разбивавших скуку глухого степного поселья, затерянного в дремучем лесу».

Такими «посельями» были Доброе, Капитанщино, Кореневщино, сельцо Пушкино под Добринкой, тамбовско-рязанские сёла и посады.

Годуновские времена… Старинные были, дни во времена оны… «Силен был в те времена народ, гневен и крут: за всякую обиду дрались друг с другом смертным боем – либо ножами вострыми, либо кистенями тяжелыми, потому что в глухих степях и лесах наших судов тогда звания не было. Так разве кое-когда наедет подъячий из города, пристращает огнищан царских, соберёт с них кое-что по мелочи – и опять к себе домой в крепость укатит…»

Былое, далёкое» «земли родной минувшая судьба»…

Какие сказки слышала в детстве Маша Пушкина? Какие были и былины очаровывали её?

Тот же Александр Левитов собирал, изучая местные сказания, сказки, бывальщины. Анализируя левитовское наследие, мы имеем уникальную возможносьть приобщиться к устному поэтическому творчеству его земляков – добровцев, тамбовчан, липчан. Жители Лебедяни, Кореневщина, Капитанщины, Лебяжьего, Гориц, Махонова, Панина в старину любили мудрую сказку, летучую песню, солидно-эпическую былину. Местные сказитли долго хранили в памяти варианты волшебных повествований об Иване-царевиче, Василисе-Премудрой, Кащее-Бессмертном, Горе-Злосчастии.

В левитовском рассказе «Блаженненькая» в красочную ткань повествования вплетена автором русская народная сказка об Иванушке и сестрице его Алёнушке.

В очерковых зарисовках Левитова поэтически переплавлены фольклорные сюжеты, встречаются образы сказок, былин, исторических песен. Это и Илья Муромец, и Владимир Красно-Солнышко, и Тугарин Змеевич. Фольклорно-сказочными образами полнится «Степная дорога ночью» (Бел-Арапы, Большие Гробищи).

Данковские, Елецкие, лебедянские, добровские фольклорные истории одухотворили левитовскую «Степную дорогу днём»: «Путешествуя по родной стороне и, следовательно, знакомый со всеми её мифическими сказаниями, я живо вспомнил их, почти единственных воспитателей моего младенчества: перед изумленными глазами моими возник фантастический образ гиганта, приставленного по ночам сторожить старинный разбойничий клад. Выходя как будто из волн речных, он высоко стоял над семисаженной горой. Мне виделось даже, как в ночном тумане колебалась его белая мохнатая шапка. Шаги мои против воли сделались медленнее, по телу, как в старину бывало, пробежала холодная дрожь: в одно и то же время я желал слышать и боялся услышать, как богатырь гаркнет на спящую степь:

А и мимо меня дикий зверь не прорыскивал,

Ни один богатырь не проезживал,

Быстра птица не пролётывала…

И как в давние детские годы обманывался я в бабке, рассказчице дива, и переставал видеть в ней свою бабушку, потому что в этом месте рассказа она непременно меняла свой тихий старческий голос на возможно толстый бас и доброе лицо её в эту минуту старалось изобразить необыкновенно грозный богатырский лик, - так и теперь мне нельзя было, хоть даже и бессознательно, не обмануться и не испугаться великана, который так гордо остановился на моей дороге…»

Рассказывала Мария Алексеевна Пушкина внуку эту былинную историю? Арина Родионовна, «русская душою», подружила мальчугана-непоседу с волшебным миром чарующей фантазии? «Что за прелесть – эти сказки, каждая есть поэма», - скажет потом возмужавший мастер художественного вымысла.

Любил юный Пушкин «разбойничью» тему. Будущего автора «Дубровского» захватывали острые истории о благородных мятежниках. Кто знает, может быть, Мария Алексеевна или кто-то из её кореневщинских крестьян познакомили с добровско-кореневщинскими былями?

Левитов чутко фиксировал, анализировал фольклорные местные источники («В самых причудливых и разнообразных формах выражались эти легендарные сказания…»).

«Разбойничья вольница» породила свой особый художественный мир. Не стерпев неволи, уходили из-под Доброго, Лебедяни вольные молодцы. Трудно, драматично складывались их судьбы: «С пугающей очевидностью представляет сказка впалые, светящиеся смертью очи, тоскливо обращенные к родине, видится им теперь, почти уже померкшим, как на оставленной родине, исполненные роскошною летнею жизненностью, шумят зелёные леса, и, осветлённые разноцветными солнечными огнями, стремительно бегут куда-то задумчивые Воронеж и Дон; летучие туманы витают над цветущими берегами этих рек, и сквозь них… человек, заброшенный на чужбину, явственно видел знакомые стада, звонкий колокольчик которых весёлым голосом щебечет ему про беззаботное детство, проведённое на донских и воронежских берегах вместе с этими стадами…»

Кто знает: может быть, «разбойничьи» истории с Дона и Воронежа, слышанные и переданные родными и близкими людьми из Кореневщина, Сокольского и Липецка как-то отразились в повествовании о «дерзновенных разбоях Дубровского».

Не шуми, мати зелёная дубровушка,

Не мешай мне, молодцу, думу думати…

- поёт пушкинский Стёпка «меланхолическую старую песню». Песню, которую пели и в Каликино, под Данковом, и под Ельцом, и под Раненбургом, и в Кореневщине…

(продолжение следует)

1.0x