Авторский блог Александр Кандараков 17:27 23 февраля 2020

"Русский крест - приговор или набат" часть шестая. Хутор - точка роста

Эти люди, без всяких ловчих ям, снотворных стрел и капканов ловили живых тигров...
4

Хочу продолжить историю братьев Худяковых ещё одним эпизодом, который показывает ту черту истинно русского характера, которая принесла русским людям славу ВЕЛИКОГО народа.

Однажды, на хутор братьев напали хунхузы /вооруженные банды китайских разбойников/.

Это случилось в мае 1920 года. В России полыхала гражданская война, а на русском Дальнем Востоке образовалось новоё государство: Дальневосточная Республика. На территории республики не было твёрдой власти и хунхузы, которые и раньше были ужасом местных жителей, отбросили всякую осторожность.

К этому времени хутор разросся и братья жили раздельными дворами. Первым подвергся нападению двор, где жили Устин и Павел. Нападение было неожиданным и братья, не успев вооружиться, оказались в плену у хунхузов. Бандитов было более 40 человек. Оставив во дворе караульного, хунхузы начали подкрадываться к дому старшего брата - Фёдора, но были замечены и Фёдор успел закрыться в доме и вооружиться. Поняв что они обнаружены, хунхузы открыли огонь и убили одного из работников. Фёдора стал стрелять в ответ и убил двоих нападавших. Обозленные бандиты открыли пальбу из всех стволов не давая Фёдору даже выглянуть в окно. Зато стрельбу услышали Афанасий и Александр, чей двор был примерно в полуверсте. С оружием в руках они кинулись на помощь. Будучи опытными охотниками они сразу зашли бандитам в тыл и открыли прицельный огонь. Теряя людей, хунхузы, отступили и исчезли в лесу.

Худяковы же собрались на совет и решили, что хунхузов надо проучить так, чтобы даже думать боялись о повторном нападении.

На следующий день двое из братьев - Фёдор и Александр пошли по следу банды и обнаружили её на одной из лесных заимок. Хунхузы отдыхали и нападение братьев стало для них полной неожиданностью. Теряя людей под метким огнём, бандиты в рассыпную бросились в лес.

Фёдору, надо было возвращаться, чтобы привести в порядок разграбленный и порушеннный двор. Александр же решил ещё немного проводить "гостей". Он продолжил преследование банды в одиночку. Нагнав банду на очередной ночёвке, Александр занял позицию на возвышенности. Фанза, где заночевали бандиты, была как на ладони. Молодой охотник знал, что при ночном нападении темнота поможет хунхузам уйти с меньшими потерями. И он не стал спешить. Отдохнул сам, а с рассветом, когда сон наиболее крепок занял стрелковую позицию. Китайская фанза устроенна так, что знающий человек легко вычислит, где находятся головы спящих. Пули карабина с легкостью прошивали тонкие стены фанзы... Хунхузы потеряли девять человек убитыми, а многие были ранены.

С тех пор не только на хутор Худяковых никто не нападал, но и в соседних селениях хунхузы перестали появляться.

двойной клик - редактировать изображение

/Я не ради остроты сюжета описал это событие. У меня в связи с ним есть особое мнение о котором я скажу позже./

Сейчас же хочу обратить внимание, что хутор Худяковых, находился на юге Приморского края. Здесь переселенцы селились с большой охотой. Можно сказать, что южная и юго-западная часть Приморья граничащая с Китаем и Корей особых проблем с заселением не имела. Причиной тому - благодатный климат Ханкайской равнины и многочисленных долин невысоких Чёрных гор Хасанского района. Вдоль границы, приказным порядком расселялись казаки составившие Уссурийское казачье войско, а вглубь от границы селились крестьяне.

Иначе обстояло дело на севере края.

По окончании русско-японской войны 1904 - 1905 года, перед царским правительством встала сложная задача: взять под контроль побережье и горно-таёжную часть Уссурийского края к северу от бухты Св. Ольги.

Места эти и сейчас считаются отдалёнными и суровыми, а в те годы они были совершенно необжитыми и дикими. Даже ушлые китайцы, и те появлялись там лишь в летний сезон. Сихотэ-Алинь (Горная страна) цепью протянувшаяся вдоль побережья, представляла из себя глухую тайгу, где тигры (taiger) оглашали грозным рыком своё право на всё живое в этих горах. Плодородных земель здесь мало. А те что есть расположенны по долинам горных рек, которые в сезон тайфунов (ураганов) выходят из берегов и сносят всё на своем пути. Сюда, обычные крестьяне заселяться не решались, побаивались. В тоже время, пользуясь близостью берегов Южного Сахалина отошедшего по результатам военной компании к Японии, на север Приморья начали проникать японские лесозаготовительные и рыболовецкие компании...

Исследователь переселенческого движения на Дальний Восток - А.М. Панин, сообщает:

"... размыслив царское правительство решило, что наиболее пригодными, для заселения этих мест, являются старообрядцы. Они трудолюбивы, неприхотливы, с ярко выраженным русским духом, практически не поддаются чуждому влиянию и ассимиляции.

Льготы, предоставленные добровольцам переселения, лояльность к религиозным чувствам, а также слухи о богатых краях, нашли отклик у русского старообрядчества. Среди первых засельщиков северного побережья Приморья были старообрядцы из Поволжья, Сибири, Урала и Алтая. Переселение происходило семейными кланами, группами, жителями одного села, единоверцами.

В период с 1906 по 1910 г.г. при образовании переселенческих хозяйств в необжитых районах Сибири и Дальнего Востока было израсходовано 37,1 млн. золотых рублей. Размер пособий переселенцам в Дальневосточный регион составлял 200 руб. Всего же по Дальневосточному краю было зарегистрировано около 32 тыс. переселенцев, в том числе по Приморскому краю - 20,658 тыс. человек.

Консерваторы по отношению к церкви, старообрядцы не являлись таковыми в хозяйственной жизни. Новые сельскохозяйственные машины, усовершенствованный плуг, рамочный улей, можно было встретить скорее у старообрядцев, нежели у малороссов, или других групп переселенцев.
Главными занятиями старообрядцев были земледелие, соболевание и рыболовство. Поначалу, земли раскорчевывали, кто сколько может, позднее стали выделять наделы по количеству душ (учитывалось лишь мужское население). В среднем на семью в 6-8 человек приходилось пахотной земли от 4 до 10 десятин, 2-3 лошади, 2-3 коровы, мелкий рогатый скот - 4 -5 голов. Сельхозорудия были в каждом втором дворе. Мельницы - в каждом селе. Из зерновых сеяли: рожь, пшеницу, овес, чумизу, просо. Огороды были у каждой семьи с обязательным набором выращиваемых овощей: картофель, фасоль, морковь, репа, тыква, дыни, арбузы. Староверы - единственные из крестьян Уссурийского края, кто занимался оленеводством.
Особую статью дохода составляло пчеловодство. Почти в каждой семье старообрядцев было от нескольких до 100 и более ульев. От продажи меда получали немалые доходы (до 900 руб. ежегодно).

Важнейшим занятием старообрядцев была охота. Соболей ловили всякими способами, быстро перенимая навыки у местного (туземного) населения.

В начале 20-х гг. на северном побережье Приморья существовали многочисленные лесные и рыбные концессии, принадлежавшие японцам. (Что и обусловило японскую военную интервенциию) Концессии были выгодны как их владельцам, так и местному населению, особенно старообрядцам. Японцы предпочитали иметь дело именно со старообрядцами, отмечая их трудолюбие и старательность.

В начале 20-х гг. стали появляться первые старообрядческие лесные концессии, к примеру, Ефрема Власова.

Благодаря своему трудолюбию старообрядческое население севера Приморья по зажиточности превосходило даже казаков, считавшехся самыми зажиточными на территории Дальнего Востока.

Трудовая солидарность, сплоченность, независимость - характерные черты всех старообрядческих общин. Функции общин были разнообразными. Среди основных: межпоколенная передача народного опыта, обычаев, традиций, сохранение здорового генофонда. Вновь прибывающие семьи получали поддержку общины: им бесплатно давали на обзаведение корову, лошадь, «помочами» рубили дом. За 2-3 года семьи вставали на ноги. Соборно решались все проблемы, возникающие в общине. Северное побережье Приморья - это единственный район, и один из немногих в России, где существовали старообрядческие монастыри, которые издавали свою литературу и проводили ежегодные соборы (съезды).

К началу 30-х г.г. на северном побережье Приморья существовало более 50 населенных пунктов (сел, хуторов, заимок), заселенных старообрядцами."

/ ПАНИЧЕВ А.М.. Тихоокеанский институт географии ДВО РАН/

Должно отметить, что семью Худяковых, можно рассматривать как типичную для старообряческой среды.

Например: старовер Афанасий Поносов основал хутор Ново-Сионский в зиму 1897-98 г. Уже в 1900 г. здесь стоял прекрасный двухэтажный дом городского типа на каменном фундаменте. Кроме семьи Поносова, на хуторе проживало еще 12 мужчин и 3 женщины. Готовились к переезду еще 50 человек из Сучанской долины. Участок земли, который отвели Поносову, составлял 400 десятин. На них располагались многочисленные хозяйственные постройки, кузница, бондарная, мельница, оранжерея. Были библиотека и молельный дом. Даже был прорыт канал с мельницей, а на реке Тапингоу (Звероловной) поставлены плотина со шлюзом. На своих землях уже в 1900 г. Поносов собрал 4000 пудов хлеба (1 пуд равнялся 16,58 кг), не считая другой продукции. Но его особой страстью было все-таки море. Имея четыре большие шаланды, рыбачьи лодки и невода, Поносов ловил нерпу и снабжал морепродукцией Сучанскую долину и Владивосток. Олене-парковое хозяйство, переданное Поносовым Советской власти в 30-х, существовало вплоть до 70-х, а до этого сам Поносов продавал панты по 600 руб. за пару.

Но не только старообрядцы проявляли себя как основатели династий и поселений.

Была ещё одна категория крепких духом людей:"Тульский оружейник-рабочий Шабанов отказался от призыва в армию, за что был сослан, но сбежал с каторги и вместе с невестой поселился у отрогов Сихотэ-Алиня. «Он был крепок, силен, умел и любил работать, и очень скоро у нищего бродяги вырос на берегу Ното дом-крепость, неприступный ни для людей, ни для зверья, — вспоминали очевидцы. — Крепость эта, обнесенная высоким частоколом из заостренных плах, чем-то напоминала внешний облик своего хозяина — огромного, кудлатого, всегда зорко и настороженно следившего за собеседником маленькими глазками из-под лохматых бровей».
Занимался Шабанов охотой и ремонтом ружей. Завел хозяйство. Заказов было много.
В 30-х на месте поселения старожила уже было шесть домов, и эта маленькая деревня получила название Шабановка.

Продолжение следует.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
24 февраля 2020 в 19:26

Фильм А.Караулова о Якутском Сухом Законе(СЗ) - о-го-го!

https://www.youtube.com/watch?v=c8tdNuHbIyo

25 февраля 2020 в 01:56

Благодарю, Лев.

Посмотрел фильм. Согласен с Вами - "о-го-го"! Но, якутский "Сухой Закон" -часть национальной политики правительства Якутии. В начале фильма не раз звучат слова о спасении народа от деградации и вымирания. И спасением занялись национально настроенные лидеры. И у них получилось. Вон как гордятся увеличением продолжительности жизни и выживаемостью младенцев...

Русский Мир, Русский Народ, также находится в стадии деградации. Просто в масштабах огромного пространства Федерации, по которому рассеяны русские, это не так резко бросается в глаза, потому что есть и успехи - точки роста. Та же арктическая программа, Крым, ДВФУ (федеральный университет), космодром Восточный и другие значительные проекты, о которых можно говорить как о общегосударственных достижениях, и это будет правдой. Но, если присмотреться, мы увидим что за фасадами всех этих достижений скрывается огромная масса мелких разорений и потерь... Каждое такое разорение в отдельности, выглядит не страшно. Подумаешь деревня - пятьдесят дворов. Но именно из таких деревень приходили в города, на заводы и фабрики люди с детства приученные к добросовестному труду...

Чиновнику же кажется что поддерживать в такой деревне жизнь - не перспективно и затратно. А то что такая деревня обихаживала землю, выпасала стада, обустраивала природные водостоки (ручьи и речки), контролировала и обслуживала вокруг себя огромную полевую территорию, этого, городской, кабинетный чинуша не понимает.

1.0x