Авторский блог Александр Кандараков 17:27 23 февраля 2020

"Русский крест - приговор или набат" часть шестая. Хутор - точка роста

Эти люди, без всяких ловчих ям, снотворных стрел и капканов ловили живых тигров...

Хочу продолжить историю братьев Худяковых ещё одним эпизодом, который показывает ту черту истинно русского характера, которая принесла русским людям славу ВЕЛИКОГО народа.

Однажды, на хутор братьев напали хунхузы /вооруженные банды китайских разбойников/.

Это случилось в мае 1920 года. В России полыхала гражданская война, а на русском Дальнем Востоке образовалось новоё государство: Дальневосточная Республика. На территории республики не было твёрдой власти и хунхузы, которые и раньше были ужасом местных жителей, отбросили всякую осторожность.

К этому времени хутор разросся и братья жили раздельными дворами. Первым подвергся нападению двор, где жили Устин и Павел. Нападение было неожиданным и братья, не успев вооружиться, оказались в плену у хунхузов. Бандитов было более 40 человек. Оставив во дворе караульного, хунхузы начали подкрадываться к дому старшего брата - Фёдора, но были замечены и Фёдор успел закрыться в доме и вооружиться. Поняв что они обнаружены, хунхузы открыли огонь и убили одного из работников. Фёдора стал стрелять в ответ и убил двоих нападавших. Обозленные бандиты открыли пальбу из всех стволов не давая Фёдору даже выглянуть в окно. Зато стрельбу услышали Афанасий и Александр, чей двор был примерно в полуверсте. С оружием в руках они кинулись на помощь. Будучи опытными охотниками они сразу зашли бандитам в тыл и открыли прицельный огонь. Теряя людей, хунхузы, отступили и исчезли в лесу.

Худяковы же собрались на совет и решили, что хунхузов надо проучить так, чтобы даже думать боялись о повторном нападении.

На следующий день двое из братьев - Фёдор и Александр пошли по следу банды и обнаружили её на одной из лесных заимок. Хунхузы отдыхали и нападение братьев стало для них полной неожиданностью. Теряя людей под метким огнём, бандиты в рассыпную бросились в лес.

Фёдору, надо было возвращаться, чтобы привести в порядок разграбленный и порушеннный двор. Александр же решил ещё немного проводить "гостей". Он продолжил преследование банды в одиночку. Нагнав банду на очередной ночёвке, Александр занял позицию на возвышенности. Фанза, где заночевали бандиты, была как на ладони. Молодой охотник знал, что при ночном нападении темнота поможет хунхузам уйти с меньшими потерями. И он не стал спешить. Отдохнул сам, а с рассветом, когда сон наиболее крепок занял стрелковую позицию. Китайская фанза устроенна так, что знающий человек легко вычислит, где находятся головы спящих. Пули карабина с легкостью прошивали тонкие стены фанзы... Хунхузы потеряли девять человек убитыми, а многие были ранены.

С тех пор не только на хутор Худяковых никто не нападал, но и в соседних селениях хунхузы перестали появляться.

двойной клик - редактировать изображение

/Я не ради остроты сюжета описал это событие. У меня в связи с ним есть особое мнение о котором я скажу позже./

Сейчас же хочу обратить внимание, что хутор Худяковых, находился на юге Приморского края. Здесь переселенцы селились с большой охотой. Можно сказать, что южная и юго-западная часть Приморья граничащая с Китаем и Корей особых проблем с заселением не имела. Причиной тому - благодатный климат Ханкайской равнины и многочисленных долин невысоких Чёрных гор Хасанского района. Вдоль границы, приказным порядком расселялись казаки составившие Уссурийское казачье войско, а вглубь от границы селились крестьяне.

Иначе обстояло дело на севере края.

По окончании русско-японской войны 1904 - 1905 года, перед царским правительством встала сложная задача: взять под контроль побережье и горно-таёжную часть Уссурийского края к северу от бухты Св. Ольги.

Места эти и сейчас считаются отдалёнными и суровыми, а в те годы они были совершенно необжитыми и дикими. Даже ушлые китайцы, и те появлялись там лишь в летний сезон. Сихотэ-Алинь (Горная страна) цепью протянувшаяся вдоль побережья, представляла из себя глухую тайгу, где тигры (taiger) оглашали грозным рыком своё право на всё живое в этих горах. Плодородных земель здесь мало. А те что есть расположенны по долинам горных рек, которые в сезон тайфунов (ураганов) выходят из берегов и сносят всё на своем пути. Сюда, обычные крестьяне заселяться не решались, побаивались. В тоже время, пользуясь близостью берегов Южного Сахалина отошедшего по результатам военной компании к Японии, на север Приморья начали проникать японские лесозаготовительные и рыболовецкие компании...

Исследователь переселенческого движения на Дальний Восток - А.М. Панин, сообщает:

"... размыслив царское правительство решило, что наиболее пригодными, для заселения этих мест, являются старообрядцы. Они трудолюбивы, неприхотливы, с ярко выраженным русским духом, практически не поддаются чуждому влиянию и ассимиляции.

Льготы, предоставленные добровольцам переселения, лояльность к религиозным чувствам, а также слухи о богатых краях, нашли отклик у русского старообрядчества. Среди первых засельщиков северного побережья Приморья были старообрядцы из Поволжья, Сибири, Урала и Алтая. Переселение происходило семейными кланами, группами, жителями одного села, единоверцами.

В период с 1906 по 1910 г.г. при образовании переселенческих хозяйств в необжитых районах Сибири и Дальнего Востока было израсходовано 37,1 млн. золотых рублей. Размер пособий переселенцам в Дальневосточный регион составлял 200 руб. Всего же по Дальневосточному краю было зарегистрировано около 32 тыс. переселенцев, в том числе по Приморскому краю - 20,658 тыс. человек.

Консерваторы по отношению к церкви, старообрядцы не являлись таковыми в хозяйственной жизни. Новые сельскохозяйственные машины, усовершенствованный плуг, рамочный улей, можно было встретить скорее у старообрядцев, нежели у малороссов, или других групп переселенцев.
Главными занятиями старообрядцев были земледелие, соболевание и рыболовство. Поначалу, земли раскорчевывали, кто сколько может, позднее стали выделять наделы по количеству душ (учитывалось лишь мужское население). В среднем на семью в 6-8 человек приходилось пахотной земли от 4 до 10 десятин, 2-3 лошади, 2-3 коровы, мелкий рогатый скот - 4 -5 голов. Сельхозорудия были в каждом втором дворе. Мельницы - в каждом селе. Из зерновых сеяли: рожь, пшеницу, овес, чумизу, просо. Огороды были у каждой семьи с обязательным набором выращиваемых овощей: картофель, фасоль, морковь, репа, тыква, дыни, арбузы. Староверы - единственные из крестьян Уссурийского края, кто занимался оленеводством.
Особую статью дохода составляло пчеловодство. Почти в каждой семье старообрядцев было от нескольких до 100 и более ульев. От продажи меда получали немалые доходы (до 900 руб. ежегодно).

Важнейшим занятием старообрядцев была охота. Соболей ловили всякими способами, быстро перенимая навыки у местного (туземного) населения.

В начале 20-х гг. на северном побережье Приморья существовали многочисленные лесные и рыбные концессии, принадлежавшие японцам. (Что и обусловило японскую военную интервенциию) Концессии были выгодны как их владельцам, так и местному населению, особенно старообрядцам. Японцы предпочитали иметь дело именно со старообрядцами, отмечая их трудолюбие и старательность.

В начале 20-х гг. стали появляться первые старообрядческие лесные концессии, к примеру, Ефрема Власова.

Благодаря своему трудолюбию старообрядческое население севера Приморья по зажиточности превосходило даже казаков, считавшехся самыми зажиточными на территории Дальнего Востока.

Трудовая солидарность, сплоченность, независимость - характерные черты всех старообрядческих общин. Функции общин были разнообразными. Среди основных: межпоколенная передача народного опыта, обычаев, традиций, сохранение здорового генофонда. Вновь прибывающие семьи получали поддержку общины: им бесплатно давали на обзаведение корову, лошадь, «помочами» рубили дом. За 2-3 года семьи вставали на ноги. Соборно решались все проблемы, возникающие в общине. Северное побережье Приморья - это единственный район, и один из немногих в России, где существовали старообрядческие монастыри, которые издавали свою литературу и проводили ежегодные соборы (съезды).

К началу 30-х г.г. на северном побережье Приморья существовало более 50 населенных пунктов (сел, хуторов, заимок), заселенных старообрядцами."

/ ПАНИЧЕВ А.М.. Тихоокеанский институт географии ДВО РАН/

Должно отметить, что семью Худяковых, можно рассматривать как типичную для старообряческой среды.

Например: старовер Афанасий Поносов основал хутор Ново-Сионский в зиму 1897-98 г. Уже в 1900 г. здесь стоял прекрасный двухэтажный дом городского типа на каменном фундаменте. Кроме семьи Поносова, на хуторе проживало еще 12 мужчин и 3 женщины. Готовились к переезду еще 50 человек из Сучанской долины. Участок земли, который отвели Поносову, составлял 400 десятин. На них располагались многочисленные хозяйственные постройки, кузница, бондарная, мельница, оранжерея. Были библиотека и молельный дом. Даже был прорыт канал с мельницей, а на реке Тапингоу (Звероловной) поставлены плотина со шлюзом. На своих землях уже в 1900 г. Поносов собрал 4000 пудов хлеба (1 пуд равнялся 16,58 кг), не считая другой продукции. Но его особой страстью было все-таки море. Имея четыре большие шаланды, рыбачьи лодки и невода, Поносов ловил нерпу и снабжал морепродукцией Сучанскую долину и Владивосток. Олене-парковое хозяйство, переданное Поносовым Советской власти в 30-х, существовало вплоть до 70-х, а до этого сам Поносов продавал панты по 600 руб. за пару.

Но не только старообрядцы проявляли себя как основатели династий и поселений.

Была ещё одна категория крепких духом людей:"Тульский оружейник-рабочий Шабанов отказался от призыва в армию, за что был сослан, но сбежал с каторги и вместе с невестой поселился у отрогов Сихотэ-Алиня. «Он был крепок, силен, умел и любил работать, и очень скоро у нищего бродяги вырос на берегу Ното дом-крепость, неприступный ни для людей, ни для зверья, — вспоминали очевидцы. — Крепость эта, обнесенная высоким частоколом из заостренных плах, чем-то напоминала внешний облик своего хозяина — огромного, кудлатого, всегда зорко и настороженно следившего за собеседником маленькими глазками из-под лохматых бровей».
Занимался Шабанов охотой и ремонтом ружей. Завел хозяйство. Заказов было много.
В 30-х на месте поселения старожила уже было шесть домов, и эта маленькая деревня получила название Шабановка.

Продолжение следует.

1.0x