Вы встречали когда-нибудь живого носителя русской традиции? Не постановочные хороводы и не лубочное «русское», а именно настоящий русский «аутентик»?
Я встречала. Им являлся Олег Фомин-Шахов. Кто-то знает его как поэта, кто-то как философа, кто-то как историка русской традиции или основателя музыкальной группы «Злыдота», кто-то как доблестного православного воина и борца пролайф-движения. А я знаю его как подлинного русского православного человека.
Мы, современные, игнорируем прошлое, смеемся над нашей историей или попросту воспроизводим ее в скупом регистре. Замечали с каким рвением танцуют лезгинку кавказцы? Как знают свои народные песни например грузины, и как их застолья всегда осенены священными смыслами ( супра)? А мы? Мы знаем пару песен якобы народных, забываем в них слова, думаем, что «Катюша» – это наша традиция, ну и на крайний случай два раза присядем под калинку, полагая что именно это есть русский национальный танец вприсядку, наденем платочки (завяжем узелком, а не на булавку) и поверх рваных джинсов наденем фальшивый театральный сарафан. Мы - пленники модерна и мы ответственны за увядание русской традиции.
А вот Олег пленником модерна не был. Олег и был традицией, живой. И это проявлялось во всем. Его настроение всегда было «великим», великорусским. Его трудно было не заметить: он вторгался в пространство решительно, на нем – всегда традиционный черный балахон, русский традиционный (как стыдно, ведь я даже не помню, из какой русской традиции он заимствован), веселая и очень хитрая улыбка, колесная лира или гусли с собой и очень сильный, громкий голос. В 2001 году он основал музыкальный коллектив "Злыдота". Название – из Серебряного века: в романе Пимена Карпова «Пламень» загадочное братство было названо именно так. Большинство текстов было написано на церковнославянском и древнерусском, некоторые песни пелись на стихи русского философа Карпца (который разработал важнейшую доктрину социал-монархизма). Концерты "Злыдоты" всегда были спектаклем, насыщенным и красочным: каждый участник группы был в своем образе: на головах девушек удивительные шапки с узорами, на сцене – разные полотна и ткани, играл коллектив а старинных инструментах – гусли, лютня, колесная лира (и где Олег все это нашел?). Все это выглядело глубоко по-настоящему. Никакого налета «лубочности» и «фейка». Я не знаю ни одной похожей группы на "Злыдоту"… И вряд ли она еще появится.. Я не знаю ни одного человека, который так бы знал русскую традицию и мог бы рассказать о знаках и символах на любой церкви. Я не знаю ни одного человека, который бы был таким же русским… Именно русским. Радостно русским.
Олег умер 25 октября в день смерти русского духовидца Мамлеева. Я не верю в совпадения. Tout se tient, как говорил один великий философ. Мир по-прежнему будет погружаться в ад, все ниже, в новый и новый круг: кризисы всех изводов, замена человека киборгом, приход «последних людей», которые будут моргать и говорить, что «счастье найдено» ими – вот, что будет развертываться перед нами. А где-то далеко, либо над миром, либо под ним в невидимом граде Китеж будет пир, на котором настоящий русский гусляр будет петь о конце времен. Иногда его будет слышно и нам. Надо только прислушаться…