Авторский блог Наше Завтра 00:17 6 апреля 2023

Русский форпост

из книги Дмитрия Верхотурова "Крым. Ключевые моменты истории"

Верхотуров Дмитрий. Крым. Ключевые моменты истории. М. : Наше Завтра, 2023. — 256 с.

В контексте Специальной военной операции (СВО) по демилитаризации и денацификации Украины новое переиздание этой книги приобрело особую актуальность и значение, поскольку история Крыма (и в целом южнорусских земель) как неотъемлемая часть отечественной истории сейчас тоже превратилась в поле боя — одно из тех, на которых решаются судьбы нашей Родины, а значит и всего человечества в целом.

Возможно, некоторые авторские формулировки могут показаться читателю спорными. Например: "Первый раз, когда Крым сыграл выдающуюся роль в исторической судьбе России, пришёлся на 70-е годы XVI века", — а как же крещение князя Владимира Святославича в Херсонесе, за которым последовало Крещение Руси? А как же Тмутараканское княжество, не однажды упомянутое в русских летописях и "Слове о полку Игореве"? Как же крымский темник Золотой Орды Мамай, который потерпел поражение в Куликовской битве и так далее?

Но, по сути, Дмитрий Верхотуров рассматривает Крым исключительно через взаимодействия с ним централизованного Государства Российского, которое полностью сформировалось к концу XV века, и такая концепция не просто имеет право на существование, но помогает разогнать морок современного "украинского мифа", во многом паразитирующего на истории Древней Руси. "Утверждается, что Крым имел большое историческое значение для России, но мало кто берётся уточнить, в чём именно это значение состояло", — так объясняет Дмитрий Верхотуров "сверхзадачу" своей работы и подчёркивает, что в центре его внимания находятся те моменты, когда Крым "становился местом, где решались вопросы исторической важности, связанные с самим существованием нашего государства, с перспективами его развития или упадка".

Таких моментов немало. Битва при Молодях 29 июля — 2 августа 1572 года, когда сорокатысячная орда крымского хана Девлет Гирея, за год до того разорившего и сжёгшего Москву, была наголову разгромлена вдвое-втрое меньшим русским войском. Крымская война 1853–1856 годов, названная современными западными историками Нулевой мировой войной, в которой Российская империя сражалась с коалицией Британской, Французской и Османской империй, а также Сардинского королевства, — с коалицией, поддержанной Австрийской империей и Прусским королевством. "С чисто военной точки зрения итог войны ничейный. Русская армия не была разбита, взятие англо-французскими войсками Севастополя компенсировалось взятием Карса. С политической точки зрения война закончилась явно неудачно, поскольку Россия лишилась своего доминирующего положения в Европе, уступив его Британии и Франции, понесла территориальные потери и лишилась права иметь военный флот на Чёрном море. С точки зрения исторических судеб развития России Крымская война представляла собой однозначную победу. Англо-французским войскам, а также примкнувшим к ним туркам и сардинцам не удалось стереть Россию с мировой карты как великую державу", — так характеризует этот конфликт автор книги.

Гражданская война, когда врангелевский "белый" Крым имел шансы стать отдельным от Советской России государством, наподобие Польши или Финляндии. Великая Отечественная со второй обороной Севастополя, не менее героической, чем предыдущая. Наконец, "крымская весна" 2014-го, ставшая поворотным пунктом к восстановлению статуса России как одного из мировых "центров силы". В нынешней СВО российский Крым тоже выступает одним из главных форпостов нашего государства, а значит, как справедливо замечает Дмитрий Верхотуров, "возможно, через некоторое время к этой книге потребуется добавить ещё один очерк".

"Первый раз, когда Крым сыграл выдающуюся роль в исторической судьбе России, пришёлся на 70-е годы XVI века. Это был очень краткий момент, буквально пара лет, когда определились пути дальнейшего развития Московского государства и Крымского ханства. Этот вопрос решался в битве при Молодях (в 18 км к югу от современного Подольска) 29 июля — 2 августа 1572 года. По своему историческому значению эта битва может быть поставлена в один ряд с такими крупными сражениями, как Куликовская битва или Ледовое побоище на Чудском озере…"

За восемь лет в Крыму многое изменилось. Самое важное и значимое изменение — строительство железнодорожного и автомобильного моста через Керченский пролив, который прочно связал полуостров с Россией. Задача строительства моста была поставлена президентом России Владимиром Путиным ещё 19 марта 2014 года, на следующий день после провозглашения суверенитета России над Крымским полуостровом. Украина, утратив Крым, быстро поставила его в условия жёсткой транспортной и инфраструктурной блокады.

В первую очередь в апреле 2014 года Крым лишился воды, поставляемой с Украины по Северо-Крымскому каналу: он был перекрыт дамбой. Это вызвало серьёзные проблемы с водоснабжением, сокращение площади сельскохозяйственных земель, что заставило строить альтернативные системы водоснабжения.

Затем последовало прекращение поставок стройматериалов и ограничение в энергоснабжении. В сентябре 2015 года группа крымскотатарских активистов во главе с Мустафой Джемилевым потребовала блокады Крыма. Вскоре крымскотатарские и украинские националисты при поддержке правительства Украины заблокировали автомобильные дороги на трёх пунктах пропуска в Херсонской области. Интересно отметить, что, несмотря на всю свою риторику, украинское правительство фактически признало Крым иностранной территорией ещё в 2014 году, когда с 27 сентября украинская таможня стала работать с Крымом как с иностранным государством. Грузовое сообщение с полуостровом было прервано. Наконец, в ноябре 2015 года были повреждены линии электропередач, а в конце декабря 2015 года прекратилась поставка электроэнергии с Украины в Крым. Для подачи дополнительной электроэнергии в Крым через Керченский пролив был проложен подводный кабель.

Таким образом, положение Крыма, оказавшегося в жёсткой блокаде, было тяжёлым. Острая нехватка воды, электроэнергии, недостаток товаров и крайне ограниченное грузовое сообщение. Президент России это предвидел и распорядился начать строительство моста ещё до того, как украинские власти ввели в действие первые меры по блокаде полуострова.

Временные технические сооружения для Крымского моста начали строить в апреле 2015 года, а в феврале 2016 года, сразу после утверждения проекта государственной экспертизой, началось возведение самого моста. Первым строился автодорожный мост, а следом за ним — железнодорожный. В декабре 2017 года были готовы все опоры автомобильного моста, уложены пролётные сооружения. 26 апреля 2018 года были завершены работы по укладке асфальта. 15 мая 2018 года состоялось открытие автомобильного моста, в ходе которого президент России Владимир Путин проехал по нему за рулём КамАЗа во главе целой колонны из строительной техники. Автомобильная блокада Крыма была прорвана. За месяц, с 16 мая по 16 июня 2018 года, по мосту проехало более миллиона автомобилей.

Строительство железнодорожного моста продолжалось по своему графику. В ноябре 2018 года было завершено возведение опор, в марте 2019 года — сборка пролётов, а в июле 2019 года — укладка рельсов. Наконец, 18 декабря 2019 года строительство было официально завершено. 23 декабря 2019 года при участии президента России состоялось открытие железнодорожного движения. Ночью 25 декабря проследовал первый пассажирский поезд "Москва — Симферополь". Грузовое сообщение через Крымский мост было открыто в конце июня 2020 года.

Украинское правительство очень рассчитывало обложить Крым такой блокадой, чтобы у местного населения появилось острое недовольство российской властью, но они просчитались. Строительство моста полностью разрушило эти надежды. Он вообще коренным образом изменил экономическое положение полуострова, связав его с развитыми регионами Южного федерального округа, то есть, в сущности, связал его с Россией, оторвав от Украины. Политическое решение было подкреплено инфраструктурной и экономической связями.

Но борьба за Крым ещё не закончена. В феврале 2022 года началась Спецоперация на Украине, которая привела к тому, что в состав России вошли Луганская Народная Республика, Донецкая Народная Республика, Запорожская и Херсонская области. Иными словами, в Россию вошла практически вся Новороссия к северу от Крыма. В самом начале СВО российские войска заняли херсонскую часть Северо-Крымского канала и 26 февраля 2022 года уничтожили дамбу. Вода снова пошла из Днепра в Крым. Было открыто грузовое и пассажирское сообщения, восстановлены разобранные в 2017 году участки железнодорожных веток, ведущих в Крым.

В ходе боевых действий украинское командование уделяло Крыму весьма большое внимание. Военно-морские и авиационные базы в Севастополе подвергались атакам воздушных и морских беспилотных летательных аппаратов, 8 октября 2022 года была предпринята попытка атаковать Крымский мост: на мосту взорвался грузовик, гружёный взрывчаткой. При этом обрушились три пролёта автомобильного моста и загорелся состав с горючим, который шёл по железнодорожному мосту. Это был акт, нацеленный лично на Владимира Путина: взрыв произошёл спустя несколько часов после его 70-летия. Однако разрушить мост не удалось, и вскоре по нему было открыто временное движение, начались восстановительные работы.

Также после отступления российских войск из Херсона в начале ноября 2022 года украинское командование заявило о подготовке наступления на Крым. Тогда же стало известно, что в северной части Крыма строятся укрепления.

Так что Крым ещё остаётся предметом борьбы между Россией и Украиной, теперь уже борьбы вооружённой. Вполне может быть новая битва за полуостров. К украинским планам наступления на Крым надо относиться серьёзно, ибо исторический опыт показывает, что Крым — это место весьма неудобное для обороны и все, кому удавалось полуостров захватить, наступали на него через северные перешейки. Местность Северного Крыма степная, равнинная, совершенно лишённая сколько-нибудь удобных оборонительных позиций. Однако есть и отличия от опыта прошлого: раньше, если противник захватывал перешейки и вторгался в северную часть Крыма, весь полуостров оказывался ловушкой, из которой было трудно выбраться, но теперь Крымский мост, позволяющий перебрасывать крупные силы, технику и организовывать снабжение, создаёт гораздо более прочную оборону Крыма, чем когда-либо прежде…

Большинство стран, которые очень часто говорят о демократии и демократических стандартах, не признали референдум в Крыму 17 марта 2014 года, некоторые даже назвали его "бутафорским". Голосование в Генеральной Ассамблее ООН по резолюции в поддержку территориальной целостности, которое состоялось 27 марта 2014 года, показало раскол мирового сообщества по этому вопросу. Из 193 членов ООН за эту резолюцию проголосовали 100 членов, 11 — против, 58 — воздержались и 24 — не голосовали.

Между тем вопросы были сформулированы ясно и понятно: "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?" и "Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?" Первый вопрос собрал 96,77% голосов "за". Стало быть, население Крыма ясно и недвусмысленно выразило свою волю войти в состав России, что и было сделано буквально сразу же после референдума…

В советском конституционном законодательстве, действовавшем на момент принятия решения (о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР в 1954 году. — Ред.), вообще не было ни одного положения, позволявшего Верховным Советам СССР, РСФСР и УССР принимать решения об изменении территориального устройства и "передаче" областей. Эти вопросы в советской практике решались Съездами Советов — высшими представительными органами. Например, решение о вхождении Каракалпакской АССР в состав Узбекистана было принято 3-м Чрезвычайным Съездом Советов Каракалпакской АССР, а потом было утверждено решением VIII Чрезвычайного Съезда Советов СССР, принявшего Конституцию СССР 1936 года…

Передача территорий из одного административного образования в другое обставлялась тщательно разработанной процедурой: с формированием согласительной комиссии, с участием депутатов Советов, с тщательной описью всего имущества, с планированием сроков передачи, чтобы она не произошла в середине финансового года. Эта процедура гарантировала, что не будет претензий, а изменение административно-территориального устройства не скажется на хозяйстве и жизни людей.

В случае с Крымской областью ничего подобного не было. Президиумы Верховных Советов РСФСР и УССР внесли представления в Президиум Верховного Совета СССР (не было "совместного представления"), который и принял постановление. Депутаты в этом процессе не участвовали, согласительных комиссий не создавалось.

Этот вопрос должны были вынести на рассмотрение высших представительных органов (Верховных Советов РСФСР, УССР и СССР), обсуждать с избирателями, освещать в прессе. Нужно было тщательно обосновать, почему должна состояться такая "передача".

Однако Хрущёв грубо попрал принципы советской демократии, и это стало одним из первых шагов того процесса, который привёл к крушению Советского Союза… Вот такая была "передача": без предварительного обсуждения, без участия депутатов, без решения верховных представительных органов. Всё сделали быстро, тайно, не спрашивая согласия. И это был колоссальный удар по устоям советской власти — Советам народных депутатов и их роли. По существу, это было антисоветское решение.

В начале 1991 года в Крыму вызрело решение о восстановлении Крымской АССР, то есть о повышении статуса административно-территориального образования, причём предполагалось, что Крым станет союзной республикой и участником Союзного договора. 20 января 1991 года состоялся референдум, на котором 93,26% избирателей высказались за восстановление Крымской АССР в качестве субъекта Советского Союза, то есть союзной республики, равноправной с Россией и Украиной. На основе этого референдума 4 сентября 1991 года Крым провозгласил государственную независимость.

12 февраля 1991 года Верховный Совет Украинской ССР восстановил Крымскую АССР. Только… в составе УССР. Собственно, можно считать, что политический раскол между Симферополем и Киевом начался именно с этого момента. Это какой же наглостью и беспринципностью нужно обладать, чтобы вот так грубо нарушить ясное волеизъявление жителей Крыма? Но, однажды решившись на такой шаг, в дальнейшем украинские власти всегда и во всём действовали именно таким образом.

Например, 1 декабря 1991 года прошёл референдум о независимости Украины. Её поддержали 54% избирателей Крыма, но при этом им не предоставили возможности решить вопрос о нахождении в составе Украины. В Киеве не было сомнений в принадлежности Крыма. 26 февраля 1992 года Верховный Совет Крымской АССР переименовал её в Республику Крым, 5 мая принял Акт провозглашения независимости Республики Крым, а 6 мая 1992 года принял Конституцию Республики Крым, где говорилось о договорных отношениях с Украиной.

В принципе, вполне возможно было и тогда присоединение Крыма к России, но этот вопрос не нашёл никакого понимания и поддержки у нового российского руководства, которое само боролось с Верховным Советом РСФСР — высшим представительным органом, доставшимся в наследство от советской эпохи. После октября 1993 года все надежды Крыма на присоединение к России растаяли.

Тогда украинские власти взяли и ликвидировали крымскую автономию, созданную самими жителями Крыма. В сентябре 1994 года Верховный Совет Украины переименовал Крымскую АССР (название, принятое в 1992 году, в Киеве признано не было) в Автономную Республику Крым (АРК), а в марте 1995 года отменил её Конституцию. В частности, был упразднён пост президента республики. Крым лишался права внешних сношений, собственного гражданства, собственных вооружённых сил, собственной финансовой и денежной системы. Верховная рада АРК была лишена права принимать законы. Руководители органов власти Крыма назначались и смещались указами президента Украины. Собственно, это была полная ликвидация крымской государственности.

Итак, получается, что в 1991–1995 годы украинские власти просто растоптали волеизъявление жителей Крыма, которые хотели независимости и даже создали свою независимую республику. Они были бы не прочь войти в состав Украины на федеративных и договорных началах, но и это не устраивало украинские власти. Это было принудительное присоединение Крыма к Украине с демонстративным отрицанием воли жителей. Когда говорят о территориальной целостности Украины и принимают резолюции, об этом моменте сравнительно недавней истории совершенно забывают.

Такое положение было закреплено договором России и Украины от 31 мая 1997 года, в котором обе стороны согласились уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость границ, хотя договор о демаркации границ так и не был подписан. Незадолго до этого, 28 мая 1997 года, был подписан договор о разделе Черноморского флота, где впервые официально со стороны России территории Крыма и Севастополя признавались украинской территорией. Это был момент, пожалуй, наибольшей слабости России: сильнейший спад в экономике, отсутствие денег, массовые забастовки, первая война в Чечне и Хасавюртские соглашения августа 1996 года. Всё это увенчалось дефолтом в августе 1998 года и грандиозным экономическим кризисом. Украина тогда нажимала на Россию и добивалась уступок всеми силами, вплоть до угроз вступления в НАТО. Собственно, сразу после подписания договоров с Россией, 9 июля 1997 года, президент Украины Л. Кучма подписал Хартию об особом партнёрстве между Украиной и НАТО.

Иными словами, вся линия украинских властей, начиная с 1991 года, состояла в том, чтобы любыми средствами включить Крым в состав Украины и закрепить его в этом статусе. И сделано это было методами, крайне далёкими от демократических. Подобная линия, конечно, находила широкую поддержку в Европе и в НАТО, которые были весьма заинтересованы в уходе Черноморского флота из Севастополя. НАТО уже готовилось к принятию в организацию ряда стран Восточной Европы из числа бывших участников Варшавского договора.

Так, в рамках пятого расширения НАТО в марте 2004 года в организацию вступили сразу два причерноморских государства: Румыния и Болгария. Турция вступила в НАТО во время первого расширения в 1952 году. Таким образом, организация контролировала всё западное и южное побережье Чёрного моря, и единственным серьёзным противником был Черноморский флот.

Его ослабление в ходе раздела между Россией и Украиной, а также договор от 28 мая 1997 года, который признавал Крым и Севастополь украинской территорией, создавали предпосылки для полной ликвидации этого нашего флота как такового. По договорам, подписанным в 1997 году, базы Черноморского флота превращались в иностранную военную базу, Украина могла ликвидировать нашу базу. Флот тогда бы пришлось вывести. Но куда? Единственная гавань, оставшаяся у России на Чёрном море, — Новороссийск, но он не годился для постоянного базирования военных судов…

Видимо, на этот результат и рассчитывало руководство НАТО. Если бы Черноморский флот сильно сократился из-за невозможности его базирования в Новороссийске, то Чёрное море превратилось бы в "натовское озеро". Ради этого в Европе закрывали глаза на всё, что делали украинские власти в Крыму.

В политическом кризисе конца 2013 — начала 2014 годов Крым был на стороне президента Украины Виктора Януковича и премьер-министра Николая Азарова, Верховный Совет АРК поддержал приостановку процесса евроинтеграции.

22 февраля 2014 года в Киеве Верховная рада Украины свергла Виктора Януковича и занялась назначением министров. В Крыму это вызвало всплеск политической активности. В ночь с 26 на 27 февраля вооружённые группы заняли здание Верховного Совета АРК, блокировали крымские перешейки, украинские воинские части и штабы на территории Крыма. 4 апреля 2014 года министр обороны РФ Сергей Шойгу пояснил, что в этих действиях участвовали военнослужащие контингента Черноморского флота ВМФ России, они предотвращали угрозу жизни мирного населения и возможный захват российской военной инфраструктуры.

Эти угрозы были весьма реальными, поскольку 25 февраля 2014 года "Правый сектор"* заявил, что отправит в Крым "поезд дружбы" для подавления "сепаратизма" и восстановления "территориальной целостности" Украины. Заявивший об этом Игорь Мосийчук вспомнил о "поезде дружбы", который отправила УНСО* в 1992 году в Севастополь. Но на этот раз доехать до Севастополя им не удалось.

11 марта 2014 года Верховный Совет АРК и Севастопольский горсовет приняли Декларацию о независимости и решение о проведении референдума. Сроки его два раза переносили, поскольку политический конфликт на Украине стал разворачиваться и распространяться, начались захваты административных зданий и столкновения в других городах. Наконец, 17 марта состоялся референдум, Верховный Совет АРК провозгласил Крым независимым государством и обратился к России с предложением о принятии в состав России.

В тот же день состоялось признание Крыма независимым государством со стороны России. 18 марта был подписан договор, а 20–21 марта 2014 года он был ратифицирован.

Всё произошло согласно демократическому волеизъявлению жителей Крыма, с соблюдением всех юридических процедур. И вот теперь это воссоединение Крыма с Россией многими считается незаконным, нелегитимным, его даже называют "оккупацией". На этой позиции стоят все европейские органы, европейские государства, НАТО, Парламентская Ассамблея ОБСЕ. Практически все страны, тесно связанные с США и Европой, так или иначе выступили против крымского референдума.

Следовательно, все те методы, которыми Украина присоединяла к себе Крым: попрание демократического волеизъявления и последующая ликвидация крымской государственности, резкое ограничение самоуправления, силовые акции вроде "поезда дружбы", — признаются теперь этими странами как образец "демократии", которую нужно защищать…

* Запрещённая в РФ экстремистская организация

двойной клик - редактировать изображение

1.0x