Авторский блог Леонид Симонович-Никшич 20:20 28 февраля 2013

Русский Персей Александр Проханов

Я люблю Александра Андреевича Проханова. Люблю по-русски, по-славянски за его открытую душу и за какие-то совершенно удивительные для нашего времени внимательное и крайне деликатное отношение к людям. Во многих редакциях приходилось мне бывать. Придёшь так к какому-нибудь знаменитому главному редактору известного журнала, и пусто и грустно, и некому руку пожать, так, кажется, сказал поэт. А тут всегда тебя встретят, обнимут троекратно, расспросят, чаю предложат. И во всей редакции газеты «Завтра» такая же обстановка. И так всегда, уже много лет. Помню как-то принёс я Александру Андреевичу одну свою статью яро черносотенного характера. Причём черносотенного именно в стиле нашего монархического антикоммунизма, так ярко проявлявшегося в Православно-Монархическом движении начала 90-х. И внутри статьи было стихотворение, которое я назвал «Чёрный человек» с подзаголовком «Неопубликованный Есенин». Начиналось оно строкой: «На смертном одре русский народ»… Статью мою антикоммунистическую Александр Андреевич не опубликовал. Но зато опубликовал стихотворение, переменив моё несколько претенциозное название на простое и ясное: «Народ - Великомученик».

Я люблю Александра Андреевича Проханова. Люблю по-русски, по-славянски за его открытую душу и за какие-то совершенно удивительные для нашего времени внимательное и крайне деликатное отношение к людям. Во многих редакциях приходилось мне бывать. Придёшь так к какому-нибудь знаменитому главному редактору известного журнала, и пусто и грустно, и некому руку пожать, так, кажется, сказал поэт. А тут всегда тебя встретят, обнимут троекратно, расспросят, чаю предложат. И во всей редакции газеты «Завтра» такая же обстановка. И так всегда, уже много лет. Помню как-то принёс я Александру Андреевичу одну свою статью яро черносотенного характера. Причём черносотенного именно в стиле нашего монархического антикоммунизма, так ярко проявлявшегося в Православно-Монархическом движении начала 90-х. И внутри статьи было стихотворение, которое я назвал «Чёрный человек» с подзаголовком «Неопубликованный Есенин». Начиналось оно строкой: «На смертном одре русский народ»… Статью мою антикоммунистическую Александр Андреевич не опубликовал. Но зато опубликовал стихотворение, переменив моё несколько претенциозное название на простое и ясное: «Народ - Великомученик».

В самом стихотворении ныне покойный поэт Евгений Нефедов, заведовавший отделом поэзии, переделал только одну или две строчки. Если память мне не изменяет у меня: Чёрный человек, обращаясь к русскому народу, говорит ему, что он достоин только «нового октября», а Евгений Нефёдов переделал на: «будет тебе кровавая заря»… Ну ясно, что для газеты «ЗАВТРА» быть достойным «нового октября» это понятие положительное, в то время как для меня, монархиста – нет ничего страшнее… Впрочем, образно, с этой блоковской «кровавой зарёй» получилось может даже лучше.

Когда я увидел, что статьи моей нет, а осталось только одно стихотворение, я пришёл в редакцию к Проханову и там разыгралась интересная сцена.

– Вот, Александр Андреевич,- с укором сказал я, – стихотворение моё Вы опубликовали, а статью-то нет…

Он посмотрел на меня неким долгим внимательным взглядом. И что это был за взгляд! Целая, сложнейшая гамма чувств от того, что мол, «а как же я мог опубликовать статью, полностью противоположную «красной» позиции нашей газеты!» Тут в глубине мелькнуло даже какое-то упорство, что-то типа: «Ведь я буду до конца стоять в своей «красной истине». Но тут же было и понимание редактором чувства автора, мол: писал, думал, старался, а в итоге статьи-то и нет!.. А кроме этого тут было ещё и простое, я бы сказал, сострадание и какая-то даже жалость, что «Да, жаль, хорошая статья, и столько труда потеряно…» Даже простое человеческое чувство доброго человека к другому, что: да, брат, я тебя понимаю и у меня такое бывало. Жаль, жаль, я тебе по человечески сострадаю, сам не раз бывал в таких ситуациях»…

Потом я стал ему жаловаться, что на нас хоругвеносцев, и на меня лично в последнее время со всех сторон нападают: и не только чужие, но и свои, так что невмоготу порой становиться, а он мне, вдруг, сказал:

– Что ты, Донатыч, подожди, нас с тобой ещё распнут! – и, раскинув руки, показал, как это самое «распнут» произойдёт.

Всё это я пишу для того, чтобы показать, что более душевного и обаятельного в общении человека я не знаю. Да и помогали члены редакции «Завтра» нам не раз. Один только случай с групповой фотографией в футболках «Православие или Смерть» чего стоит. А наша поездка к рукотворной Голгофе, под Изборском, которую Александр Андреевич фактически создал единственно своей волей. У меня часто возникает вопрос: как человек, всеми фибрами души преданный «мистике и метафизике Красного Смысла», мог посвятить всего себя на создание не какого-нибудь Красного Обелиска, а Голгофы, которую далеко видно в чистом поле под Изборском. Тогда после нашей поездки и Крестного хода вокруг этой Голгофы, я даже, как выразился тот же Евгений Нефёдов, некую маленькую поэму написал. И её также опубликовал в «Завтра». Впрочем, о нашей давней дружбе как с самим Александром Андреевичем, так и со всем коллективом редакции «Завтра» можно написать целый роман…

Но вот, как говорится, наступил «момент истины». Мы, хоругвеносцы и братчики Союза Православных Братств вошли в состав Всероссийского оргкомитета «За вынос Ленина!». И примерно в это же время в газете «Завтра» появилась программная статья Проханова «Космизм-Ленинизм». Это несомненно краткий и концентрированный мистический манифест современного Красного Смысла. Чуть позже я для нашего Оргкомитета написал статью: «Хоругвеносцы против ВИЛ-а». Это если не манифест, то, во всяком случае, некая программа или «тезисы» православно-монархического понимания русской истории конца XIX – начала XX-го веков.

И вот, перечитав оба этих документа, свой и Александра Андреевича, я вдруг понял, что пришло время разобрать манифест Проханова с философской, или как говорит сам Александр Андреевич, «метафизической позиции». Потому что как сказал философ: «Платон мне друг, а истина дороже»…

Однако, бессмертие – бессмертием, а Новая Русская Смута вновь набирает всё более мощные обороты. Скоро всё раскрутится до предела. А ведь эту, так называемую Новую Русскую, на этот раз Антикоммунисти­ческую Смуту, раскручивали очень долго, как минимум с 1985-го, примерно, и уж точно – с 1989 года, ещё того - Ядерно-Космического тоталитарного ХХ-го от Рождества Христова столетия. И вот, наконец, раскрутили!

В принципе, сегодня только направление Проханова и газеты «Завтра» ей, смуте, по настоящему противостоит своим «Красным проектом». Они – «Завтра» – раскручивают идею материального Воскрешения Мертвых – она же идея уничтожения Смерти и появления земного Бессмертия. Она же, как это ни странно прозвучит, – Идея Конца Истории. Потому что какая же История, если рождение новых поколений больше не предусматривается, а все наши воскрешенные предки – все до единого – с момента их Второго, так сказать, пришествия на Землю будут жить вечно... И на планете Земля, и на всех других планетах Вселенной наступит Вечное, или по крайней мере – тысячелетнее Царство Бессмертия, Братской любви и Справедливости. Таковы, примерно, идеи «Русского Космизма», основанного тихим библиотекарем Дома Пашкова – Николаем Фёдоровым (Гагариным).

Интересно, что Владимир Соловьёв, который в конце жизни написал книжку о явлении Антихриста и видениях Ада и самого Сатаны, и который тоже увлекался «Философией Общего Дела», всё же называл идеи Фёдорова «несколько некрофильскими». Это забавно, хотя бы потому, что некрофилия означает как раз любовь к Смерти и тлению. В переводе с религиозного языка на бытовой, это – «труположество». Но ведь Фёдоров, наоборот, хотел полностью преодолеть Смерть через материальное оживление всех трупов, всех костей, всего праха, всех бренных останков умерших отцов, братий, матерей и сестер...

И всё же, несмотря на некоторую «странность» этой философии, или «метафизики», как предпочитает говорить Александр Андреевич Проханов, – именно он и его газета правы. Правы они потому, что они ставят перед нами, русскими, пусть совершенно фантастическую, но задачу – Подъёма, задачу Воскресения, задачу преодоления Смерти, задачу полного Преображения нашей земной жизни.

Они ставят перед нами грандиозную утопическую цель – цель точно такого же масштаба, которая двигала народами и гигантскими религиозными движениями. Идеи, такого уровня совершенно правильно называются мессианскими. И по большому счёту, таких идей в мировой истории было три:

– Моисеева идея Исхода и Завета между Богом и Богоизбранным народом;

– Русская Идея – народа Богоносца,

и – идея Красного Космизма и преодоления Смерти через дерзновенную науку. О Христе мы здесь не говорим, потому что Христос – это не идея, а Богоявление. То Единственное, ради чего, собственно, и существуют, во всяком случае, должны существовать все мессианские идеи.

И ещё: Проханов ищет. Он может ошибаться, заблуждаться, сбиваться с пути, блуждать в туманах и потёмках, но он никогда не опустится до неких мелких идей возврата к какому-то «Обществу Христианского Просвещения», и уж тем более к Болотному «христианству» сбесившихся маток - Pussy Riot… Я уж не говорю о самом «Болоте» со всеми его лешими, водяными, кикиморами, вампирами и вурдалаками... Они хотят утопить нас в болотной тине! Они – эти «пузыри земли» – очень хорошо понимают, что и зачем они делают.

А Александр Андреевич Проханов сегодня, как некий мифический Персей, один бьётся с этой кишащей змеями головой Медузы-Горгоны и стоически побеждает несомые ею Смерть и разложение.

Меня потрясает этот одинокий бой на экране телевидения, в эфире, в газете, в поездках, в паломничествах, во встречах, презентациях, выступлениях, публицистике, прозе и стихах.

И пусть я не во всём согласен с его «метафизикой», пусть даже в чём-то, может, и категорически не согласен, но я с восхищением смотрю на этот поединок одинокого Героя с многоликой, в глубокой гнилостной трясине окопавшейся, многоголовой либерастической гидрой.

Дай тебе Бог, дорогой Александр Андреевич, до конца стоять в этом неравном бою. Многая тебе лета!

Воюй. А мы уж за тебя помолимся...

1.0x