Сообщество «Форум» 12:33 4 февраля 2022

РУССКИЕ В ПАРАГВАЕ. Автор Н.А. Бенедиктов

C этой страной у нас до 1992 года не было дипломатических отношений...

Эта история мне впервые была рассказана около 2000 года в Москве нашим нелегалом: «Обложили так, что мне уходить пришлось не к побережью, а в другую сторону. И через какое-то тоскливое время я выбрался в Парагвай к столице Асунсьону. Вот тут я натурально обалдел: главные улицы столицы Парагвая названы именами русских. Шли; улица имени генерала Саласкина, улица имени генерала Белова и т.д. Оказалось, что когда-то в войне с Боливией, на стороне которой все организовывали немцы, на парагвайской стороне все сделали русские. И они победили! И превратились в национальных героев!».

История меня, конечно, заинтересовала, ведь об этой стране мало было известно, тем более что до 1992 года у нас не было с Парагваем дипломатических отношений. Об этой истории никаких публикаций тогда не было. И лишь после 2010 года пошли публикации в прессе и в Интернете. Многое уточнилось с моей первой памятки; Белов оказался Беляевым, а Саласкин оказался не генералом, а Салазкиным и «команданте», т. е. командиром, вождем, атаманом. Однако главное подтвердилось: в Асунсьоне есть улицы Серебрякова, Касьянова, Малютина, Салазкина, Канунникова, Блинова, Гольдшмидта, Бутлерова, Беляева. Есть памятник И.Т. Беляеву. Все раскрасилось новыми и очень даже интересными красками. Вот об этом и хотелось рассказать.

Две страны в Южной Америке не имеют выхода к морю –Боливия и Парагвай. Они соседствуют, и у них долгое время был спор о пограничных Чакских территориях. Спор тянулся годами, спорщики не торопясь обменивались дипломатическими документами, обосновывающими претензии. Этот вялотекущий спор мог продолжаться десятилетиями, однако новое время принесло и обострение. Как известно, появились автомобили, резко выросла потребность в нефти, а в Чакских джунглях якобы появились намеки на нефть. Нефтедобывающие компании обеих стран почуяли выгоду и сильно обострили ситуацию. Спор шел о территории Гран-Чако, полупустынной местности размером с половину Франции. Началась Чакская война-самая большая война в Южной Америке в ХХ веке. Война длилась три года-с 1932 по 1935-й и совершенно неожиданно закончилась победой Парагвая. Хотя в самом начале конфликта Парагвай явно выглядел слабейшей стороной.

За полвека до конфликта Парагвай умудрился ввязаться в войну с Бразилией, Аргентиной и Уругваем. В результате этой войны 1864–1870 годов страна оказалась натурально избита и обессилена. Из 1 300 000 парагвайцев в живых осталось 200 тысяч, а мужчин не более 10%. И от этой слабости страна не успела излечиться. Кроме того, в Парагвае не было фактически ни армии, ни оборонной промышленности. Поэтому неудивительно то, что подсчеты показывали поразительное соотношение сил в Чакской войне. Боливия в этой войне выглядела сильнее в 70 (!) раз. Боливия наняла имеющих боевой опыт Первой мировой войны немцев, помогали еще чехи и чилийцы. Всей организацией командовал участник Первой мировой генерал Ганс Кундт. Закупили аэропланы и танки. За штурвалами были профессионалы.

Парагвай обратился к своим малым возможностям. Боевым опытом Первой мировой и гражданской войны располагали осевшие в стране русские белогвардейцы. Во главе генштаба стал генерал Иван Тимофеевич Беляев. Он обратился к русским эмигрантам. Суть его обращения состояла в следующем: мы оказались без дома и родины, и эта страна нас приютила. Наверное, правильным будет отблагодарить ее нашей верностью и боевым опытом, выступить на ее защиту. Русских было мало. Беляев послал агитаторов в Европу и получил несколько русских бойцов. И все же соотношение сил внешне было ужасным, не в пользу Парагвая. Если офицеров-немцев (вместе

с чехами и чилийцами) насчитывали около 300, то русских сначала было 30, а в конце ( мелькнула цифра в интернете) 43 человека. Иными словами, и соотношение бойцов с боевым опытом было примерно 1 к 10 в пользу Боливии и немцев. И все же Парагвай победил. Почему? Конечно, сыграла роль и русская доблесть. Достаточно для иллюстрации сказать, что впервые в ХХ веке русским бойцом (ротмистром Касьяновым) был совершен подвиг Матросова (задолго до Великой Отечественной войны) – он грудью закрыл вражескую амбразуру. И все же каждый понимает, что это недостаточный фактор. Что еще? Конечно, оказались недостаточно эффективными и аэропланы, и танки. В джунглях с самолета толком ничего не видать, а танки в джунглях едва могли передвигаться и превращались в душную жаровню для экипажей. После войны не один полностью целый боливийский танк был найден брошенным в Чакских джунглях. Оказалась неэффективной и тяжелая артиллерия Боливии, ибо тягачи также оказались бессильны перед джугнлями.

И все же вспомним соотношение сил – 1 к 70!

Как и почему все получилось так, а не иначе?

Придется обратиться к последствиям нашей Гражданской войны. Эвакуированное войско белогвардейцев должно было как-то выживать. Генерал И. Беляев попал сначала в Болгарию, однако и там скоро стало невозможно жить. Съездил во Францию, увидел, что и там генералы вынуждены были иногда работать таксистами. Вспомнил о своих детских мечтаниях, о книгах Фенимора Купера и Майн Рида, о смелых индейцах. И поскольку имел к этим мечтам не просто склонность, но и научный интерес (он посещал Императорское Русское географическое общество слушал и сам делал доклады, учил испанский язык), то отправился сначала в самую европеизированную страну Латинской Америки – в Аргентину. Однако там отношение к эмигрантам немногим отличалось от европейского. И тут подвернулось предложение от парагвайских военных и политиков. В Парагвае он сразу устроился в военное училище преподавать. По договоренности с военным министром стал приглашать из Европы других русских эмигрантов.

Парагвай того времени был предельно отсталой страной. В столице было всего пять автомобилей (машины президента и военного министра и три торговых). Главная улица была вымощена булыжником. Солдаты и полиция обычно носили ботинки в руках, а барышни, лишь подходя к центру надевали чулки и обувь, прежде чем появиться на центральном базаре и в магазинах. Трамваи и свет имелись только в центре. Но жизнь была удивительно дешева и спокойна. Беляев выдвинул проект: исследовать Чако. Военный министр предложил это сделать ему же. С 1924 по 1932 год, т. е. до войны,.Беляев совершил 13 путешествий в Чако. Составил карты, описал биологию и этнографию местности, создал два словаря индейских племен мака и чамакоко с индейского с переводом на испанский. Усыновил будущего вождя племени мака, стал отцом этого племени. К периоду Чакской войны племена Чако считали себя парагвайцами, а не боливийцами. Работа была проделана фантастическая, восхищала в последующем и географов, и лингвистов, и историков. И, конечно, сильнейшим образом сказалась на ходе военных действий.

Вообще Парагвай стоит наособицу среди латиноамериканских стран. Это единственная страна, в которой не только испанский, но индейский язык гуарани в ходу как официальный. Для понимания парагвайской атмосферы достаточно сказать, что главнокомандующим в войне был Феликс Эстагаррибиа – полковник из индейцев гуарани. Видимо, это единственный случай подобного рода в латинских странах – индеец в высоких чинах, и индейский язык признан как официальный.

Понятно, что элитарный генерал с большим военным опытом и был основным победителем в этой войне. Напомню, что И. Беляев был сыном генерала, его двоюродный брат был последним дореволюционным военным министром России, старший брат был царским, а

затем красным генералом, сам Иван Тимофеевич получил генерала в 1917 году. Причем семья была не только военной, но и научной, но и литературной. Сестра И. Беляева была мачехой поэта А. Блока. Именно И.Беляеву удалось привлечь значительные интеллектуальные и офицерские силы на помощь Парагваю. Русский генерал Н. Эрн работал главным фортификатором, а все удивительно точные карты были созданы и подписаны начальником отдела картографии Генерального штаба Н. Гольдшмидтом. Были привлечены 2 генерала, 8 полковников, 4 подполковника, 13 майоров, 23 капитана. Они были начальниками штабов армий(3), командирами дивизий(1), командующими полками(12), батальонами, батареями.

У Боливии не было карт, не было взаимопонимания с местным населением, не работало тяжелое вооружение в джунглях. Боливийцы хорошо осознавали, кто им противостоит. Объявляли премии за голову Беляева, оставляли начертанные на фанерках послания противнику. В них говорилось, что виной всему проклятые русские, иначе они (боливийцы) давно разогнали бы босоногую армию Парагвая. В итоге к 1935 году, т. е. к окончанию войны, Боливия потеряла 89 тысяч убитыми, Парагвай-40 тысяч, в плен попала вся боливийская армия в 300 тысяч человек. 4/5 Гран-Чако стали парагвайскими. Самым популярным именем в Парагвае стало русское имя Иван (подчеркиваю: не латинизированное Хуан). Как курьез можно отметить, что русские научили парагвайцев выпивать с закуской, а то до тех пор аборигены пили не закусывая и быстро пьянели. И еще один курьез: нефть на Парагвайской территории тогда так и не нашли, нефтеносные пласты были открыты только в 2012 году, что и вызвало дополнительный интерес к давней истории. Истории, радующей русское сердце: русский человек стал национальным героем Парагвая! И. Беляев мечтал, чтобы хотя бы в Парагвае сохранить честь и смысл русской души и огня, не продающуюся душу и веру. Это ему удалось.

Довелось мне посмотреть телепередачу об Асунсьоне. В ней показали богослужение индейцев мака в память И. Беляева. Ритмический перепляс с песнопениями в память великого предка, отца племени сразу напомнил мне публикацию в сборнике 60-х годов «На суше и на море», где советский журналист описывал свое пребывание на берегу Маклая в Новой Гвинее. Ему довелось побывать на богослужении в честь Миклухо-Маклая папуасов, берегущих память великого русского путешественника. Ритмический перепляс там сопровождался возгласами: «Кто дал нам небо? – Маклай. Кто дал нам солнце – Маклай. Кто дал нам море – Маклай». И тому подобное. Сегодня эта схожесть уже отмечена в публикациях о Беляеве, как о парагвайском Миклухо-Маклае. Беляев прошел тот же путь, что и Миклухо-Маклай: сначала он друг племени, затем он отец племени, затем великий предок, наконец – дух великого предка, и бог-творец. Мне кажется, что подобная эволюция недостаточно исследована и осознана научным сообществом. Ведь Миклухо-Маклай и И. Беляев, возможно показывают пути, пройденные и покрытые тьмой времени.. Стоит внимательнее отнестись к подобным предположениям и искать утерянное в веках наследие человечества. И, конечно, это в первую очередь, касается христианства. Ведь, согласитесь, есть нечто загадочное в том, что Христос появляется в Иудее, однако евреями не принят кардинально. А русский народ оказался едва ли не последним народом, принявшим христианство, однако это привело к появлению понятий «русская вера» и «Святая Русь». Видимо, стоит предположить, что какие-то ключевые моменты мировоззрения народа просто вернулись к русскому народу через много-много веков и стали основанием современного взгляда на мир. Конечно, ключевыми точками в проверке этого положения должны стать исследования русской веры на Арконе на острове Русском (ныне Рюгене), а также исследования древнеарийской веры, которую подхватили идеологи иудеев в период вавилонского пленения евреев.

И второе. Занимаясь словарем и мифами индейцев мака и чамакоко гениальный лингвист И. Беляев открыл удивительную вещь: языки индейцев оказались родственными санскриту! Напомню, что санскрит – это литературный язык Древней Индии до нашей эры. Беляев был родственником С.Ф. Ольденбургу, великому ученому, специалисту по санскриту, лидеру

индологии России на стыке XIX и XX веков, председателю этнографической комиссии Императорского Русского географического общества, и поддерживал с ним не только родственные отношения, но ходил на его лекции, знакомил со своими изысканиями, с его помощью издал свою первую научную книгу о народах Кавказа. Иными словами, ему было где заразиться интересом к санскриту. Составляя словари индейских племен Беляев заинтересовался возникающими ассоциациями с санскритом. В мифологии и преданиях он нашел подтверждение азиатского источника и азиатской прародины американских индейцев. Конечно, это удивительная вещь: где Индия трехтысячелетней давности и где современный Парагвай! Однако это важнейшее научное открытие до сих пор плохо осознано. Мне любое открытие, имеющее отношение к санскриту, всегда интересно. Дело в том, что в Индии существует особая научная школа, и ее последователи есть в России. Они считают, что в России сегодня говорят на какой-то форме санскрита. В Индии и сегодня изучают санскрит, но там он является мертвым языком. А когда профессионалы-лингвисты попадают в Россию, то бывают ошарашены тем, что окружающие «говорят на санскрите». Мне тоже доводилось слышать это от индийской профессуры. Приведу примеры. Святой город Бенарес на Ганге известен сжиганием мертвых и омовениями верующих индусов. Однако Бенарес есть результат двойной и весьма нехорошей транскрипции. По-индийски он звучит как Варанаси. Для индусов это непереводимо и непонятно. А для нас? Карловы Вары известны и как Карловы Воды, «варить» и «варежки» несут это значение «Вар» как «вода». Иными словами «Варанаси» есть «наши воды». А много выше Бенареса по течению Ганга в горном бурном течении купаются особо добравшиеся до святого города Харедвара верующие индусы. Название города по-индийски непонятно. А для нас? «Харя» поменяла знак с негативного на положительный. Это бывает: «вонявки» по чешски «духи», а «урода» по польски «красота». Харя – это лицо, лик. «Харедвар» означает «Дверь к Богу» или «Лику божьему». Вспомним песнопения кришнаитов: «Харе Кришна, Харе Рама...» Я все это говорю не для кабинетных ученых, а чтобы читатель мог осознать древность и многозначность русского языка и его своего рода многодетность в истории и современном мире.

Воздадим же должное памяти И.Т.Беляева. Ведь к сорока с небольшим он становится георгиевским кавалером и генералом артиллерии, с честью проходит Великую войну ( так тогда называли Первую мировую войну). Это одна жизнь, достойная описаний и памяти. Затем он попадает в Парагвай. И здесь оказывается центральной фигурой самой большой войны в Латинской Америке в ХХ веке. В исключительно сложной обстановке он организует дело так, что слабейшая сторона-Парагвай – оказывается победителем. И.Т.Беляев становится национальным героем Парагвая. Это уже вторая жизнь героя, достойная описаний и памяти. Затем стоит вспомнить, что 13 экспедиций в Гран-Чако позволили описать и изучить громадную территорию, едва ли не с половину Франции. Географов и этнографов это восхищает особо. Он дал описание и географическое, и этнографическое, и ботаническое, и зоологическое. Вот третья жизнь И.Беляева, достойная упоминания в энциклопедиях. Русским , конечно, следует знать и помнить таких великих людей. И, наконец, его лингвистические работы; словари двух индейских племен. Анализ языка, установление неожиданных связей с санскритом, нахождение этому подтверждений в мифах и сказаниях народа. Пожалуй, в этой части он превзошел Миклухо-Маклая, которого все знают, а вот И.Беляева – нет. Он стал не просто родным для племени мака, но и отцом, предком, духом, богом. И это совершенно особая тема для упоминаний и исследований.

Н.А. Бенедиктов, доктор философских наук, Нижний Новгород

На заглавном фото одна из главных достопримечательностей Парагвая – столичный Национальный пантеон Героев Парагвая, построенный в 1930-е годы. Главное его предназначение хранить останки самых прославленных героев и важных для страны людей. Именно там захоронены русские солдаты, которые помогали бороться за Парагвай.

1.0x