Эта история мне впервые была рассказана около 2000 года в Москве нашим нелегалом: «Обложили так, что мне уходить пришлось не к побережью, а в другую сторону. И через какое-то тоскливое время я выбрался в Парагвай к столице Асунсьону. Вот тут я натурально обалдел: главные улицы столицы Парагвая названы именами русских. Шли; улица имени генерала Саласкина, улица имени генерала Белова и т.д. Оказалось, что когда-то в войне с Боливией, на стороне которой все организовывали немцы, на парагвайской стороне все сделали русские. И они победили! И превратились в национальных героев!».
История меня, конечно, заинтересовала, ведь об этой стране мало было известно, тем более что до 1992 года у нас не было с Парагваем дипломатических отношений. Об этой истории никаких публикаций тогда не было. И лишь после 2010 года пошли публикации в прессе и в Интернете. Многое уточнилось с моей первой памятки; Белов оказался Беляевым, а Саласкин оказался не генералом, а Салазкиным и «команданте», т. е. командиром, вождем, атаманом. Однако главное подтвердилось: в Асунсьоне есть улицы Серебрякова, Касьянова, Малютина, Салазкина, Канунникова, Блинова, Гольдшмидта, Бутлерова, Беляева. Есть памятник И.Т. Беляеву. Все раскрасилось новыми и очень даже интересными красками. Вот об этом и хотелось рассказать.
Две страны в Южной Америке не имеют выхода к морю –Боливия и Парагвай. Они соседствуют, и у них долгое время был спор о пограничных Чакских территориях. Спор тянулся годами, спорщики не торопясь обменивались дипломатическими документами, обосновывающими претензии. Этот вялотекущий спор мог продолжаться десятилетиями, однако новое время принесло и обострение. Как известно, появились автомобили, резко выросла потребность в нефти, а в Чакских джунглях якобы появились намеки на нефть. Нефтедобывающие компании обеих стран почуяли выгоду и сильно обострили ситуацию. Спор шел о территории Гран-Чако, полупустынной местности размером с половину Франции. Началась Чакская война-самая большая война в Южной Америке в ХХ веке. Война длилась три года-с 1932 по 1935-й и совершенно неожиданно закончилась победой Парагвая. Хотя в самом начале конфликта Парагвай явно выглядел слабейшей стороной.
За полвека до конфликта Парагвай умудрился ввязаться в войну с Бразилией, Аргентиной и Уругваем. В результате этой войны 1864–1870 годов страна оказалась натурально избита и обессилена. Из 1 300 000 парагвайцев в живых осталось 200 тысяч, а мужчин не более 10%. И от этой слабости страна не успела излечиться. Кроме того, в Парагвае не было фактически ни армии, ни оборонной промышленности. Поэтому неудивительно то, что подсчеты показывали поразительное соотношение сил в Чакской войне. Боливия в этой войне выглядела сильнее в 70 (!) раз. Боливия наняла имеющих боевой опыт Первой мировой войны немцев, помогали еще чехи и чилийцы. Всей организацией командовал участник Первой мировой генерал Ганс Кундт. Закупили аэропланы и танки. За штурвалами были профессионалы.
Парагвай обратился к своим малым возможностям. Боевым опытом Первой мировой и гражданской войны располагали осевшие в стране русские белогвардейцы. Во главе генштаба стал генерал Иван Тимофеевич Беляев. Он обратился к русским эмигрантам. Суть его обращения состояла в следующем: мы оказались без дома и родины, и эта страна нас приютила. Наверное, правильным будет отблагодарить ее нашей верностью и боевым опытом, выступить на ее защиту. Русских было мало. Беляев послал агитаторов в Европу и получил несколько русских бойцов. И все же соотношение сил внешне было ужасным, не в пользу Парагвая. Если офицеров-немцев (вместе
с чехами и чилийцами) насчитывали около 300, то русских сначала было 30, а в конце ( мелькнула цифра в интернете) 43 человека. Иными словами, и соотношение бойцов с боевым опытом было примерно 1 к 10 в пользу Боливии и немцев. И все же Парагвай победил. Почему? Конечно, сыграла роль и русская доблесть. Достаточно для иллюстрации сказать, что впервые в ХХ веке русским бойцом (ротмистром Касьяновым) был совершен подвиг Матросова (задолго до Великой Отечественной войны) – он грудью закрыл вражескую амбразуру. И все же каждый понимает, что это недостаточный фактор. Что еще? Конечно, оказались недостаточно эффективными и аэропланы, и танки. В джунглях с самолета толком ничего не видать, а танки в джунглях едва могли передвигаться и превращались в душную жаровню для экипажей. После войны не один полностью целый боливийский танк был найден брошенным в Чакских джунглях. Оказалась неэффективной и тяжелая артиллерия Боливии, ибо тягачи также оказались бессильны перед джугнлями.
И все же вспомним соотношение сил – 1 к 70!
Как и почему все получилось так, а не иначе?
Придется обратиться к последствиям нашей Гражданской войны. Эвакуированное войско белогвардейцев должно было как-то выживать. Генерал И. Беляев попал сначала в Болгарию, однако и там скоро стало невозможно жить. Съездил во Францию, увидел, что и там генералы вынуждены были иногда работать таксистами. Вспомнил о своих детских мечтаниях, о книгах Фенимора Купера и Майн Рида, о смелых индейцах. И поскольку имел к этим мечтам не просто склонность, но и научный интерес (он посещал Императорское Русское географическое общество слушал и сам делал доклады, учил испанский язык), то отправился сначала в самую европеизированную страну Латинской Америки – в Аргентину. Однако там отношение к эмигрантам немногим отличалось от европейского. И тут подвернулось предложение от парагвайских военных и политиков. В Парагвае он сразу устроился в военное училище преподавать. По договоренности с военным министром стал приглашать из Европы других русских эмигрантов.
Парагвай того времени был предельно отсталой страной. В столице было всего пять автомобилей (машины президента и военного министра и три торговых). Главная улица была вымощена булыжником. Солдаты и полиция обычно носили ботинки в руках, а барышни, лишь подходя к центру надевали чулки и обувь, прежде чем появиться на центральном базаре и в магазинах. Трамваи и свет имелись только в центре. Но жизнь была удивительно дешева и спокойна. Беляев выдвинул проект: исследовать Чако. Военный министр предложил это сделать ему же. С 1924 по 1932 год, т. е. до войны,.Беляев совершил 13 путешествий в Чако. Составил карты, описал биологию и этнографию местности, создал два словаря индейских племен мака и чамакоко с индейского с переводом на испанский. Усыновил будущего вождя племени мака, стал отцом этого племени. К периоду Чакской войны племена Чако считали себя парагвайцами, а не боливийцами. Работа была проделана фантастическая, восхищала в последующем и географов, и лингвистов, и историков. И, конечно, сильнейшим образом сказалась на ходе военных действий.
Вообще Парагвай стоит наособицу среди латиноамериканских стран. Это единственная страна, в которой не только испанский, но индейский язык гуарани в ходу как официальный. Для понимания парагвайской атмосферы достаточно сказать, что главнокомандующим в войне был Феликс Эстагаррибиа – полковник из индейцев гуарани. Видимо, это единственный случай подобного рода в латинских странах – индеец в высоких чинах, и индейский язык признан как официальный.
Понятно, что элитарный генерал с большим военным опытом и был основным победителем в этой войне. Напомню, что И. Беляев был сыном генерала, его двоюродный брат был последним дореволюционным военным министром России, старший брат был царским, а
затем красным генералом, сам Иван Тимофеевич получил генерала в 1917 году. Причем семья была не только военной, но и научной, но и литературной. Сестра И. Беляева была мачехой поэта А. Блока. Именно И.Беляеву удалось привлечь значительные интеллектуальные и офицерские силы на помощь Парагваю. Русский генерал Н. Эрн работал главным фортификатором, а все удивительно точные карты были созданы и подписаны начальником отдела картографии Генерального штаба Н. Гольдшмидтом. Были привлечены 2 генерала, 8 полковников, 4 подполковника, 13 майоров, 23 капитана. Они были начальниками штабов армий(3), командирами дивизий(1), командующими полками(12), батальонами, батареями.
У Боливии не было карт, не было взаимопонимания с местным населением, не работало тяжелое вооружение в джунглях. Боливийцы хорошо осознавали, кто им противостоит. Объявляли премии за голову Беляева, оставляли начертанные на фанерках послания противнику. В них говорилось, что виной всему проклятые русские, иначе они (боливийцы) давно разогнали бы босоногую армию Парагвая. В итоге к 1935 году, т. е. к окончанию войны, Боливия потеряла 89 тысяч убитыми, Парагвай-40 тысяч, в плен попала вся боливийская армия в 300 тысяч человек. 4/5 Гран-Чако стали парагвайскими. Самым популярным именем в Парагвае стало русское имя Иван (подчеркиваю: не латинизированное Хуан). Как курьез можно отметить, что русские научили парагвайцев выпивать с закуской, а то до тех пор аборигены пили не закусывая и быстро пьянели. И еще один курьез: нефть на Парагвайской территории тогда так и не нашли, нефтеносные пласты были открыты только в 2012 году, что и вызвало дополнительный интерес к давней истории. Истории, радующей русское сердце: русский человек стал национальным героем Парагвая! И. Беляев мечтал, чтобы хотя бы в Парагвае сохранить честь и смысл русской души и огня, не продающуюся душу и веру. Это ему удалось.
Довелось мне посмотреть телепередачу об Асунсьоне. В ней показали богослужение индейцев мака в память И. Беляева. Ритмический перепляс с песнопениями в память великого предка, отца племени сразу напомнил мне публикацию в сборнике 60-х годов «На суше и на море», где советский журналист описывал свое пребывание на берегу Маклая в Новой Гвинее. Ему довелось побывать на богослужении в честь Миклухо-Маклая папуасов, берегущих память великого русского путешественника. Ритмический перепляс там сопровождался возгласами: «Кто дал нам небо? – Маклай. Кто дал нам солнце – Маклай. Кто дал нам море – Маклай». И тому подобное. Сегодня эта схожесть уже отмечена в публикациях о Беляеве, как о парагвайском Миклухо-Маклае. Беляев прошел тот же путь, что и Миклухо-Маклай: сначала он друг племени, затем он отец племени, затем великий предок, наконец – дух великого предка, и бог-творец. Мне кажется, что подобная эволюция недостаточно исследована и осознана научным сообществом. Ведь Миклухо-Маклай и И. Беляев, возможно показывают пути, пройденные и покрытые тьмой времени.. Стоит внимательнее отнестись к подобным предположениям и искать утерянное в веках наследие человечества. И, конечно, это в первую очередь, касается христианства. Ведь, согласитесь, есть нечто загадочное в том, что Христос появляется в Иудее, однако евреями не принят кардинально. А русский народ оказался едва ли не последним народом, принявшим христианство, однако это привело к появлению понятий «русская вера» и «Святая Русь». Видимо, стоит предположить, что какие-то ключевые моменты мировоззрения народа просто вернулись к русскому народу через много-много веков и стали основанием современного взгляда на мир. Конечно, ключевыми точками в проверке этого положения должны стать исследования русской веры на Арконе на острове Русском (ныне Рюгене), а также исследования древнеарийской веры, которую подхватили идеологи иудеев в период вавилонского пленения евреев.
И второе. Занимаясь словарем и мифами индейцев мака и чамакоко гениальный лингвист И. Беляев открыл удивительную вещь: языки индейцев оказались родственными санскриту! Напомню, что санскрит – это литературный язык Древней Индии до нашей эры. Беляев был родственником С.Ф. Ольденбургу, великому ученому, специалисту по санскриту, лидеру
индологии России на стыке XIX и XX веков, председателю этнографической комиссии Императорского Русского географического общества, и поддерживал с ним не только родственные отношения, но ходил на его лекции, знакомил со своими изысканиями, с его помощью издал свою первую научную книгу о народах Кавказа. Иными словами, ему было где заразиться интересом к санскриту. Составляя словари индейских племен Беляев заинтересовался возникающими ассоциациями с санскритом. В мифологии и преданиях он нашел подтверждение азиатского источника и азиатской прародины американских индейцев. Конечно, это удивительная вещь: где Индия трехтысячелетней давности и где современный Парагвай! Однако это важнейшее научное открытие до сих пор плохо осознано. Мне любое открытие, имеющее отношение к санскриту, всегда интересно. Дело в том, что в Индии существует особая научная школа, и ее последователи есть в России. Они считают, что в России сегодня говорят на какой-то форме санскрита. В Индии и сегодня изучают санскрит, но там он является мертвым языком. А когда профессионалы-лингвисты попадают в Россию, то бывают ошарашены тем, что окружающие «говорят на санскрите». Мне тоже доводилось слышать это от индийской профессуры. Приведу примеры. Святой город Бенарес на Ганге известен сжиганием мертвых и омовениями верующих индусов. Однако Бенарес есть результат двойной и весьма нехорошей транскрипции. По-индийски он звучит как Варанаси. Для индусов это непереводимо и непонятно. А для нас? Карловы Вары известны и как Карловы Воды, «варить» и «варежки» несут это значение «Вар» как «вода». Иными словами «Варанаси» есть «наши воды». А много выше Бенареса по течению Ганга в горном бурном течении купаются особо добравшиеся до святого города Харедвара верующие индусы. Название города по-индийски непонятно. А для нас? «Харя» поменяла знак с негативного на положительный. Это бывает: «вонявки» по чешски «духи», а «урода» по польски «красота». Харя – это лицо, лик. «Харедвар» означает «Дверь к Богу» или «Лику божьему». Вспомним песнопения кришнаитов: «Харе Кришна, Харе Рама...» Я все это говорю не для кабинетных ученых, а чтобы читатель мог осознать древность и многозначность русского языка и его своего рода многодетность в истории и современном мире.
Воздадим же должное памяти И.Т.Беляева. Ведь к сорока с небольшим он становится георгиевским кавалером и генералом артиллерии, с честью проходит Великую войну ( так тогда называли Первую мировую войну). Это одна жизнь, достойная описаний и памяти. Затем он попадает в Парагвай. И здесь оказывается центральной фигурой самой большой войны в Латинской Америке в ХХ веке. В исключительно сложной обстановке он организует дело так, что слабейшая сторона-Парагвай – оказывается победителем. И.Т.Беляев становится национальным героем Парагвая. Это уже вторая жизнь героя, достойная описаний и памяти. Затем стоит вспомнить, что 13 экспедиций в Гран-Чако позволили описать и изучить громадную территорию, едва ли не с половину Франции. Географов и этнографов это восхищает особо. Он дал описание и географическое, и этнографическое, и ботаническое, и зоологическое. Вот третья жизнь И.Беляева, достойная упоминания в энциклопедиях. Русским , конечно, следует знать и помнить таких великих людей. И, наконец, его лингвистические работы; словари двух индейских племен. Анализ языка, установление неожиданных связей с санскритом, нахождение этому подтверждений в мифах и сказаниях народа. Пожалуй, в этой части он превзошел Миклухо-Маклая, которого все знают, а вот И.Беляева – нет. Он стал не просто родным для племени мака, но и отцом, предком, духом, богом. И это совершенно особая тема для упоминаний и исследований.
Н.А. Бенедиктов, доктор философских наук, Нижний Новгород
На заглавном фото одна из главных достопримечательностей Парагвая – столичный Национальный пантеон Героев Парагвая, построенный в 1930-е годы. Главное его предназначение хранить останки самых прославленных героев и важных для страны людей. Именно там захоронены русские солдаты, которые помогали бороться за Парагвай.
-
Сергей
5 февраля 2022 в 06:57Ужакин
Автор перепечатки: Именно там захоронены русские солдаты, которые помогали бороться за Парагвай.
***
Солдаты, это люди воющие за сольды, за деньги - дикие гуси, джентльмены удачи, одним словом, ЧВК. Ничего личного...
Так, все же, они воевали за деньги, или за вновь приобретенную Родину?
-
Аркадий-710
5 февраля 2022 в 08:28Седов-716
Саша спасибо за статью . Интересная инфа .
-
Сергей
5 февраля 2022 в 15:09Ужакин
Хорошо было бы, если бы автор перепечатки, еще писал и публиковал свое. А не работал вместо копировальной техники.
Тем более, что в этой перепечатке вопросов больше, чем ответов. Да, текст вне сомнения интересный, хотя и не бесспорный, по нему есть о чем говорить, но... с автором.
Вообще, правила хорошего моветона предполагают, что автор сам публикует свой текст. Это его текст, он его выстрадал, он его чувствует, он за него отвечает, но не взвесившийся принтер. Автор не может сам его опубликовать? И вообще, давал ли он ему такое право, может он с данным СМИ не сотрудничает. Или автор не дееспособен, а Принтер у него в душеприказчиках? На каком основании перепечатка.
Стоп, этот человек в душеприказчиках? Тот самый который больше абзаца мысль не фиксирует и дальше фразы - Сам дурак! рассуждать не способен.
Как-то вы человек из-за лужи, господин агент по недвижимости весьма своеобразно смотрите на тень от статуи Свободы. Это что же, вы приходите к собственнику и говорите - Э, да я выставляю твой дом на продажу и мне все равно, что ты об этом думаешь!
-
Аркадий-710
5 февраля 2022 в 21:21Седов-716
Хошь больше инфи . Пишешь в яндекс название статьи и тебе выдаст больше инфы по этому поводу . На сайте выставляються чужие статьи со ссылка. И ничего все живы .
-
Сергей
6 февраля 2022 в 06:37Ужакин
Так я много чего могу в Инете найти, чай в информационном обществе живем. Только этот взбесившейся ксерокс ( по вашему - копир) здесь причем? Мы говорим об Ермошине - он на каком основании все это разместил, его просили, душеприказали? Чего в его голове творится?
Он и так нас радует, то откровение Жвана выстави,. кототорое тот не писал и мыслить такого не мог. А потом еще совесть теряет - не виноватая я, это все "Пятая газета", с них спрашивайте! Даже за свои поступки отвечать не способен.
Почему кабан гладок, поел да набок. Так и Ермошин, вял, тиснул по непонятным причинам и отвалил. Вы Седов . если и подались в адвокаты к Ермошину, так хотя бы поясните его мотивы, а то ведь без мотива даже мухи не женятся.
-
Аркадий-710
6 февраля 2022 в 07:54Седов-716
А ты кто тут судья что ли ? Каждый тут вправе печатать все что хочет, если это не нарушает правил сайта и модератор разрешает. Прицепился к человеку как банный лист . Какие поступки ? Ты знаешь как себя Ермошин в реале ?
-
Сергей
6 февраля 2022 в 08:11Ужакин
В том то и дело, мил человек, что не судья, потому спрашиваю и его и тебя - временного поверенного, какие основания? Надеюсь, что это право обсуждать с вами - хозяевами форума у меня еще пока сохраняется? Или - время реакции и никаких прав уже нет? Или я имею право поставить вам плюсик и восвояси удалится?
Ответить то вы можете? На каком основании Ермошин копипастит чужие труды. Ну, ладно еще можно понять. что он таскал перепечатки "Пятой газеты", пока не продал газету с потрохами на перепечатке Жвана. Мелочь, но очень характеризует человека.
Я могу понять инородца Липорта, у того это прием влияния - перепечатать простынь из Синьхуа из Москвы и ждать, как будут реагировать на чужое. там воровство принципиальное, этническое.
Но здесь то самостоятельный материал уважаемого человека, ссылки на печатный орган - НЕТ. Отсюда и вопрос - в чем мотив Ермошина?
-
Аркадий-710
6 февраля 2022 в 21:06Седов-716
Ты понимашь русский язык, что это не твое дело. Каждый автор может печатать все то что не нарушает правил газеты Завтра. Или у тебя лежа голым на паркете вообще крышу снесло
-
Александр
5 марта 2022 в 21:13Штибин
Про Парагвай действительно интересно, правда эту историю уже знал! Подобные вещи вызывают истинное восхищение! Спасибо! ПЛЮС!
С уважением и признательностью, А.Штибин