Своим самоопределением по отношению к русским в Донбассе Россия получила чудесную возможность стать снова самой собой. А в чём же наш собственный путь и образ?
Начнём разговор с предперестроечного времени. Это были те благословенные времена, когда каждый житель Советского Союза мог поехать в отпуск в любой конец страны, а детей выпускали на улицу, не боясь, что их кто-то может похитить и уж тем более изнасиловать. Взрослые не проводили столько времени за «конвоированием» детей, позволяя детям спокойно социализироваться в среде сверстников. Воду пили из крана, не боясь отравиться, а хлеб покупали в магазинах без полиэтиленовой упаковки, не боясь заразиться.
Но советская пропаганда, оставив после себя до сих пор действенную и высококачественную кино и мультпродукцию, не уделяла должного внимания теме рекламы товаров широкого потребления и культурного оформления повседневного быта людей.
На этом фоне всё больше развивался интерес советских людей к импортным товарам. Ведь, несмотря на железный занавес, товары эти всё равно проникали в страну, прежде всего под восточноевропейскими брендами из стран соцлагеря: ГДР, Румынии, Польши, Венгрии, Югославии. И очаровывали своей эстетикой. Не говоря уже о контактах советской элиты с эстетикой собственно западной, что в ситуации табу и дефицита становилось ещё более привлекательным. А запретный плод, как известно, сладок… В какой-то момент элита не выдержала соблазна и пустила эти товары на свой рынок.
И оказалось, что форма очень даже связана с содержанием, и вместе с западной формой и дизайном мы получили западный образ жизни. При этом крупные западные рекламные компании никогда и не скрывали, что для того, чтобы продать товар, необходимо продвинуть соответствующий ему образ жизни. В итоге советский народ вместе с упаковкой получил иной социальный уклад. Вопрос: мы этого хотели?
В своей массе народ этого не хотел и даже не понимал. Никто не собирался менять образ жизни. Нашим людям нужны были просто качественные и полезные в быту товары, эстетически привлекательные и разнообразные. Никто не хотел терять те социальные достижения, к которым все уже привыкли и воспринимали их чем-то само собой разумеющимся. Но это оказалось неотвратимым. Дизайн и эстетика быта выступили этаким троянским конём, благодаря которому был произведён тотальный переворот в образе жизни.
А если говорить глобально, то самостоятельный и самобытный по определению дизайн для каждой марки, каждого магазина, каждой общественной организации парадоксальным образом приводит к атомизации всего и вся, к распылению и стиранию нас как единого самобытного народа. Кто сегодня готов к введению единого самобытного, ни на кого не похожего стиля России как отдельной цивилизации? Понимаю, это смелое предложение, но необходимое.
Заглянем в наше далёкое прошлое. Отношение к дизайну быта, пространства было тогда сверхвнимательным, оригинальным и серьёзным. Сакральным. Даже время имело свой дизайн — календарный, из которого следовал повторяемый из поколения в поколение уклад жизни всего общества.
С точки зрения традиционного русского менталитета в быте и повседневной жизни мелочей нет. Традиционный быт весь состоял из ритуалов и был пронизан сложной эстетикой самых простых бытовых вещей. При таком взгляде оказывается, что повседневный быт — это не материальное, а самое что ни на есть духовное. В каждом предмете и действии может быть свой символизм и глубокий смысл, поскольку у каждой бытовой вещи есть своё предназначение. И предельная серьёзность. Простейшие предметы быта оказываются небезобидны и не нейтральны. И если советский пупсик зовёт девочку к материнству, то длинноногая Барби прямо от этого материнства отвращает, приучая к потребительскому образу жизни.
Сейчас нам надо вспомнить об историческом многообразии эстетики нашего народа, которое было не только у отдельных народностей нашей страны, но даже у отдельных регионов. На Вологодчине — одно, на Ставрополье — другое. Глубинная память народа всё это хранит.
А ведь попытки обращения к корням были даже в 1990-е. Взять, например, губернатора Нижегородской области Ивана Склярова (1952–2007), учредившего целый департамент народных художественных промыслов и проведший празднование 1000-летия хохломской ложки. Кстати, на федеральном уровне это празднование тогда было жутко ошельмовано недавно покинувшим страну Шендеровичем*. Есть множество невостребованных художественных фольклорных коллективов, возрождающих и возвращающих в наш быт семейные традиции сватовства, брачного пира, ухода за младенцем, колыбельные, пестушки.
Именно отсюда при условии мировоззренческого осмысления может вырасти весьма содержательная, внутренне заряженная культура взаимоотношений и дизайна повседневности, что может стать новым зарядом бодрости, в том числе для промышленников и предпринимателей. А контрсанкции, помимо чисто экономической и пиар-плоскости, могут перейти в глубинную — эстетическую и мировоззренческую.
Сейчас западные товары сами обратились в бегство с наших прилавков и рынков. И это отлично, потому что при всём удобстве и приятности это был культурный яд, который вёл к разрушению нашей идентичности.
И хотя не факт, что все эти бренды действительно, как обещали, сами уйдут из России, но прецедент зафиксирован, и он даёт нам полное право проводить полномасштабную политику замещения. Чтобы выжить как народ и как цивилизация, мы должны захотеть одеваться в отечественные идеологизированные бренды и марки.
Новый подход к дизайну товаров и пространства должен стать частью новой культурной политики, политики эстетического и культурного суверенитета. Но главное, чтобы импортозамещение произошло в сердцах и умах представителей нашего народа.
Для чего же нам нужен культурный и эстетический суверенитет? Чтобы строить и сохранять самобытную цивилизацию жизни своего народа, понимаемого как суперэтнос, включающий в себя множество народов, укладов и традиций. А цивилизация начинается с 300 миллионов. И в этом смысле нам нужен новый русский миллиард.
Народ должен сам определить, что́ мы, россияне, считаем культурой и культивируем, а что считаем сорняками и выпалываем. Курс на эстетический и культурный суверенитет неизбежен. Нельзя, вырвавшись из низкопоклонства перед культурой Запада, попасть в чужебесие перед культурой Востока. Нам нужно своё.
Необходима последовательная государственная политика протекционизма по отношению к отечественным товарам, импортозамещение и рост налоговой нагрузки на товары, чей дизайн не соответствует кодам российской культуры. А доходы от этого налога, естественно, должны идти на развитие отечественного искусства и обучение ему новых поколений. Эстетика жизни сохранилась в народе, но ей надо дать волю, энергию и силу.
*физическое лицо, признанное иностранным агентом